Найти в Дзене

Как анализ данных помогает в исследовании международных отношений?

Исследование российско-китайского образовательного партнерства с опорой на большие данные Россия и Китай всё активнее развивают отношения, и сфера образования не исключение. 2025–2026 годы объявлены перекрестными годами образования для наших стран. Но какова реальная картина российско-китайского партнерства в сфере высшего образования? Об исследовательском кейсе с опорой на анализ данных рассказывает Полина Рысакова, научный сотрудник Центра исследований Евразии ЕУСПб, руководитель магистерской программы Eurasian Connectivity: Data-Driven Regional Studies Отчасти ответить на этот вопрос можно, обратившись к медиаисточникам: собрать новости о совместных проектах, изучить статистику, предлагаемую министерствами образования обеих стран. Но что, если мы зададимся более широким вопросом: как российско-китайское образовательное партнерство выглядит в сравнении с аналогичными китайскими проектами с другими странами? Можно, конечно, и в этом случае обратиться к новостным источникам, однако так
Оглавление

Исследование российско-китайского образовательного партнерства с опорой на большие данные

Россия и Китай всё активнее развивают отношения, и сфера образования не исключение. 2025–2026 годы объявлены перекрестными годами образования для наших стран. Но какова реальная картина российско-китайского партнерства в сфере высшего образования? Об исследовательском кейсе с опорой на анализ данных рассказывает Полина Рысакова, научный сотрудник Центра исследований Евразии ЕУСПб, руководитель магистерской программы Eurasian Connectivity: Data-Driven Regional Studies

Отчасти ответить на этот вопрос можно, обратившись к медиаисточникам: собрать новости о совместных проектах, изучить статистику, предлагаемую министерствами образования обеих стран.

Но что, если мы зададимся более широким вопросом: как российско-китайское образовательное партнерство выглядит в сравнении с аналогичными китайскими проектами с другими странами?

Подключаем цифровые инструменты

Можно, конечно, и в этом случае обратиться к новостным источникам, однако такая работа выйдет крайне трудоемкой и затратной по времени. Какие страны выбрать для сравнения? Как их сопоставлять? Как понять различия в профиле образовательного партнерства между Китаем и Россией, Китаем и другими странами?

Нам может повезти, и мы найдем китайские данные — информационную платформу Министерства образования КНР «Надзор за китайско-иностранным сотрудничеством в сфере образования», где приводится перечень всех реализованных китайско-иностранных образовательных проектов. Однако в ней содержится почти 2759 записей, и обработка такого массива вручную вряд ли выглядит реалистичной.

И здесь нам как раз поможет компьютерный анализ данных — даже с помощью нехитрых приемов описательной статистики и визуализации.

Что мы узнаем, анализируя эти большие данные?

  • Россия входит в топ-5 стран по количеству совместных образовательных проектов с Китаем (после США, Великобритании, Австралии и Южной Кореи)
  • 227 совместных проектов с Россией составляют 8,2% от всех китайско-иностранных образовательных партнерств
  • Профиль программ: приоритет программ бакалавриата и профессионального образования — двух наиболее востребованных сегментов в современном Китае
  • Специализация: доминирование инженерно-технических и транспортных специальностей (мехатроника, электротехника, железнодорожный транспорт, автоматизация)
  • Гуманитарная составляющая: программы по русскому языку и музыковедению — уникальная особенность российско-китайского диалога
  • Форматы партнерства: 83,7% — совместные образовательные программы, 16% — совместные институты (3-е место после США и Великобритании)
  • География: приоритетное взаимодействие между вузами приграничных регионов — Дальний Восток, Сибирь, Урал с китайской стороны и Северо-Восток Китая
  • Перспективы: формальный срок 67% российско-китайских проектов истекает в 2026-2027 гг., что открывает возможности для обновления партнерства в рамках перекрестных годов образования
-2

Соединяем контекст и данные

Анализ данных позволяет увидеть не только общую картину, но и специфику российско-китайского сотрудничества в контексте глобальной образовательной стратегии Китая — то, что было бы почти невозможно извлечь из разрозненных новостных источников за разумное время.

Несмотря на академическое лидерство западных вузов (более 50% всех проектов), Россия занимает уверенные позиции, а специфика партнерства — фокус на технологическом сотрудничестве в транспортной инфраструктуре и сохранение гуманитарного измерения — отражает как актуальные экономические потребности обеих стран, так и историю российско-китайских культурных контактов.