«Где заканчиваются силы... начинается характер!»
«Карусель, карусель начинает рассказ.
Это сказки, песни и веселье!
Карусель, карусель — это радость для нас,
Прокатись на нашей карусели!»
«Основной источник пищи северного оленя зимой — лишайники (ягель)»
Бегать в манеже больше 5 000 метров в рамках соревнований я зарекался год назад, когда пробежал там 10 000 метров под прикрытием Зимнего Чемпионата города по Легкой атлетике. Поэтому, когда поступило предложение пробежать в манеже марафон, я с радостью согласился.
Да, это авантюра. Да, слабоумие и отвага. Но, с другой стороны, ничего лучше этой зимой для подготовки к марафону 23 февраля я все равно не придумаю. И будет что вспомнить, и детям, внукам (нужное подчеркнуть) что рассказать.
И главное — марафон «Северный олень» проводился по случаю 60-летнего юбилея нашего большого друга и отчаянного сверх марафонца Александра Аксюты, который, собственно, и выступил как организатором, так и спонсором мероприятия, придумав целую схему материальной мотивации участников, в зависимости от их конечного результата, кроме того, досталось всем, кто сумел побороться за призовые места в группах от мала до велика.
При всем этом, участие в марафоне носило бесплатный характер, а после финиша еще и обещали сытно покормить (спойлер — не обманули).
Зима в этот раз задала жару — редкое сочетание снега и мороза намотало мои тренировочные амбиции на губозакаточную машинку, отчего объемы бега сократились, а щек увеличились.
Декабрь — 215 км, к 23 января — 145 км. При том, что для качественного марафона с результатом около 3х часов мне надо намотать на одометре около 600 км в месяц. Подтвердить или развенчать этот миф должен был марафон в манеже (211 кругов и 422 виража).
С обеда на город обрушилась новая порция снега, сдобренная крепчающим морозом. Решил добираться до места старта на общественном транспорте. Перемещаясь по городу исключительно на авто, велике или своих двоих, в автобусе чувствовал себя словно в параллельной реальности.
Количество участников, по задумке, должно было ограничиться марафонцами в числе 60 штук и кто именно будет бороздить просторы манежа — представляло из себя тайну, покрытую мраком регистрации. Мы тут на «Донской марафон» в бархатном октябре едва можем наскрести по сусекам 60 человек, стоя на коленях и умоляя хотя бы только стартовать, а зимой, в манеже и подавно не верилось.
Однако имя организатора, его харизма и обещанный пир творят чудеса. Среди участников были завсегдатаи наших фестивальных марафонов и студенческих соток Андрей Тихонович из Москвы и Александр Задворный из Саратова (после финиша он ушел в метель, поспешив на поезд, везущий его на «Дорогу жизни», которую он так же благополучно преодолел).
Делегация из Волгодонска в лице Игоря Краева и Василия Русинова вообще приехала к нам без оглядки на то, где им найти ночлег, обретя кров и хлеб насущный благодаря гостеприимству донского Абебе Бикилы, волонтера мероприятия, босоногого бегуна Александра Таранухина.
Каменск-Шахтинск, Азов, Новочеркасск, Батайск, Морозовск — всем предстояло по дороге домой хлебнуть как бы не меньше, чем на марафоне горькой, прорываясь сквозь метель и переметы.
Вопрос о моем участии в распределении призовых мест в абсолюте был решен еще до старта — Александр Татарнев из Морозовска, Артем Ефимов из Кисловодска, Виталий Логинов из Иваново и Руслан Кортуа из Москвы как бы фактом своего участия сказали мне дружно — не сегодня, приятель.
Мне осталась одна забава — борьба за призовые места в группе. К моему счастью, Артем Кретов оказался слишком молод и не попал в нашу группу 40+, зато попал под каток абсолюта, где все участники распределения призовых мест были 30+. Из других соперников мне стоило опасаться всех, потому что на объемах ниже плинтуса я как раз и мог пробежать марафон так, что его результат пришлось бы искать где-то там, на дне протокола.
Так, на вскидку, за хороший результат и примерный ориентир я взял 3:30 (это не темп!). Под это безнадежное дело взял и тормозок — 0,3 л киселя, 0,5 л энергетика, 1 (я)гель, разведенный в бутылочке (был и второй, но заявленный как лимонный, он выдавился подозрительной густой и серой массой с настораживающим запахом и был исключен из рациона). Так же полагался на хлеб-соль с общего стола.
Старт был задержан на несколько минут, но это никого не тревожило, кроме приезжих — все были рады вдоволь надышаться перед... марафоном.
План — начать по 4:50. Разумеется, как только прозвучал стартовый сигнал, все побежали и я побежал по 4:10, на результат 2:55. Нет, лидеры, те лупили как бы не по 3:30. Что характерно, впереди отпетых марафонцев, имеющих результаты быстрее 2:40, бежал Артем Кретов, вооруженный обоймой из гелей как матрос пулеметной лентой в октябре семнадцатого года.
У нас же сформировалась могучая кучка в моем откормленном на зимней зажировке лице (40+), азовчанина Евгения Василенко (40+), ростовчанина Петра Самыгина (40+), Алексея Шаповалова (30+) и других, менее знакомых мне товарищей. Никто из нас, что читалось по лицам, не был готов бежать сегодня на результат из трех часов. Но когда и кого это останавливало?
4:11, 4:13, 4:11, 4:09, 4:12, 4:05. В какой то момент Алексей Шаповалов вообще решил, что как-то мы слабенько начали и убежал вперед. Я был искренне рад за него, сознавая, что через пару часов он поймает такую стену, что тренировочный эффект от этого марафона выйдет за просторы обозримой Вселенной.
Да я и сам, признаться, утешал в те минуты себя только тем, что пусть меня и поставит, зато я получу такой импульс, который смогу донести как воду в решете до 23 февраля.
Прошло какое-то время и темп пришел в себя (4:15-4:17), а соперники, убежавшие прежде вперед, уже были позади. Со мной оставался только Евгений Василенко, которому персонально помогала чета Солдатовых, подавая то (я)гель, то солевые таблетки.
У меня же не было такого корма, да и от предложенной Михаилом Солдатовым помощи я отказался, так как мне проще, когда я сам себе волонтер. Первую половину дистанции я пил разведенный на ягеле кисель (каждые 5 км), а со второй половины переключался на озверин. Единственный гель предполагал выпить на середине дистанции, по мере того, как захорошеет, что и сделал в районе 125 круга.
Бежать в поте лица пришлось довольно сразу. Предполагая это, я надел летнюю майку и не прогадал. А вот отсутствие изотоника (на таком темпе) могло обернуться для меня тяжкими последствиями на исходе гонки.
То, что не в коня корм я понял еще после первой десятки. Первую половину закрыл за 1:29:30, точно зная, что без дополнительного прикорма (а где его взять?) такой темп я не потяну и противопоставить в соперничестве с Евгением мне нечего. Мы вели условную борьбу за 5 место в абсолюте и конкретную за победу в группе.
Первый звоночек прозвучал по итогам 33х км — 4:43. К этому моменту Евгения я опережал более, чем на круг, чему был не мало удивлен. Но что такое круг в манеже? Лишь пыль, пепел былых побед, который лежит здесь на дорожках манежа с доисторических времен и переносится нами на кроссовках от значка ГТО к олимпийским медалям и обратно.
Вскормленные этим пеплом в самом буквальном, гастрономическом смысле, мы продолжали наяривать круги. Кто-то уже трусил из последних сил, кто-то их уже оставил и шел пешком с поникшим лицом, а один из лидеров Руслан Кортуа вообще прекратил бег из-за травмы, полученной на вираже.
После того, как меня прибило стеной, я стал пить энергетик на каждом километре, при этом делать остановки. До этого я хватал бутылочку на бегу и на протяжении круга посасывал, но от этого ноги стали сильно закисать.
35 км — 4:40, 36 км — 4:43, 37 км - 4:48. Хроники пикирующего бомбардировщика. В какой-то момент чувствую, что еще немного и я не просто пойду пешком, а свалюсь где-нибудь без чувств, откинув копыта. Тут же свернул к общему столу питания, где заботливая Галина Шапошниченко стояла на розливе воды и колы, заряжая напитки своей полезной, питательной энергией.
Пару глотков колы, которую я до этого момента игнорировал, и я как заново родился. Больше никаких обморочных позывов и только вперед. Пробегаю в двухсотый раз мимо надписи — где заканчиваются силы... начинается характер!
О степени моего утомления характерно свидетельствовал доктор нашего клуба Сергей Алешин, который бежал, отставая от меня на несколько кругов, но при этом прошил в этот момент как стоячего.
40 км — 5:04, 41 км — 4:54, 42 км — 4:58 и на последнем круге мне сообщают, что надо пробежать еще два! Значит где-то я сбился в отсечках.
Все, финиш!
23.01.2026. 15:30. Манеж ДГТУ 🎡 3:06:56 (4:26) 5 место в абсолюте, 1 место в группе 🥇 Средний пульс — 164 удара в минуту. Средний каденс — 185 шагов в минуту.
Это был мой 65й официальный марафон и 1й марафон в манеже 🤪
Медленно бреду в поисках мата, нахожу какой-то свернутый рулоном, кое-как укладываюсь на него и отхожу из марафонского мира в мир иной. Финиширует Евгений, подходит с Михаилом (не архангелом). Мы сделали это, мы — молодцы!
Пока брал ключи от раздевалки, комендант манежа спросила — хорошо ли я себя чувствую и не нужна ли мне помощь? Наверное я выглядел в тот момент не как огурчик. Или как огурчик, но соленый.
Потом едва теплый душ, спазмы при попытке переодеться, беседы, разговоры, шутки юмора, поддержка доходящих до нужных кондиций марафонцев, некоторые из которых с нескрываемой ненавистью смотрели на мое довольное лицо, сидящее на лавочке и пьющее чай из термоса.
Расстроенный Артем Кретов посыпал голову пеплом и жаловался на гели. Может быть просто не стоило тестировать манеж в понедельник, пробежав 100 кругов в темпе 4:04? Эх, молодо-зелено...
И снова измочаленные лица еще бегущих, идущих, ползущих к финишу. И когда уже все пошли на Церемонию награждения, состоялся первый в карьере финиш на марафоне у Оксаны Гуда, которая провела на дистанции 5:24:33. Что ж, значит она готова не только к марафону, но и к 6-часовому бегу!
Церемонию проводил юбиляр, который нашел силы и сам преодолеть марафон в характерной для него манере, и все формальности оформить.
А потом, бороздя не вспаханную снежную целину, мы пошли через метель в столовую, где, не смотря на наш запоздалый визит, а дело шло к ночи, нас ждали счастливые сотрудники, которые с энтузиазмом начали разливать по тарелкам суп, раскладывать пюре с котлетами, а салатики с компотами мы уже брали сами.
Пешком возвращаться домой не пришлось. Равно как искать ночлег на матах манежа. Павел Лесников доставил меня по месту жительства, да еще сверху приложил две бутылки темного пенного для восстановления.
Призеры в абсолюте среди мужчин:
1. Александр Татарнев (2:37:00) Морозовск
2. Артем Ефимов (2:44:03) Кисловодск
3. Виталий Логинов (2:44:56) Иваново
Призеры в абсолюте среди женщин:
1. Алена Мощенко (3:27:47) Новочеркасск
2. Вера Василенко (3:44:46) Азов
3. Юля Пономарева (4:02:47) Ростов-на-Дону
Вот таким вышел этот безумный день или марафон в манеже. Благодарю технического директора мероприятия Александра Капалета за четкий хронометраж, ответственных сотрудников ДГТУ за гостеприимство, волонтеров за поддержку и подпитку, прежде всего, конечно, Галю Шапошниченко, друзей за соперничество, без вас никуда, вы всегда и везде :)) работников столовой за вкусный, сытный и горячий прием, водителя автобуса 85а и Павла Лесникова за трансфер. И конечно огромная благодарность юбиляру. Такой подарок в свой День Рождения он сделал нашему марафонскому движению, что мы еще долго будем под впечатлением и воздействием, и просто обязаны 23 февраля, какими бы ни были погодные условия, пробежать «Офицерский марафон» самым успешным образом. Ведь все, что можно было сделать для этого, сделал для нас Александр Аксюта в этот день.
Через 10 лет повторим?