Здравствуйте, уважаемые читатели. Продолжаю серию обзоров, посвященных фантастической литературе и кино, увидевших свет в том или ином году. Рассказываю, как об отечественной фантастике, так и о переводной. Первая подобная статья была посвящена фантастике 1950-го года. Двигаемся дальше, ближе к современности. Поехали.
Начнем с советской фантастики. Начало пятидесятых годов прошлого века характеризовалось господством так называемой фантастики «ближнего прицела», в основе сюжетов которой лежали допущения о развитии науки и техники ближайшего будущего. Герои фантастики ближнего прицела покоряли океаны, озеленяли пустыни и осушали болота, осваивали атом, занимались исследованиями в самых разных сферах и т.п. На другие планеты советские фантасты обратят свой взор немного позже, во второй половине пятидесятых. В это же время, англо-американская НФ уже вступила в свой «Золотой век». Условно, можно выделить 1950-й, как начало этой эпохи. Впрочем, далее будет понятно, о чем речь.
Итак, расцвет нашей фантастической литературы еще впереди. Он знаменуется романом Ивана Антоновича Ефремова «Туманность Андромеды» в 1957-ом году. Ну а пока, прямо скажем, было негусто. Но что-то выходило. Например, в 1951-ом году свет увидели две научно-фантастические повести Георгия Гуревича, начавшего публиковать научно-фантастические повести и рассказы еще в 1946 г. В повести «Тополь стремительный», ученые работают над выведением сорта быстрорастущих деревьев (тополей), чтобы в течении нескольких лет создать лесополосы в засушливых районах страны. Повесть, в общем и целом, соответствует тенденциям советской фантастики тех лет. Энтузиазм, самоотдача и вера в светлое будущее сочетаются здесь с энной долей наивности и упрощенности. В повести «Иней на пальмах» (1951), параллельно: у нас и за океаном, реализуются идеи создания искусственного льда. Только там это делается отнюдь не в благих целях, в чем убеждается главный герой повести – инженер Аллэн Джонсон. Ну а советские люди строят ледяные плотины и другие полезные вещи. В отличии от повести «Тополь стремительный», сюжет здесь имеет более приключенческий и остросюжетный характер.
В 1951-ом году опубликован рассказ Александра Казанцева «Гость из космоса». В нем, автор делает научно-фантастическое допущение о прибытии инопланетян на Землю в начале двадцатого века. Знаменитый Тунгусский метеорит представляется потерпевшим крушение марсианским космолетом. Об этом рассуждают герои рассказа: астроном Крымов, палеонтолог Вязовский и географ Васильев.
Пожалуй, это вся, более – менее значимая советская фантастика, изданная в том году. В контексте обзора, можно также вспомнить приключенческий роман с элементами фантастики Лазаря Лагина «Остров разочарования», в котором рассказывается о современных робинзонах из разных стран, волею событий, оказавшихся на затерянном, неизвестном дотоле острове, населенном первобытным племенем. В 1951-ом году была опубликована повесть Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал», которую подавляющее большинство современных людей знает по одноименной экранизации Александра Роу. Несомненно, «Королевство кривых зеркал» - литературная сказка. Учитывая опыт и традиции отечественной литературы, такое определение бесспорно и точно. Но! В наше время, подобную историю запросто можно охарактеризовать, как детское фэнтези. Да и вспомнить «Нарнию» Клайва Стейплза Льюиса, давшую, наряду с «Властелином Колец» Д.Р.Р. Толкина, начало современному фэнтези. Так что, с удовольствием включу сказку про Олю и Яло в очерк о фантастике 1951-го года.
Перейдем к переводной фантастике. Перед тем, как окунутся в феерию англоязычного Золотого Века НФ, вспомним дебютный роман Станислава Лема «Астронавты» (1951). По сюжету, земляне начала XXI века отправляют экспедицию на Венеру, дабы разгадать тайну Тунгусского метеорита: есть подозрение, что природная катастрофа в восточносибирской тайге, является следствием козней инопланетян. Роман выдержан в духе утопической фантастики о светлом будущем, но содержит и допущение о последствиях неправильного пути развития цивилизаций. Классическая НФ Лема еще впереди, ну а его «Астронавты», хоть и опередили «Туманность Андромеды» Ефремова и Полуденный цикл Стругацких, но не стали знаковым произведением утопической фантастики.
Ну а теперь о величайшем феномене научной фантастики, неслучайно названном Золотым Веком. Судите сами, друзья… В 1951 г. Айзек Азимов публикует первый одноименный роман серии «Основание». «Основание» ("Фонд", "Академия") выводит направление литературной космической оперы на новый уровень. До него, космооперы представляли собой простоватые истории о триумфе героев с квадратными подбородками, над сумасшедшими гениями-учеными и осьминогами с Нептуна. «Основание» - масштабная картина развития и регресса космической цивилизации потомков землян, предсказанная ученым Сэлдоном, с помощью математических методов психоистории. В этом же году выходит и роман Азимова «Звезды как пыль», являющийся второй частью Транторианской трилогии автора. По сюжету, сын влиятельного аристократа одной из планет оказывается втянут в интриги, связанные с могущественным космическим народом тиранитов, господствовавшим над многими мирами. События романа являются своеобразным прологом к «Основанию», где Трантор доминирует в галактике. В дальнейшем, сеттинги Транторианской трилогии и "Основания" были объединены в единую Галактическую историю.
У Роберта Хайнлайна выходит роман «Кукловоды». Мастер обыгрывает сюжет инопланетного вторжения, скажем так, биологического плана. Пришельцы представляют собой паразитические организмы, способные контролировать людей. Высадившись в заштатном заокеанском городке будущего (события происходят в начале 21-го века, почти через пол века, для времени написания), они начинают быстро расширять зону своего контроля. В 1951 г. Хайнлайн также представляет публикует роман «Среди звезд», относящийся к так называемому «юношескому» циклу автора. Главный герой – молодой человек Дон Харви, по пути с Земли на Марс, попадает в жернова противостояния венерианских колонистов и земной метрополии. Далее, его ждут искрометные и головокружительные приключения. На мой взгляд, «юношеская» серия Мастера и в наше время является одним из лучших циклов мировой научной фантастики. Здесь, наиболее органично сочетается литературный талант автора, научно-фантастические допущения, приключенческая канва и стиль изложения. Юношеская хайнлайновская фантастика интересна как молодой аудитории, так и более старшим поколениям вот уже несколько десятков лет (с момента ее массового перевода на русский язык в начале девяностых).
Артур Кларк в том году выставляет на суд публики несколько произведений. Роман «Пески Марса» представляет собой эпопею освоения людьми красной планеты. В романе «Прелюдия к космосу», написанном автором раньше, но впервые опубликованном в 1951-ом году, автор рассуждает о первом полете на Луну, само собой, вымышленном, научно-фантастическом, ведь до реального полета Юрия Гагарина еще десять лет, а первая лунная экспедиция Армстронга, Олдрина и Коллинза состоится в 1969-ом.
В научно-фантастическом романе Джона Уиндема «День триффидов» (1951) показан постапокалиптический мир, в котором люди выживают, спасаясь от агрессивных хищных растений, что вышли из-под контроля.
Роман Хола Клемента «Ледяной ад» написан в направлении твердой научной фантастики, хотя начинается как авантюрная, детективная фантастика. Только вот ледяной планетой оказывается наш родной мир, в котором очутился представитель инопланетного разума.
Творцы Золотого века НФ пробуют себя в самых разных направлениях, раздвигая фантастические границы. Из интересного, на мой взгляд, совершенно необходимо упомянуть повесть Эрика Френка Рассела «И не осталось никого» («Загадка планеты гандов»), которая представляет собой весьма удачный микст космофантастики, юмора и иронии, с нотками социальной фантастики. В общем, «нет и точка», а еще "зсд"…
В 1951-ом году Рэй Брэдбери отметился десятком научно-фантастических рассказов, из которых я бы выделил хронофантастический рассказ «И грянул гром», а также яркую планетарную фантастику – «Здесь могут водиться тигры».
Конечно же, это лишь верхушка айсберга – самое запоминающееся, с моей точки зрения. Всю фантастику Золотого Века 1951-го года перечислить в небольшом обзоре невозможно. К примеру, Клиффорд Саймак в соавторстве с Джоном Кемпбеллом, публикуют роман «Империя», который, как мне кажется, выглядит в ряду представленных книг того года достаточно заурядно. Роман Альфреда ван Вогта «Оружейные лавки империи Ишер» является приквелом «Торгового дома Оружейников», скомпилированным из нескольких более ранних рассказов автора. Думается, что вышло менее убедительно, чем в начальной книге серии («Торговый дом оружейников»). Лайон Спрэг де Камп пишет в том году роман «Королева изгоев», где делает фантастическое допущение общества гуманоидов, похожих на землян, но ведущих образ жизни, схожий с муравьями, или другими общественными насекомыми. Довольно тривиально. Хотя, все три романа имеют свои плюсы, читать их интересно и в наше время. Думаю, иные примеры не нужны. Того, что есть в статье, достаточно для формирования представления о той фантастике.
Можно пару слов сказать и о магическом направлении фантастического жанра. То есть, о фэнтези. Дотолкиновское героическое фэнтези тех лет акцентировало внимание на приключениях главного героя, уделяя меньшее внимание фэнтезийному миру книг. Так, в 1951-ом году Лайон Спрэг де Капм публикует роман «Кольцо тритона», в котором главный герой – варварский принц Вакар из Лорска пускается в путешествие по миру, чтобы найти артефакт, могущий спасти королевство от катастрофы. По конановской традиции, события происходят в нашем мире, в «доисторическую» эпоху. Впрочем, Спрэг де Камп не был бы самим собой, если бы не вплел в сюжет нотки иронии и сатиры.
Интересен роман Андрэ Нортон «Рог Юона». По сути, книга является переложением на современный лад одного из средневековых рыцарских романов. На мой взгляд, получилось, как минимум, любопытное фэнтези.
Ну а к фэнтези, которое формально можно считать героическим, но многими чертами похожее на эпику, можно отнести повесть Клайва Степлза Льюиса «Принц Каспиан», входящую в Нарнийский цикл автора. «Принц Каспиан» - второе, по времени написания, произведение о Нарнии.
Объять необъятное не получится. Постарался осветить более-менее значимую фантастическую литературу Золотого Века, радовавшую читателей в 1951-ом году. Перейдем к фантастическому кинематографу.
В 1951 году вышло приличное количество фантастических фильмов. Правда, это касается голливудского кинематографа. Из всех них, выделю «Нечто из иного мира», как первую экранизацию повести Джона Кемпбелла «Кто ты?» и предтечу всем нам известного «Нечто» 1982-го года с Куртом Расселом. Также, отмечу первый фильм, по мотивам рассказа Гарри Бейтса «Прощание с повелителем». Называется он «Когда Земля остановилась». Ну а в наше время, конечно более известен ремейк с Киану Ривзом 2008-го года. Это что касается зарубежки.
Ну а отечественный кинематограф имеет в своем багаже научно-популярный фильм, с элементами фантастики, Павла Клушанцева «Вселенная», снятый задолго до того, как подобного рода научпоп стал популярным.
У меня на этом все. Серия будет продолжена.
Справочная информация: ссылки на новые статьи и посты Интересной фантастики размещаются в одноименной ВК-группе: https://vk.com/infantastika