В каждой ленинградской семье своя блокадная история и своя книга памяти.
Моя бабушка по маминой линии, Зубова(Колосникова) Лариса Николаевна, родилась в Ленинграде в феврале 1945 года в последние месяцы войны. Всю блокаду рожениц принимал единственный роддом - на улице Петра Лаврова(Фурштадтской улице сегодня). Этот роддом №2 и сейчас продолжает работать. Тогда нашей семье повезло: коммуналка, где проживала семья бабушки, находилась на соседней улице с роддомом, и все случилось благоприятным образом, насколько это было возможно в условиях войны. От своей мамы, Колосниковой Дарьи, ее сестер и бабушки моя бабушка сызмальства впитала рассказы о самых страшных днях в истории нашего города. Никто не любит вспоминать об этом и рассказывать: слишком тяжелы были потери этих 872-ух дней голода, бомбежек и ужаса.
872 дня блокады
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года и длилась 872 дня. В историю она вошла как самая кровопролитная осада человечества. Окруженными в голоде и холоде оказались около 2,9 млн человек, 400 тыс. из которых - дети. Фашисты выпустили около 150 тыс. снарядов по Ленинграду, сбросили более 107 тыс. фугасных бомб. От голода и обстрелов погибли около 1,5 млн. человек.
На человека полагалось 125 граммов хлеба в день, который выдавали по карточкам. Потерять карточку было равнозначно смерти. Люди питались тем, что сегодня даже и невозможно представить и вообразить, согревались как могли, и при этом работали, дежурили и не теряли надежды на жизнь.
Единственной дорогой в осажденный Ленинград была "Дорога жизни" через Ладожское озеро. Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда, но никто был не в силах ускорить его нарастание. Когда толщина достигла 180 мм на лед вышли первые конные обозы. Лед проваливался, периодически повозы попадали под бомбежку, и не добраться до цели стало страшным, но привычным случаем.
Осажденный город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные и измученные люди находили в себе силы работать. Старики, женщины и дети стояли у станков. Везде, где было возможно, высаживали овощи, никто не знал, сколько продлится осада. И это было шансом на спасение.
Салют 27 января 1944 года
27 января 1944 года по громкой связи передали победоносную речь Юрия Левитана о прорыве блокады Ленинграда:
"Говорит Ленинград, внимание, товарищи, войска Ленинградского фронта в итоге 12-дневных напряженных боев прорвали и преодолели на всем фронте под Ленинградом сильно укрепленную, глубоко эшелонированную, долговременную оборону немцев. Город Ленинград полностью освобожден от вражеской блокады и от варварских артиллерийских обстрелов противника. В ознаменование одержанной победы и в честь полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады сегодня, 27 января в 20 часов, город Ленина салютует доблестным войскам ленинградского фронта 24-мя артиллерийскими залпами из 324 орудий".
Позже Юрий Воронов напишет пронзительные строки об этом салюте:
"За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика —
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют.
Сегодня ленинградцы плачут…"
Мама-повар - спасение
Семья Колесниковых жила на улице Петра Лаврова(ныне Фурштадтской улице), что сейчас находится рядом с метро "Чернышевская" на втором этаже в одной из комнат простой ленинградской коммуналки. По выходным ходили мыться в общественные бани, так как ванных комнат в те годы в домах не было. А детвора бегала на занятия в здание школы(ныне Президентский физико-математический лицей №239). Эта школа, одна из немногих проработала всю блокаду, сформировав 19 классов по тогда Октябрьскому району блокадного Ленинграда. В кино и на танцы ходили в кинотеатр "Спартак", что находился в здании церкви Святой Анны(Анненкирхе) на Кирочной улице (с 1939 года улица называлась улицей Салтыкова-Щедрина). Моя бабушка вспоминает эти дни уже послевоенного своего детства с улыбкой.
В годы блокады все было куда страшнее. Каждые полчаса люди спускались в бомбоубежища в подвалы, где было холодно, темно и зачастую по колено воды. А первая зима 1941-1942 годов выдалась сильно морозной, температура снижалась до -40 градусов. Дрова заканчивались, чтобы протопить квартиры приходилось пускать в ход мебель, старые книги, нажитую домашнюю утварь. За карточками на хлеб нужно было идти с самого утра, поскольку к обеду хлеб уже заканчивался.
Мама бабушки работала в военном госпитале поваром, что и спасло всю семью от голода и неминуемой смерти. Ей удавалось добывать остатки еды и находить дополнительные карточки на еду для выживания.
Эвакуация по Дороге жизни
Однажды холодной зимой объявили эвакуацию детей через Ладогу и сестра бабушки Дарьи решила отправить своих двоих малолетних сыновей. Прокормить их было тяжело в тех условиях и это казалось единственным шансом на их спасение. Детей отвели к месту сбора и распрощались. А через пару дней прошла весть, что тот грузовик, в котором были ее сыновья, подорвали немцы при переправе через Дорогу жизни. У бабушкиной сестры случился сердечный приступ, она упала в траншею у дороги и замерзла. Она осталась жива, но ее парализовало. А спустя месяцы они узнали, что сыновья были в другом фургоне и остались живы.
Память
В память о блокаде Ленинграда и как дань уважения защитникам города жители города на Неве прикрепляют на грудь Ленточку Ленинградской Победы, зажигают свечи памяти на подоконниках квартир и домов 27 января ровно в 18.00 и возлагают цветы к мемориалам победы. И продолжают жить, стараясь соответствовать своим самоотверженным доблестным упертым и непоколебимым героям-согражданам блокадного Ленинграда.
Из Питера с душой