Михаил Федорович Романов оказался на русском престоле в 16-летнем возрасте. Молодой царь не имел опыта не то что в управлении, но даже и в общении с боярами и членами правительства, так как свои недолгие годы жил он за спиной матери, суровой и властной инокини Марфы – в девичестве Ксении Шестовой. К тому же, особыми природными умственными способностями молодой царь не отличался.
В отличие от Михаила его отец, патриарх Филарет, до вынужденного пострига боярин Федор Романов, обладал и умом, и твердым характером, и амбициями, и лидерскими качествами. Но как лицо духовное, он не мог быть царем. Поэтому он взял на себя обязанности соправителя сына, а фактически, стал правителем государства. Но произошло это только в 1619 году, после его возвращения из польского плена.
Так кто же помогал Михаилу в течение 6 лет управлять государством? Причем, достаточно успешно.
Боярская дума
Прибыв в Москву после своего неспешного путешествия из Ипатьевского монастыря, новоизбранный государь нашел там уже вполне нормально функционирующий государственный аппарат. Пожарский, Трубецкой и Минин, возглавлявшие временное правительство, восстановили основные приказы (выполняющие роль министерств), которые уже функционировали достаточно эффективно.
Работала и Боярская дума, которую по-прежнему возглавлял князь Федор Иванович Мстиславский, сохранивший чин конюшего. Остались в думе и другие члены правительства Семибоярщины: боярин Ф.И. Шереметев, князья Б.М. Лыков и И.М. Воротынский, дядя царя И.Н. Романов. Все они запятнали себя сотрудничеством с поляками, но при этом все в той или иной степени были родственниками царя. И опытными царедворцами.
Были в Думе и бояре из правительства предыдущего царя, Василия Шуйского, а также в ее состав вошли руководители ополчений: князья Д.М. Пожарский и Д.Т. Трубецкой.
Земский собор
Самые важные вопросы выносились на рассмотрение Земского собора, в состав которого входили рядовые дворяне, купцы, горожане. Здесь обсуждали налоговые вопросы, меры по борьбе с казачьими разбоями на окраинах, обсуждали взаимоотношения с внешними противниками - поляками и шведами. Земской собор в ранний период правления Михаила Романова собирался часто и играл существенно большую роль, чем ранее, в XVI веке. Правда, постепенно значение Земского собора снизилось, и при сыне Михаила Федоровича, Алексее Михайловиче, он был вообще распущен.
Поэтому Михаилу не нужно было самому и единолично решать важные государственные вопросы. Благодаря деятельности Боярской думы и Земский собора, удалось покончить со Смутой, разгромить Марину Мнишек с Иваном Заруцким и утихомирить «воровских казаков». Кроме того, были заключены мирные договоры с Речью Посполитой и Швецией.
Родственное окружение
Конечно, главной советчицей юного царя была его матушка, инокиня Марфа, в миру - Ксения Ивановна Шестова, которая получила титул «Великая государыня старица Марфа». Марфа тоже не была одинока в принятии решений. В ее близкое окружение входили сестра, инокиня и вдова окольничего М.М. Салтыкова, а также два взрослых сына сестры - Борис и Михаил, которые имели чин стольников. Именно эти родственники и стали главными советчиками Михаила в дворцовых делах. А фактически, заправляли делами во дворце.
Самоуправство братьев Салтыковых
В конце 1613 года Михаил пожаловал боярство своему двоюродному брату Борису Михайловичу Салтыкову. Интересен не столько сам этот факт, а то, что сделано это было таким образом, чтобы унизить князя Дмитрия Пожарского. Ведь именно Пожарский должен был публично объявить Салтыкову о производстве его в чин. По законам местничества, которых жестко придерживались в то время, Пожарский был значительно более знатного рода и не мог объявлять о назначении гораздо менее знатному Салтыкову. Кроме того, Салтыковы в 1610—1612 годах активно сотрудничали с поляками. И каково было народному герою, руководителю ополчения, выполняя роль дьяка говорить изменнику о его возвышении?
Поэтому Пожарский отказался от такой «чести», уехал домой и сказался больным. Салтыкову о его боярстве объявил думный дьяк, но, чтобы его успокоить, в разрядной книге записали, что это Пожарский. Но тщеславного Салтыкова это не устроило. Он «бил челом» царю, говоря, что Пожарский «нанес ему бесчестие». Естественно, Михаил встал на сторону родственника. Пожарскому грозила тюрьма, и он вынужден был отправиться в дом к Салтыкову, чтобы просить у того прощения.
После производства в бояре Борис Салтыков стал дворецким, то есть, возглавил Дворцовое ведомство. Младший брат, Михаил Салтыков, получил чин кравчего.
Обстановка в стране была тяжелой: война с поляками и шведами, казацкие бунты. Но Салтыковы участия в военных действиях не принимали. Они принимали участие в дипломатических приемах, разных празднествах и увеселительных мероприятиях.
Особенно был близок к царю и оказывал на него влияние старший из братьев, Борис Салтыков, который был старше царя (ориентировочно он родился в 1580-е годы). В его ведении также вскоре оказались Аптекарский приказ и иностранные врачи. Фактически, он отвечал за здоровье и личную жизнь государя. И это свое положение он использовал отнюдь не только для пользы Михаила.
В 1616 году царь решил жениться и его невестой стала Мария Ивановна Хлопова, из не очень знатного боярского рода. Молодой царь выбрал себе будущую жену на смотре невест, где буквально влюбился в нее с первого взгляда.
Но свадьба не состоялась – помешали Салтыковы. Побоявшись, что родня Марии Хлоповой оттеснит их от царя, они, воспользовавшись легким недомоганием девушки и тем, что под началом Бориса Салтыкова были иноземные врачи, обвинили девушку в том, что она не сможет родить царю наследника. Свадьбу отменили, девушку изгнали, а Михаил еще много лет страдал по утраченной любви.
К счастью, дальше дворцовых интриг Салтыковы, в силу своей ограниченности и отсутствия политического опыта, не лезли.
Власть переходит к Филарету
Так продолжалось до 1619 года, когда вернулся из польского плена отец царя, патриарх Филарет, и взял власть в свои руки.
Что касается Салтыковых, то Филарет разобрался с «родней». За все свои деяния они были лишены чинов и имущества, а потом сосланы, один – в Галич, другой – в Вологду. Из Москвы в Суздаль отправилась и их мать, родная сестра старицы Марфы.
Как ни странно, сам Михаил, несмотря на то, что очень тосковал по Марии Хлоповой и женился только спустя 7 лет, Салтыковых простил. После смерти отца, патриарха Филарета, Михаил Федорович вернул братьев Салтыковых в Москву. И даже возвратил им чины и поместья.
Русский историк академик С.Ф. Платонов писал о первых годах царствования Михаила Романова:
«Молодой царь не имел хороших советников, зато вокруг него были люди, способные на дворцовые интриги и административные злоупотребления.... Но дела в Москве переменились, когда приехал государев отец, личность умная, способная и привыкшая к делам».
Другие статьи, связанные с темой данной публикации: