Знатоки истории не редко предъявляют претензии к тому, как великий Уильям Шекспир изобразил Ричарда III. Ибо благодаря пьесе посмертная репутация английского короля была подорвана. Жадность Ричарда в представлении Шекспира, амбиции и кровавые махинации увековечены в литературе.
Но Ричард III был не единственной исторической фигурой, чья подлинная история подверглась дезинформации во имя создания драмы все тем же драматургом. Более 400 лет благодаря Уильяму Шекспиру образ коварной леди Макбет известен большинству ценителей английской литературы. Коварная, амбициозная жена, которая не остановится ни перед чем, чтобы посадить своего мужа на шотландский трон и пойти на любые убийства, чтобы удержать власть за Макбетом.
Любопытно, что в «Макбете», драме, также известной как «Шотландская пьеса», жена главного героя даже не называется по имени. Она просто «леди Макбет», воплощение коварства и амбиции. Это персонаж, которого следует очернять и ненавидеть, толкающий своего мужа на еще большие преступления ради короны. На протяжении всей пьесы она ни разу не признается в любви или сентиментальности. Она умная, красивая женщина, но ее страсть — это жажда власти и превосходства.
Но действительно ли это настоящая леди Макбет?
Как скажут многие поклонники Ричарда III, Шекспир часто прибегал к вольностям и вымыслу с историческими персонажами. Он рассказывает историю, чтобы развлечь, наполняя пьеся моральными дилеммами и логикой своего времени - раннего Нового времени. Но в отличие от Ричарда III, у исторической леди Макбет почти не последователей, стремящихся найти истину и исправить несправедливость, совершённую по отношению к ней драматургом. И все же некоторые историки пытались исправить неточности.
***
Итак, кто же такая леди Макбет?
Как можно понять, почти тысячу лет спустя информация о жизни подлинной леди Макбет крайне скудна. Известно, что её звали Груох. Она была королевской принцессой, внучкой короля Кеннета III. Дата рождения Груох неизвестна, но, по-видимому, она вышла замуж в 1020-х годах за человека по имени Гилле Комгайн, что может означать, что она родилась в первом десятилетии XI века, возможно, где-то в 1005-1010 годах. Известно, что у неё и Гилле Комгайна был сын по имени Лулах.
Гилле Комган был замешан в особенно ожесточенной семейной вражде. Он был двоюродным братом Макбета мак Финдлайха (прототипа героя драмы Шекспира). Отец Макбета, Финдлех мак Руидри, был мормэром Морея и, возможно, был родственником короля Малькольма II, короля Шотландии. Также есть вероятность, хотя сведения об этом более поздние и сомнительные, что Финдлех был женат на неназванной младшей дочери короля Малькольма II. Хотя родственные связи тут несколько путанные, тем не менее это объясняет, почему Макбет в различных источниках упоминается как племянник или внук Малькольма II.
В ходе распри Гилле Комгайн и его брат Маэль Колуим убили отца Макбета и заявили права на земли Морея, после чего Маэль Колуим унаследовал титул мормэра Морея, полунезависимого региона на северо-востоке Шотландии. В буквальном переводе «мормэр» означает «великий управляющий». А обладатели этого титула пользовались полукоролевским статусом, что, возможно, объясняет, почему их иногда называют королями. После смерти Маэля Колуима в 1029 году его сменил младший брат Гилле Комгайн. А Макбет, будучи моложе своих кровожадных кузенов и, вероятно, еще подростком, бежал, возможно, в Ирландию.
В 1032 году Гилле Комган был убит вместе с 50 своими людьми. Хотя Макбет не упоминается как виновник его смерти, многие, безусловно, возлагают вину на него. Учитывая количество погибших, возможно, Гилле Комгайн и его последователи оказались заперты в зале и были сожжены заживо. Возможно, во время пира двери были заперты снаружи, чтобы предотвратить побег. Так как Груох была женой Гилле Комгайна, то она вероятно не присутствовала на перу и к счастью не разделила страшную участь своего мужа.
Возможно, она и ее маленький сын в то время отсутствовали дома, иначе они погибли бы вместе с остальными. Другая возможность заключается в том, что Груох сбежала — или была спасена — из зала вместе с Лулахом до того, как начался пожар.
История умалчивает.
Так или иначе, Макбет унаследовал титул мормэра Морея от своего кузена, и вскоре после смерти Гилле Комгайна Груох и Макбет поженились, положив конец кровопролитной семейной вражде. Мы можем испытывать беспокойство по поводу того, что Груох вышла замуж за убийцу своего мужа, если он им был, но, с другой стороны, этот союз был политически мотивирован.
Груох, молодая вдова королевских кровей и с маленьким сыном на руках, осталась без мужской защиты. Её брат был только что убит, возможно, Малькольмом II, а её малолетний племянник будет убит в следующем году. Став женой Макбета, Груох наверняка смогла почувствовать себя в безопасности под его защитой – зачито2 нового мормэра А, возможно, она получила гарантии того, что Макбет будет заботиться об интересах Лулаха, учитывая факт, что он действительно воспитывал мальчика в последующие годы и даже назначил его своим наследником. Для Макбета же королевская кровь и земли Груох упрочили его собственные претензии на шотландский трон, если бы он так далеко заглядывал в будущее в 1032 году.
***
25 ноября 1034 года король Малькольм IIскончался в Глэмисе, и его мирно сменил внук Дункан, чему, несомненно, способствовала кампания Малькольма по устранению потенциальных соперников. Дункану, вероятно, было около 25 лет, когда его провозгласили королем Шотландии в Сконе всего через пять дней после смерти деда: он определенно не был тем стариком, каким его изображает Шекспир.
Когда Дункан повел армию на север против Торфинна Оркнейского, Торфинн заключил союз с Макбетом, чтобы бросить вызов шотландскому королю. Дункан возглавил армию против Морея, по-видимому, не зная о союзе Макбета с Торфинном, и две армии встретились в Питгавени, близ Элгина, 15 августа 1040 года. Макбет одержал победу, Дункан же лежал мертвым на поле боя в конце дня – не убитым, как в пьесе.
Поскольку сыновья Дункана были еще совсем детьми, они очутились в изгнании, вне досягаемости Макбета. Макбет беспрепятственно занял королевский престол Шотландии, а Груох был рядом с ним, став королевой Шотландии.
Груох — первая шотландская королева, чье имя известно истории. В первые годы своего правления Макбет столкнулся с вызовами со стороны отца покойного короля Дункана и со стороны Сиварда, графа Нортумбрии, который предпринял вторжение в Шотландию от имени Малькольма, старшего сына и наследника Дункана I. Хотя первоначально вторжение привело к поражению Макбета, всё же король собрал подкрепления из своих северных земель и изгнал войска Сиварда.
Затем в Шотландии наступили 8 лет мира. К 1050 году король Макбет был настолько силен, что смог покинуть королевство и отправиться в паломничество в Рим, где «раздавал деньги, как семена, бедным». Паломничество представляло собой сочетание религиозного благочестия и налаживание дипломатических связей. Это была возможность для короля Шотландии заявить о себе на более широкой европейской арене. Щедрость Макбета и Груох по отношению к церкви во время паломничества заставила хронистов-монахов записать, что «его правление было периодом процветания».
За эти 8 мирных для Шотландии лет сыновья Дункана достигли совершеннолетия. Начался новый виток борьбы за корону Шотландии. Так в 1054 году граф Сивард снова вторгся в Шотландию, надеясь посадить Малькольма на трон в качестве вассала английского короля Эдварда Исповедника. Хотя битва при Дансинане и была проиграна, люди Макбета дорого заплатили. А старший сын Сиварда был убит.
Страна оказалась разделена на два лагеря: Малькольм утвердился в Лотиане и южном королевстве Стратклайд, в то время как Макбет продолжал контролировать центральные земли Шотландии. Последующая кампания была долгой и кровавой, поскольку Малькольм расширял свое влияние на север. Лишь в 1057 году Малькольм переправился через Маунт, устроив засаду Макбету, отрезанному от основной армии, в Ламфанане, к западу от Абердина, 15 августа. Макбет пал в битве вместе со своей личной охраной. Шотландский король был похоронен на острове Иона, где также был ранее похорожен его соперник, король Дункан.
Макбету ненадолго наследовал его пасынок Лулах. Но его правление длилось менее года, он был побежден и убит «в результате предательства» 17 марта 1058 года в Эсси.
Так закончилось правления Макбета и Гроух.
***
В истории репутация Макбета как сильного, щедрого и благочестивого короля была затенена образом Макбета, созданным Шекспиром. Хроники его описывают как «высокого мужчину с румяным цветом лица и светлыми волосами». К сожалению у нас нет описания Гроух. Мы очень мало знаем о жизни королевы в качестве жены Макбета, так и её ранних годах. Можно предположить, что первые годы брака с Макбетом она посвятила обустройству домашнего очага и воспитанию своего маленького сына Лулаха.
После восшествия Макбета на престол Груох, вполне возможно, взяла на себя традиционные роли, связанные с королевами: была заступницей тех, кто искал милосердия или покровительства короля, хозяйкой, принимавшей иностранных послов и влиятельных магнатов при шотландском дворе, уделяла время вопросам религии. В одной из хартий Груох упоминается вместе со своим мужем как «Макбет, сын Финлаха… и Груох, дочь Бодхе, короля и королевы Шотландии». Тот факт, что сохранилась дарственная грамота, выданная совместно Макбетом и Груох, предполагает, что супруги правили сообща во время правления Макбета. Груох также сопровождала своего мужа в его паломничестве в Рим. Путешествии, которое, должно быть, было захватывающим приключением для них обоих.
В летописях нет сведений о каких-либо разногласиях в их браке. Несмотря на то, что у нее уже был сын, Лулах, от Макбета, насколько нам известно, у королевы не родилось детей. Также возможно, что она потеряла детей в результате выкидыша или они умерли в раннем возрасте, прежде чем они попали в поле зрения летописцев. Возможно, именно отсутствие собственного наследника побудило Макбета усыновить сына Груох в качестве своего преемника.
Мы ничего не знаем о смерти Груох, дата эта нигде не зафиксирована и даже не упоминается. Возможно, она пережила горе потери мужа и сына в битвах, возможно она увидела восшествие на престол Малькольма III Канмора и утверждение им своей власти над всей Шотландией. Но она же могла и умереть за несколько лет до этого. Место последнего упокоения Груоха, единственное место, которое может дать нам подсказку, также затеряно в истории.
Уильям Шекспир изобразил её умирающей от собственной руки, сошедшей с ума из-за своих злых деяний. Но это безусловно была выдумка литератора. История королевы Груох, леди Макбет, окутана тайной, невероятно загадочна, очевидно, трагична. В ней угадывается история женщины, переживший свои моменты взлетов и падений в суровом мире кровопролитий, распрей и кратких мгновений мира.