Найти в Дзене

Хобби для героя: сложные способы применения приема

Всегда ли хобби героя в книге интересно читателю? Допустим, героиня любовного романа печет пирожки. Наверное, это будет интересно лишь определенной аудитории.
Даже если автор вводит хобби героя, чтобы показать особенности его характера, мышления, его социальные связи, даже если хобби каким-то образом помогает герою принять решение, найти выход из ситуации, некоторые читатели думают: «И зачем столько страниц на все это? Скучно».
Однако есть фишка, которая может такие страницы сделать нескучными: чем «полезнее, практичнее» для читателя описание хобби, тем больше к нему интереса. Словом, героиня не просто печет пирожки, а еще и дает рецепты. Основы рисования, танца, пения, приемы изготовления оружия, кузнечного дела, шитья и вышивания, способы стихосложения, методы выращивания растений и т.д. и т.п. – такие элементы нон-фикшна читатель не пропустит.
А если серьезно, хобби героя нужно в сюжете совсем не для этого.
О простых способах применения хобби, увлечений персонажей в сюжете я ра
Оглавление

Всегда ли хобби героя в книге интересно читателю? Допустим, героиня любовного романа печет пирожки. Наверное, это будет интересно лишь определенной аудитории.
Даже если автор вводит хобби героя, чтобы показать особенности его характера, мышления, его социальные связи, даже если хобби каким-то образом помогает герою принять решение, найти выход из ситуации, некоторые читатели думают: «
И зачем столько страниц на все это? Скучно».
Однако есть фишка, которая может такие страницы сделать нескучными:
чем «полезнее, практичнее» для читателя описание хобби, тем больше к нему интереса. Словом, героиня не просто печет пирожки, а еще и дает рецепты. Основы рисования, танца, пения, приемы изготовления оружия, кузнечного дела, шитья и вышивания, способы стихосложения, методы выращивания растений и т.д. и т.п. – такие элементы нон-фикшна читатель не пропустит.
А если серьезно, хобби героя нужно в сюжете совсем не для этого.
О простых способах применения хобби, увлечений персонажей в сюжете я рассказывал
в первой статье на эту тему. Теперь поговорим о сложных.

1️⃣ Увлечение героя как источник конфликта

Хобби может стать источником, основой конфликта. Например, если семья или окружение не поддерживают увлечение героя (например, субкультурой), это может привести к внутренним переживаниям и внешним столкновениям. В романе Л. Толстого «Война и мир» Николенька Ростов проигрывает в карты. Как бы и ничего – самая популярная игра тех времен. Однако драматизм в том, что молодой Ростов проигрывает целое состояние. Отдавать долг должна семья, а для нее это настоящее разорение.

Хобби могут сами создавать конфликты в сюжете, то есть являются «закруткой» сюжета. «Тамбовская казначейша» М.Ю. Лермонтова начинается с того, что герой – казначей Бобковский – проигрывает собственную жену в карты штаб-ротмистру Гарину.
Увлечение картами привело к трагедии героя
«Пиковой дамы» А.С. Пушкина – Германа.

2️⃣ Важный элемент сюжета

Иногда хобби приобретают объёмный характер, становятся важнейшей (общей) деталью, элементом сюжета.
🔺 Например, Алиса вынуждена играть с Королевой в крокет (
«Приключения Алисы в стране чудес, Л. Кэрролл). Крокет здесь и примета викторианской Англии, и элемент сказочного сюжета, дающий развитие событий, взаимодействие персонажей, определяющий непривычные правила игры, когда игроки бьют по шарам одновременно, нет очереди хода, все спорят, дерутся из-за ежей и пр.

«Площадка была вся в буграх и рытвинах, кочках и ямках, вместо шаров были живые ежи, вместо молотков — живые фламинго, а солдаты, встав на четвереньки и изогнувшись дугой, выполняли обязанности крокетных ворот».

Если бы только так и было, игра в крокет так бы и осталась маленьким приключением. Но именно с ее помощью писатель показывает странные правила, чудеса (порой страшные) этой страны, этого мира. По этим правилам нельзя казнить Чеширского Кота, потому что у него есть только голова, которая может постепенно исчезать.

🔺 Карточная игра, о которой говорилось выше, характерная для девятнадцатого века, из простого развлечения превращается в элемент сюжета, за которым скрывается очень и очень много. У А. Грибоедова «В горе от ума» Молчалин играет в карты «со старичками» не для развлечения, а для того, чтобы сделать карьеру (и это характерно для многих бедных молодых людей того времени). Пушкинский Герман – тоже «обобщенный» персонаж, желающий разбогатеть, выиграв в карты.

Таким образом, увлечения могут быть связаны с более широкими темами, социальными вопросами, общественными проблемами, показывать культурные различия или личные вызовы, что добавляет глубину и актуальность сюжету.

3️⃣ Хобби как символ, примета времени

Увлечения иногда служат символами, приметами времени, как в общем, так и в более конкретном плане.
Например, если герой увлекается искусством, это может символизировать его внутреннюю борьбу или поиск смысла. В книге
«Убить пересмешника» Харпер Ли, любовь к чтению и обучению символизирует стремление к справедливости и пониманию, что противоречит предвзятости общества.

В «Великом Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда главный герой организовывает роскошные вечеринки, что не только отражает его разные цели, стремления, но также создает атмосферу эпохи джаза.

Игральный автомат становится символом эпохи у Х. Мураками в « Пинбол 1973».
«Есть немало общего в путях, которыми двигались пинбольный автомат и Адольф Гитлер. И тот, и другой были накипью эпохи, пеной сомнительного происхождения – и свою мифологическую ауру приобрели не столько благодаря факту своего существования, сколько благодаря скоростям прогресса. А основу прогресса составляют, как известно, три вещи: технология, капиталовложения и фундаментальные запросы людей».

4️⃣ Хобби и сюжет

На мой взгляд, высший пилотаж, когда сам сюжет построен на увлечениях героя.
🔺 Все знают, что
Ф.М. Достоевский сам был заядлым игроком. Основа сюжета романа «Игрок», который он обязан был написать для издательства из-за проигрыша на отдыхе в Висбадене, – игра в рулетку. Все, что случается с героем, меняет его судьбу, душу, все дано писателем через эту игру.
«Во–первых, мне все показалось так грязно — как–то нравственно скверно и грязно. Я отнюдь не говорю про эти жадные и беспокойные лица, которые десятками, даже сотнями, обступают игорные столы. Особенно некрасиво, на первый взгляд, во всей этой рулеточной сволочи было то уважение к занятию, та серьезность и даже почтительность, с которыми все обступали столы».

🔺 Роман «Принц Госплана» В. Пелевина построен в виде компьютерной игры «Принц Персии».
«Принц бежал по каменному карнизу, надо было успеть подлезть под железную решетку до того, как она опустится, потому что за ней стоял узкогорлый кувшин, а сил почти не было: сзади остались два колодца с шипами, да и прыжок со второго яруса на усеянный каменными обломками пол тоже стоил немало. Саша нажал Right и сразу же за ней Down, и принц каким–то чудом пролез под решеткой, спустившейся уже почти наполовину...»

🔺 Монтаг, главный герой романа «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, в начале увлечен своей работой – сжиганием книг, что определяет его позиции, мнения, он человек этого мира и времени. Другое увлечение – запрещенное чтение книг – меняет героя, трансформирует его настолько, что он уже сам хочет изменить мир.

«Жечь было удовольствием.
А особым удовольствием было смотреть, как огонь поедает вещи, наблюдать, как они чернеют и меняются. В кулаках зажат медный наконечник, гигантский питон плюется на мир ядовитым керосином, в висках стучит кровь, и руки кажутся руками поразительного дирижера, управляющего сразу всеми симфониями возжигания и испепеления, чтобы низвергнуть историю и оставить от нее обуглившиеся руины. Шлем с символическим числом 451 крепко сидит на крутом лбу; в глазах оранжевым пламенем полыхает предвкушение того, что сейчас произойдет, он щелкает зажигателем, и весь дом прыгает вверх, пожираемый огнем, который опаляет вечернее небо и окрашивает его в красно-желто-черный цвет. Он идет в рое огненных светляков. Больше всего ему сейчас хочется сделать то, чем он любил забавляться в давние времена: ткнуть в огонь палочку со сладким суфле маршмэллоу, пока книги, хлопая голубиными крыльями страниц, гибнут на крыльце и на газоне перед домом. Пока они в искрящемся вихре взмывают ввысь и уносятся прочь, гонимые черным от пепла ветром».

🔺 Роман постмодерна «Игра в классики» Кортасара не только имеет в основе знаменитую игру, но и сам является игрой. Писатель делает так, что читатель выбирает последовательность чтения примерно так же, как игрок в классики перепрыгивает с цифры на цифру.
«Первая книга читается обычным образом и заканчивается 56–й главой, под последней строкою которой — три звездочки, равнозначные слову Конец. А посему читатель безо всяких угрызений совести может оставить без внимания все, что следует дальше. Вторую книгу нужно читать начиная с 73–й главы, в особом порядке: в конце каждой главы в скобках указан номер следующей».

🔺 Хобби может быть страшным. Так в романе «Коллекционер» Д. Фаулза главный герой – обычный клерк по имени Фредерик Клегг – коллекционирует бабочек, увлекается и фотографированием, но безобидные увлечения становятся основой планов настоящего маньяка. Он похищает девушку, что далее приводит к трагедии. Однако Клегга не покидают мысли о новом преступлении.

Есть книги, в основе сюжета которых увлечения спортом, музыкой, но все же написать произведение, где хобби героя организует сюжет, достаточно сложно.

Подведем итоги:
🔴 хобби, увлечения обогащают сюжет, добавляют глубину персонажу, раскрывая его характер, мотивы, способы самовыражения, внутренний мир.
🔴 Хобби делают героя более привлекательным для читателя, создавая особую эмоциональную связь. Они помогают создать многослойный и реалистичный образ, читатели могут понять мотивацию и внутренние конфликты героя, могут себя с ним ассоциировать.
🔴 Хобби многогранны и многофункциональны, потому могут оказывать значительное влияние на формирование и развитие сюжета, добавить ему динамики и многослойности, что делает сюжет более захватывающим и реалистичным.

Все статьи в подборке "Герои"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам