Найти в Дзене
Сибирская эпоха

Статья №4 Климат против экспертизы: когда наука объявляется экстремизмом

Статья 4. Когда эксперт противоречит Президенту 1. Что говорит Президент о климате В официальной риторике Президента Российской Федерации климатическая проблематика занимает центральное место. В публичных выступлениях и документах подчёркивается: — изменение климата является объективным и научно подтверждённым процессом; — климат Земли подвержен циклическим изменениям; — Россия сталкивается с ускоренным нагревом территории; — климат — вопрос национальной и глобальной безопасности. Президент прямо указывал, что игнорирование климатических процессов и их цикличности может привести к необратимым последствиям для экономики, экологии и жизни людей. 2. Циклы, о которых говорят и Президент, и учёные В своих заявлениях Президент подчёркивал, что в истории Земли уже были климатические циклы, и современная наука обязана учитывать как естественные, так и антропогенные факторы. Этот тезис полностью совпадает с научной позицией, представленной в материалах АЛЛАТРА и выступлениях Эгона Чолакяна. 28

Статья 4. Когда эксперт противоречит Президенту

1. Что говорит Президент о климате

В официальной риторике Президента Российской Федерации климатическая проблематика занимает центральное место. В публичных выступлениях и документах подчёркивается: — изменение климата является объективным и научно подтверждённым процессом; — климат Земли подвержен циклическим изменениям; — Россия сталкивается с ускоренным нагревом территории; — климат — вопрос национальной и глобальной безопасности.

Президент прямо указывал, что игнорирование климатических процессов и их цикличности может привести к необратимым последствиям для экономики, экологии и жизни людей.

2. Циклы, о которых говорят и Президент, и учёные

В своих заявлениях Президент подчёркивал, что в истории Земли уже были климатические циклы, и современная наука обязана учитывать как естественные, так и антропогенные факторы. Этот тезис полностью совпадает с научной позицией, представленной в материалах АЛЛАТРА и выступлениях Эгона Чолакяна.

28 января 2024 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин и Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко в режиме видеоконференции приняли участие в Церемонии ввода в опытную эксплуатацию нового зимовочного комплекса станции «Восток» в Антарктиде.

Основными задачами данного комплекса являются «мониторинг солнечной активности и других явлений «космической погоды», которые воздействуют и на технику, и на человека, изучение роли Антарктиды в глобальном изменении климата, что очень важно и для нашей страны, и для всего человечества. Также «новая станция позволит укрепить сотрудничество учёных из разных стран, станет открытой площадкой для решения актуальных проблем в сфере изучения природы, окружающей среды». Владимир Владимирович в том числе отметил, что «полученные ледниковые керны дали информацию, что за последние 420 тысяч лет прошли четыре полных климатических цикла от потепления до оледенения» (http://www.kremlin.ru/events/president/news/73336).

Также на этой Церемонии А.Г. Лукашенко поделился о том, что его шокировала та информация, которую ему поведал В.В. Путин до начала конференции. Далее приведены цитаты из стенограммы диалога А.Г. Лукашенко и В.В. Путина:

А. Лукашенко: Уважаемый Владимир Владимирович! Вы так подробно обо всём рассказали. Но на меня больше всего произвела впечатление та информация, которую Вы изложили до начала нашей видеоконференции. Вы говорите очень интересно: четвёртый период за последние 420 миллионов лет.

В.Путин: Тысяч.

А.Лукашенко: [420] тысяч лет – полмиллиона лет.

В.Путин: Да.

А.Лукашенко: Четыре периода прошло. Я так, в шутку: интересно бы знать, в каком мы периоде и в какой точке находимся, когда это похолодание или потепление придёт к нам, чтобы не во время нашей жизни и наших детей. Потому что очень хочется, чтобы не только мы, но и планета существовала. То, что Вы мне рассказали, – это вообще за гранью понимания находится. Трудно даже осознать, что наши исследователи и учёные делают какие-то выводы, притом, я говорю, за гранью понимания, а когда не понимаешь это, иногда даже жутко и не по себе становится. Поэтому ребята делают очень хорошую работу…Честно скажу, что я не настолько был погружён в эту тему, как мой коллега Владимир Владимирович Путин, но это даст хороший толчок развитию. Мы очень серьёзно к этому отнесёмся. Владимир Владимирович, очень кратко, но тем не менее изложил всю историю, предысторию, в чём-то и напугал нас этими периодами. Дай бог, чтобы учёные ошиблись в нашу пользу.

3. Прямое противоречие экспертизы

Несмотря на совпадение ключевых тезисов — цикличность климата, усиление антропогенного воздействия, риск точек невозврата — движение, поднимающее эти вопросы в научно-популярной форме, признаётся экстремистским.

Возникает институциональный парадокс: — Президент говорит о климатических циклах — это государственная позиция. — Учёные говорят о климатических циклах — это наука. — Общественное движение говорит о климатических циклах — это экстремизм.

20 ноября 2013 г. Президент России В.В. Путин на заседании Совета Безопасности, посвящённое обеспечению национальной безопасности в сфере охраны окружающей среды и природопользования: «…На новый уровень нужно поднимать фундаментальные и научно-прикладные исследования в области экологии и охраны окружающей среды. Нам важно понимать, как будет меняться климат, какие здесь есть риски. Нужны научно обоснованные прогнозы состояния природных ресурсов, перспективы развития экологической ситуации в России, вероятные трансформации экосистем в результате природных и техногенных воздействий. Причём горизонт прогнозов должен составлять не менее 10-15 лет. Желательно и больше, конечно, насколько это возможно, имея в виду состояние сегодняшних исследований и возможности наших учёных и их зарубежных коллег. Без таких данных трудно объективно оценить реальные угрозы экологической безопасности, разработать долгосрочные меры по их нейтрализации». http://www.kremlin.ru/events/president/news/19655

30 марта 2017 года В.В. Путин на Международном форуме «Арктика – территория диалога»: «…То есть потепление уже началось, таких антропологических факторов, таких выбросов тогда не было, а потепление уже началось. … Это может быть связано с какими-то глобальными циклами на Земле или вообще планетарного значения» (http://www.kremlin.ru/events/president/news/54149/work).

09 июля 2019 года В.В. Путин перед участниками II Глобального саммита по производству и индустриализации (GMIS): «…Однако надежды на то, что сами по себе новые технологии спасут планету от возрастающего антропогенного влияния, нагрузки, во многом оказались иллюзией. Деградация природы и климата продолжается. И всё острее даёт о себе знать засухами, неурожаями, природными катаклизмами. Кстати говоря, в России мы это чувствуем наиболее остро. У нас температура, я недавно говорил об этом, температура в России растёт в два с половиной раза быстрее, чем в целом на планете» (http://www.kremlin.ru/events/president/news/60961).

19 декабря 2019 года на Большой пресс-конференции Владимира Путина Президент РФ В.В. Путин: «Мы знаем, что в истории нашей Земли были такие периоды, когда было и потепление, и похолодание, и это может зависеть от глобальных процессов во Вселенной. Небольшой наклон оси вращения Земли и её орбиты вокруг Солнца могут приводить, и приводили уже в истории нашей планеты, к очень серьёзным изменениям климата на Земле, колоссальным, которые имели такие драматические последствия – хорошие или плохие, но они были драматическими. И сейчас тоже. Посчитать, как современное человечество влияет на изменение глобального климата, очень сложно, если вообще возможно. Но не делать ничего тоже нельзя, я в этом согласен со своими коллегами. Поэтому во всяком случае мы должны предпринять максимальные усилия для того, чтобы климат драматически не менялся. Что касается нашей страны, то для нас этот процесс очень серьёзным является. Темпы роста температур у нас выше, чем в среднем на планете, в 2,5 раза. У нас, как вы знаете, страна северная, 70 процентов нашей территории находится в северных широтах, у нас есть целые города за Полярным кругом, которые построены на вечной мерзлоте. Если она начнёт таять, вы представляете, какие последствия здесь могут для нас возникнуть. Очень серьёзные. Кроме того, где-то становится, может быть, теплее, вот как сейчас в Москве рекорды очередные мы устанавливаем по температурам, но это может привести к опустыниванию некоторых территорий, и нас это касается напрямую. Изменения климата проявляются в том числе и в росте количества различных природных катаклизмов: пожаров, наводнений и так далее. Это тоже всё нас касается напрямую. Поэтому мы делали это, будем делать, будем предпринимать усилия потому, чтобы минимизировать последствия от этих изменений» (http://www.kremlin.ru/events/president/news/62366).

30 июня 2021 года во время «Прямой линии с Владимиром Путиным» В.В. Путину был задан вопрос: «У нас то потоп в Крыму, Владимир Владимирович, то жара в Москве, то пожары в Сибири. Что происходит с климатом? Почему природа сошла с ума?» Ответ В.В. Путина: «…В чём трагизм ситуации? Не в том, что климат в различных регионах Земли периодически меняется, а в том, что некоторые считают, что когда климат будет меняться в отдельных регионах и на всей планете, подойдёт к определённой опасной черте – а вот если рядом с этой чертой человечество ещё добавит, внесёт свой вклад в глобальное потепление, – вот здесь могут наступить необратимые процессы, которые могут привести нашу планету к состоянию Венеры, на поверхности которой, как мы знаем, где-то 500 градусов по Цельсию. Вот чего опасаются экологи и те люди, которые предупреждают нас о таком возможном неблагоприятном для всего человечества развитии событий. Конечно, так это или не так, но мы должны сделать всё для того, чтобы минимизировать свой вклад в то, что происходит в глобальной сфере, в том числе во Вселенной в целом. Потому что мы часть этой Вселенной, и то, что там происходит, мы на это влиять не можем, но то, на что мы можем влиять, мы должны повлиять» (http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/65973).

В своём Послании Федеральному Собранию РФ в 2020 году Президент России В.В. Путин: «Хочу подчеркнуть, Россия готова поддержать совместные исследования отечественных и зарубежных учёных по проблемам экологии, изменения климата, загрязнения окружающей среды и Мирового океана. Это общие для всех вызовы глобального развития. Сегодня скорость технологических изменений в мире многократно возрастает, и мы должны создать собственные технологии и стандарты по тем направлениям, которые определяют будущее. Речь прежде всего об искусственном интеллекте, генетике, новых материалах, источниках энергии, цифровых технологиях. Убеждён, мы способны достичь здесь такого же прорыва, как и в оборонной сфере» (Послание Президента Федеральному Собранию от 15.01.2020 - http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/62582).

На Валдайском форуме 21 октября 2021 года, В.В. Путин: «Климатические деформации и деградация окружающей среды столь очевидны, что даже самые беспечные обыватели не способны от них отмахнуться. Можно продолжать вести научные споры о механизмах происходящих процессов, но невозможно отрицать, что эти процессы усугубляются и надо что-то делать. Природные катаклизмы – засухи, наводнения, ураганы, цунами – практически чуть ли не нормой стали, мы к этому начали привыкать... безопасность – один из главных императивов; во всяком случае, сегодня это стало очевидным, и пусть кто-то попробует сказать, что это не так, а потом объяснит, почему оказался не прав и почему оказались не готовы к кризисам и потрясениям, с которыми сталкиваются целые народы» (http://www.kremlin.ru/events/president/news/66975).

16 сентября 2022 года на Пресс-конференции по итогам визита в Узбекистан В.В. Путин: «Энергетический кризис в Европе начался не с начала специальной военной операции России на Украине, в Донбассе, не с этого, гораздо раньше, на год, если не раньше. Начался он, как это ни покажется странным, с «зелёной» повестки. «Зелёная» повестка нужна, нужно, конечно, заботиться о климате и не допустить прохождения какой-то точки невозврата, когда климат начнёт меняться таким образом, что остановить это будет уже невозможно и мы превратимся в одну из планет Солнечной системы, на которой раньше вроде бы была, по мнению учёных, атмосфера, а теперь её нет, там температура теперь 500 градусов. Конечно, этого никто не хочет, но делать всё нужно аккуратно, осторожно, поэтапно» (http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/69366).

20 февраля 2024 года на Форуме АСИ «Сильные идеи для нового времени» В.В. Путин: «…Более того, в нашем регионе таяние ледников происходит быстрее, чем в других регионах мира, и для нас это абсолютно актуальная задача. Поэтому, когда кто-то где-то говорит о том, что нужно уделять больше внимания вопросам экологии и изменения климата, то нас это касается в первую очередь. Мы как раз сторонники того, чтобы объединять усилия всех людей на планете, которые заинтересованы и в анализе происходящих событий, и в принятии необходимых мер для того, чтобы, если можно, помешать этому процессу, а если нельзя помешать, то хотя бы его заменить, с тем чтобы человечество, а в данном случае наша страна, могло бы войти в тот период, который наступает, если это неизбежно. Надо быть готовыми к этим изменениям» (http://kremlin.ru/events/president/news/73505).

07.11.2024 года на пленарной сессии XXI ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» В.В. Путин: “То есть что происходит, понятно, – изменение климата, глобальное потепление. Из-за чего это происходит? Из-за деятельности человека либо какие-то другие факторы влияют, вплоть до глобального космоса, или что-то с Землёй происходит периодически, и мы не очень понимаем что. Но изменения очевидны, они происходят – это факт. И было бы беспечно вообще ничего не делать, с этим не поспоришь. А мы в России знаем это не понаслышке, потому что у нас потепление идёт быстрее, чем во всех других регионах мира. У нас за 10 лет потепление произошло на 0,5 градуса плюс, а в Арктике ещё быстрее – 0,7 плюс. Для нас это очевидная вещь. Для страны, 60 процентов территории которой находится в зоне вечной мерзлоты, это имеет практические последствия. У нас целые города на территориях вечной мерзлоты стоят, посёлки и так далее, производства развёрнуты. Это очень серьёзное дело для нас и будет иметь серьёзные последствия. Поэтому мы-то знаем, что это такое”. http://www.kremlin.ru/events/president/news/75521

26 октября 2023 года В.В. Путин утвердил Климатическую доктрину (Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2023 № 812 «Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации»). Фрагменты из Доктрины:

“Изменение климата является одним из наиболее серьёзных вызовов XXI века, который выходит за рамки научных дискуссий и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации (п. 7 Доктрины);

Изменение климата проявляется в различных процессах, в частности в увеличении частоты и интенсивности климатических аномалий и экстремальных погодных явлений. В течение XXI века высока вероятность ускорения происходящего изменения климата (п. 9 Доктрины);

Ожидаемое изменение климата неизбежно отразится на жизни людей, состоянии животного и растительного мира во всех регионах планеты, а в некоторых из них станет ощутимой угрозой благополучию населения и устойчивому развитию (п. 10 Доктрины).

Возникает необходимость учёта изменения климата в качестве одного из ключевых долговременных факторов безопасности Российской Федерации, а также признания проблемы глобального изменения климата одним из приоритетов внутренней и внешней политики Российской Федерации (п. 11 Доктрины).

Основными принципами климатической политики является, в том числе признание необходимости действий как на внутригосударственном уровне, так и в рамках полноправного международного взаимодействия с участием Российской Федерации по вопросам, связанным с изменением климата, в том числе предполагающим экономическое сотрудничество и выработку согласованных подходов к климатической политике, а также осуществление исследовательских программ и проектов (пп. «г» п. 22 Доктрины).

Интересы Российской Федерации, связанные с изменением климата, не ограничиваются её территорией и носят глобальный характер. Это обусловлено как всеобъемлющим изменением климата, так и необходимостью учитывать в международных отношениях многообразие воздействия на климат и последствия его изменения в различных регионах мира. При выработке климатической политики следует принимать во внимание не только прямое, но и косвенное воздействие изменения климата на экономику, население, в том числе на различные социальные группы, и окружающую среду. К опосредованному воздействию изменения климата относится его влияние на миграционные процессы в результате глобального перераспределения природных, в том числе водных, ресурсов и снижения относительной комфортности проживания человека в отдельных регионах РФ и за её пределами, а также на возможность и экономическую целесообразность осуществления различных видов хозяйственной деятельности (п. 23 Доктрины).

Изменение климата создаёт угрозы для безопасности РФ. Реагировать на эти угрозы необходимо с использованием средств, способных обеспечить желаемые экологические и экономические эффекты в долгосрочной перспективе (п. 24 Доктрины).

Основными задачами климатической политики является, в том числе развитие информационной и научной основы климатической политики, включая усиление научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации, для обеспечения полноты и достоверности информации о состоянии климата, антропогенном и ином воздействии на климат, его происходящем и будущем изменении и последствиях такого изменения (пп. «а» п. 32 Доктрины).

Своевременные выявление и оценка связанных с изменением климата угроз устойчивому развитию и безопасности РФ, включая угрозы обороноспособности, экономике, окружающей среде, жизни и здоровью граждан, относятся к приоритетам климатической политики (п. 34 Доктрины).

Субъектами реализации климатической политики являются, в том числе общественные организации (объединения) и другие негосударственные некоммерческие организации; граждане РФ (пп. «е», «ж» п. 64 Доктрины).”

4. Вопрос, на который нет ответа

Если научные тезисы допустимы в устах главы государства, но запрещены в устах общественных исследовательских движений, то проблема заключается не в содержании тезисов, а в механизме экспертизы.

Кто и на каком основании получает право объявлять экстремизмом темы, которые официально признаны вопросами национальной безопасности?

5. Финальный вывод серии

Современные угрозы — климатические, биологические, техногенные — требуют открытого научного диалога. Когда этот диалог подменяется идеологической экспертизой, государство рискует остаться без научных инструментов в момент, когда они наиболее необходимы.

Продолжение в России возможно только в одном формате — возвращение науки в экспертную систему.

Вопрос остается ко всем нам:

готово ли российское общество обсуждать реальные угрозы, брать на себя ответственность за свою жизнь, жизнь близких и всего человечества?

Смотри больше информации: https://www.youtube.com/watch?v=y9ephv8L1-Q