26 января известному певцу и композитору Аркадию Хоралову исполняется 75 лет. Аркадий Дмитриевич написал несметное количество хитов, среди них: «Давай попробуем вернуть», «Бесконечность», «Я твой пленник», «Бархатный сезон», «Давай помолчим», «Вот и всё», «Заброшенный лес», «Новогодние игрушки». Аркадий Хоралов – заслуженный работник культуры Российской Федерации, заслуженный артист Российской Федерации, лауреат Международного и Всесоюзного конкурсов артистов эстрады, многократный обладатель премий «Песня года», «Шансон года». Аркадий Хоралов имеет Благодарность Президента России В. В.Путина «За самоотверженное служение Отечеству», ему вручён Рубиновый крест и орден Ломоносова «За просветительскую деятельность» и классическое песнопение «Спаси нас, Господи». А ещё певец и композитор – большой друг «Аргументов недели».
– Аркадий Дмитриевич, в юбилейные дни надо, думаю, вспомнить о родителях. Ведь ваш отец, служивший в Великую Отечественную войну командиром Гвардейского танкового батальона, прошедший Курскую дугу, играл на скрипке, мама имела красивый голос, и они наверняка дали толчок вашим музыкальным талантам?
– Конечно, от родителей мне гены передались: и от мамы, и от папы. Оба были музыкальны, всегда пели. Папа, армянин, больше любил армянские народные напевы, причём древние. Он же родился на территории под горой Арарат, в районе, который потом, в результате геноцида, отошёл к Турции. И там жили такие истинные, коренные армяне, не в обиду никому будь сказано. Всей семьёй они бежали от турецкой резни и, кстати, дедушка Христофор у меня был очень музыкальный.
– Перенесёмся через годы и вспомним вашу работу в ансамбле «Червона рута», где блистала несравненная София Ротару. Какие у вас были отношения, какая она певица, человек?
– Мы были очень дружны. «Червона рута» – коллектив небольшой, ребята все из Черновиц, дружные, талантливые. До сих пор переписываюсь с барабанщиком, он уже давно в Чикаго живёт…Так вот, мы с Софией Михайловной уважали и симпатизировали друг другу, я всегда слушал её выступления – второе отделение было целиком за ней. А в первом отделении София Михайловна, загримировавшись, садилась на стул за кулисами и слушала моё исполнение. Всегда! Многие вещи мы исполняли дуэтом. И знаменитую «Червону руту», и украинские народные песни, малоизвестные, из давних времён.
Помню, как София Михайловна исполняла в каждом концерте только появившуюся, ещё не раскрученную песню «Алексей, Алёшенька, сынок» Евгения Мартынова на слова Андрея Дементьева. Зал замирал, после чего происходила просто нескончаемая овация и буря аплодисментов. София Ротару – великая певица. И очень порядочный, положительный, позитивный человек.
– Именно София Ротару в 1975 году познакомила вас с поэтом Андреем Дементьевым. И вы тут же написали хит на его стихи «Давай попробуем вернуть». Как это было?
– Я первый раз приехал с Софией Ротару и ансамблем на фирму «Мелодия» для записи диска-гиганта. Мы поднимались по лестнице, а Андрей Дементьев спускался вниз. София и Андрей обнялись, как старые друзья, и она меня представила: наш новый солист и автор песен, очень талантливый. Тут же Андрей Дмитриевич открыл свой портфель и достал какие-то листки. Среди прочих, были и стихи «Давай попробуем вернуть». Я почитал, и все эти яркие летние впечатления от записи на «Мелодии», от знакомства со знаменитым поэтом, от его пронзительных стихов меня так воодушевили, что я в нашем гастрольном автобусе в тот же день написал припев. Приехали на концертную площадку в Московской области и, пока ставили аппаратуру, я нашим музыкантам его сыграл. Они просто пришли в восторг – да это хит! Так и случилось. Самый главный критерий популярности песни – её исполняли во всех ресторанах СССР. И даже сегодня, на просторах интернета, у этой песни более 20 миллионов просмотров. А в целом копии двух наших авторских с Андреем Дмитриевичем дисков-гигантов, записанных на «Мелодии», были проданы в количестве около 6 млн. экземпляров!
– Ваши песни в репертуаре звёзд мировой оперной сцены – Ирины Архиповой и Владислава Пьявко, российской эстрады – Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Любови Успенской, Стаса Михайлова, Александра Буйнова и многих других. Аркадий Дмитриевич, можете как-то сравнить атмосферу в российской эстраде 70-х, 80-х годов с сегодняшним состоянием нашего шоу-бизнеса?
– Я не скажу, наверное, ничего нового. Опираясь на сотни тысяч комментариев, приходящих на мой канал, можно сделать вывод – из однообразных мелодий, аранжировок, исполнений трудно выделить что-то оригинальное, запоминающееся. Есть, конечно, и прекрасные работы. Вот, например, Володя Пресняков-младший с Наташей Подольской исполнили песню «Между нами...» – великолепное исполнение, культура и современность. Конечно же, восхищает мелодизм Игоря Крутого, Леонида Агутина, Игоря Матвиенко. Но многое достойное теряется в огромном потоке песен весьма сомнительного качества.
– Ваши «Новогодние игрушки» – одна из самых популярных новогодних песен на постсоветском пространстве. По личному заказу Деда Мороза писали?
– Нет, конечно, никакого заказа не было. Поверьте, всё приходит сверху. А в данном случае почти буквально сверху. В Тульскую филармонию, после победы на конкурсе с песней «Ягода-малина», приехала Валентина Легкоступова. Мы стали работать концерты совместно, по отделению. И я очень подружился с её музыкантами, они все из Крыма были. И вот летом, перед отпуском, я сказал, что мне надо съездить на малую родину, в Мелитополь, проведать родителей. А ребята-музыканты отвечают: «Давай потом приезжай к нам в Симферополь, поднимемся в горы, посетим Крымскую обсерваторию».
А для меня смотреть в ночное небо – огромное удовольствие. Я когда вижу звёзды, особенно находясь на море, крупные, яркие, прихожу в неописуемый восторг. И я приехал в Крым. Ребята меня встретили, мы сыграли в обсерватории небольшой концерт. Потом я долго беседовал с профессором о бесконечности Вселенной, к которой проявлял огромный интерес ещё со школьной скамьи, и попросил его позволить мне посмотреть в телескоп. Он согласился. Это было отдельно стоящее здание, и телескоп был огромный. Я смотрел – состояние одновременного удовольствия и оцепенения передать невозможно. И профессор мне говорит: «Вон, видишь маленький червячок? Он летит уже миллионы лет, это звезда, которая взорвалась. Её уже нет давно. Но такое гигантское расстояние, что это свет от неё летит, и ещё миллионы лет будет лететь»…
В общем, под этим впечатлением я вернулся на «базу» в три часа ночи. Ребята ещё не спали. В моей комнате стоял синтезатор, я сел и начал со вступления. И сразу пошла вся песня. К 5 утра практически всё было готово. И музыка, и слова, и аранжировка.
– За такие песни надо давать Государственную премию! И уж точно звание Народного артиста России. Кстати, читал в интернете, что сейчас многие известные люди прямо требуют присвоить вам это высокое звание…
– Мне вручили медаль-орден «За заслуги перед Запорожской областью», я же из Мелитополя. И за совокупность заслуг в развитии песенной культуры области и Российской Федерации губернатор решил написать ходатайство в Министерство культуры, чтобы мне присвоили звание Народного артиста России. Это письмо поддержали сенатор в СФ от Запорожской области, Союз композиторов Евразии, Юрий Антонов, Лев Лещенко, Владимир Винокур, Виктор Елисеев, главный дирижёр Академического ансамбля песни и пляски Национальной гвардии, другие знаменитости. Я подал документы ещё осенью. Вот – жду.
– Аркадий Дмитриевич, от имени нашей многомиллионной читательской аудитории сердечно поздравляем вас с таким славным юбилеем и желаем крепчайшего здоровья, новых музыкальных озарений и счастья вашей дружной семье!
– Большое спасибо!
Александр Малюгин
Подпишитесь на Telegram "АН": больше эксклюзивов и оперативной информации!