Найти в Дзене
Загадки истории

Расстрел без приговора: Почему большевики так спешили избавиться от Фанни Каплан?

Имя Фанни Каплан – словно зловещий шепот, знакомый каждому, кто говорит по-русски. Эта женщина давно обросла легендами, став призрачной фигурой в пантеоне народной памяти. Все знают эту мрачную историю: покушение на Ленина, неудачная попытка отправить вождя революции в небытие, которого тот сам не признавал. Эсерку казнили в сердце Кремля, а ее останки развеяли, словно пепел по ветру. Эта спешка, от которой веет леденящим душу ужасом, не может не удивлять. Следствие только началось, Каплан едва успела дать показания под градом вопросов. И вдруг, спустя всего четыре дня после ареста, ее жизнь оборвалась под дулами винтовок. Прежде чем погрузиться в зыбкую почву догадок о мотивах этой чудовищной спешки, прежде чем исследовать сложную, почти мистическую схему "исполнения приговора", которого, по сути, и не было, стоит вкратце напомнить о самом акте покушения. 30 августа 1918 года, в сгущающихся сумерках, Ленин выступал перед рабочими завода Михельсона. Из толпы возникает Каплан и обрушива

Имя Фанни Каплан – словно зловещий шепот, знакомый каждому, кто говорит по-русски. Эта женщина давно обросла легендами, став призрачной фигурой в пантеоне народной памяти. Все знают эту мрачную историю: покушение на Ленина, неудачная попытка отправить вождя революции в небытие, которого тот сам не признавал.

Эсерку казнили в сердце Кремля, а ее останки развеяли, словно пепел по ветру. Эта спешка, от которой веет леденящим душу ужасом, не может не удивлять. Следствие только началось, Каплан едва успела дать показания под градом вопросов. И вдруг, спустя всего четыре дня после ареста, ее жизнь оборвалась под дулами винтовок.

Прежде чем погрузиться в зыбкую почву догадок о мотивах этой чудовищной спешки, прежде чем исследовать сложную, почти мистическую схему "исполнения приговора", которого, по сути, и не было, стоит вкратце напомнить о самом акте покушения.

30 августа 1918 года, в сгущающихся сумерках, Ленин выступал перед рабочими завода Михельсона. Из толпы возникает Каплан и обрушивает на него град свинца из пистолета Браунинг. Три выстрела. Ленин выжил, а Фанни – схвачена.

Как уже говорилось ранее, после непродолжительного допроса последовала молниеносная казнь.

Многие историки склоняются к мысли, что в Ленина стреляла не только Каплан, а возможно, и вовсе не она.

Откуда же берется эта дерзкая гипотеза?

Главный аргумент, вероятно, известен многим: у Фанни было катастрофически слабое зрение. Особенно в полумраке. Еще в начале XX века она повредила глаза, а каторжные работы лишь усугубили ситуацию. В 1917 году ей сделали операцию, но зрение так и не вернулось в полной мере. По некоторым свидетельствам, днем она различала лишь расплывчатые силуэты, а ночью и вовсе погружалась в непроглядную тьму.

И нет ни единого упоминания о том, что в тот роковой вечер 30 августа на ней были очки.

Версия о нескольких стрелявших возникла на основании обнаружения на месте преступления четырех гильз. При этом у Каплан нашли Браунинг с четырьмя патронами. Пистолет же был рассчитан на семь зарядов. Неужели женщина, выпустив три пули, стала бы тратить драгоценные секунды на перезарядку, вставляя еще один патрон, когда в обойме оставалось еще четыре?

Как бы то ни было, Каплан взяла на себя вину за покушение на Ленина.

Теперь обратимся к теориям, пытающимся объяснить эту чудовищную спешку:

Большевики опасались освобождения Каплан. 1918 год – эпоха хаоса и шаткого равновесия. О безоговорочной победе советской власти не могло быть и речи. До этого было еще далеко. Эсеры вполне могли предпринять попытку вызволить свою соратницу из тюрьмы. Полагают, что тело уничтожили, чтобы предотвратить создание места поклонения эсерке. Могила Фанни могла стать символом сопротивления большевикам.

К организации покушения на Ленина мог быть причастен сам Свердлов. Существует хронологическая неувязка. Согласно официальным данным, Ленин прибыл на завод в 22:00 и должен был выступать в течение часа. Логично предположить, что в 23:00 он закончил и начал общаться с рабочими. Как все было на самом деле, доподлинно неизвестно. Однако Свердлов в 22:40 уже опубликовал "Воззвание в ЦИК". Либо Ленин закончил речь раньше запланированного, что маловероятно, либо Свердлов знал о покушении заранее и действовал на опережение. По некоторым сведениям, именно Свердлов отдал коменданту Кремля Малькову приказ о расстреле Каплан. Документального подтверждения этому нет. Но Мальков, безоговорочно преданный Ленину, не усомнился в законности приказа и справедливости приговора, которого не существовало. Нет тела – нет улик против Свердлова.

Вполне возможно, что большевики не были заинтересованы в тщательном расследовании покушения на Ленина. Поймали Каплан, она призналась, и ее казнили, что стало зловещим прологом "красного террора".
Еще одна версия упирается в личность самой Фанни Каплан. Возможно, она обладала информацией, способной нанести смертельный удар по репутации большевиков, раскрыть их тщательно скрываемые грехи. В таком случае, ее устранение было самым простым и надежным способом заставить ее замолчать навеки. Вполне вероятно, что она знала об источниках финансирования революции, о тайных связях большевистских вождей с иностранными разведками или о преступлениях, совершенных ими в годы подпольной борьбы. Подобные сведения, попади они в руки противников советской власти, могли обернуться катастрофой для большевистского режима.

Не стоит сбрасывать со счетов и ожесточенную внутрипартийную борьбу, бушевавшую в то время. Ленин, безусловно, был бесспорным лидером, но даже у него были враги и завистники, жаждущие власти. Вполне возможно, что кто-то из них, воспользовавшись удобным моментом, решил избавиться от вождя, чтобы занять его место на вершине. Каплан могла быть лишь пешкой в этой жестокой игре. Ее использовали втемную, подставили, а затем безжалостно ликвидировали, чтобы замести следы. В этом случае спешка с ее казнью объясняется отчаянным желанием истинных организаторов покушения скрыть свою роковую причастность.

-2

Нельзя исключать и версию о банальной панике и всеобщем хаосе, царивших в стане большевиков в тот трагический период. Покушение на Ленина стало для них настоящим громом среди ясного неба. Они опасались, что это может спровоцировать контрреволюционный мятеж или иностранную интервенцию. В состоянии аффекта, они могли принять поспешное и непродуманное решение о казни Каплан, не желая тратить время на долгое и тщательное расследование. Вполне вероятно, что они просто хотели продемонстрировать свою решимость и беспощадность, дабы навеять ужас на врагов революции.

В конечном счете, истинные мотивы молниеносной расправы над Фанни Каплан остаются окутанными пеленой тайны. Версий множество, но ни одна из них не дает исчерпывающего ответа. Возможно, нам никогда и не суждено узнать правду о событиях, развернувшихся в Москве в августе 1918 года. Однако одно можно утверждать с уверенностью: дело Каплан – это трагическая и запутанная страница в истории России, которая до сих пор будоражит умы и вызывает ожесточенные споры.