В Ивделе разворачивается спор — городская администрация пытается через суд признать недействительным договор социального найма, который выдало ее же подразделение. Речь идет о квартире, где в июне 2025 года взрыв бытового газа унес жизни двух человек. Ответчиками по иску проходят не только местная жительница Наталья Ширяева, но и ее 12-летняя дочь, зарегистрированная в этой квартире. Подробности бюрократической неразберихи — в материале URA.RU.
Предыстория: семейные отношения и спорная квартира
История семьи началась еще в конце 90-х годов, когда Виктор Шутов познакомился с Галиной — матерью Натальи Ширяевой. Мужчина на тот момент владел трехкомнатной квартирой на улице Карла Маркса, которую получил от своих родителей — ветеранов ГУФСИН.
Пара прожила вместе долгие годы, не оформляя официально брак. «Родители считали, что двум взрослым людям не нужен штамп. Им и так прекрасно жилось. Отчим меня любил», — рассказывает Наталья Ширяева.
В 2013 году судьба семьи сделала новый поворот — Наталья, уже состоявшая в браке, родила дочь. У молодой семьи не было собственного жилья, поэтому Виктор Шутов принял решение прописать в своей квартире и падчерицу, и новорожденную внучку, которую, по словам Натальи, искренне любил.
«Отчим встречал нас из роддома, дочку искренне считал своей внучкой. Все ей покупал. Они были очень близки. Я к чему все это говорю — мы всегда были семьей, независимо от того, есть ли у родителей штамп в паспорте или нет», — отмечает женщина в беседе с корреспондентом.
Трагедия, изменившая жизнь семьи
Спокойная семейная жизнь оборвалась 26 июня 2025 года, когда произошел взрыв бытового газа. Трагедия унесла жизни двух человек — Виктора Шутова и Галины.
После происшествия областные власти выделили средства на восстановление пострадавшего жилья. Ремонтные работы проводились силами подрядчиков, которых отобрала администрация Ивдельского муниципального округа. По завершении ремонта Наталья Ширяева, будучи прописанной в квартире вместе с дочерью, обратилась в администрацию за ключами от обновленного жилья, но получила категорический отказ.
Отказ и возникшие противоречия
Представители городской администрации мотивировали свой отказ двумя основными аргументами. Во-первых, они указали на отсутствие кровного родства между Натальей и погибшим Виктором Шутовым. Во-вторых, сослались на наличие у женщины альтернативного жилья — комнат в коммунальной квартире.
Стремясь урегулировать ситуацию законным путем, Наталья начала обращаться в различные инстанции. В результате 21 августа 2025 года МКУ «Управление ЖКХ», подведомственное учреждение администрации, заключило с ней договор социального найма на спорную квартиру. В документе прямо указывалось, что данное жилое помещение относится к муниципальной собственности.
Ситуация приняла неожиданный оборот, когда уже в сентябре 2025 года Наталья получила официальное письмо от администрации Ивдельского муниципального округа. Содержание документа полностью противоречило ранее заключенному договору социального найма (документ имеется в распоряжении агентства).
«Жилое помещение... в реестре муниципальной собственности Ивдельского муниципального округа не значится, муниципальным жилищным фондом не является», — говорится в документе. Таким образом, разные структуры одного муниципалитета заняли диаметрально противоположные позиции по одному вопросу.
Администрация обращается в суд
Не сумев разрешить возникшее противоречие административным путем, городские власти решили обратиться в суд. Администрация подала иск о признании недействительным договора социального найма, выданного собственным подразделением. Ответчиками по делу выступает не только Наталья, но и ее 12-летняя дочь, зарегистрированная в спорной квартире с самого рождения.
Как выяснилось в ходе разбирательства, у квартиры действительно сложная юридическая история. Изначально она входила в ведомственный жилищный фонд ГУФСИН (еще при СССР). Передача подобных объектов в муниципальную собственность было распространенной практикой в постсоветский период. «При передаче такого фонда городу эта квартира, вероятно, „выпала“ из документов и не попала в реестр муниципальной собственности», — предполагает Ширяева.
Долгие годы Виктор Шутов был убежден, что квартира приватизирована. «Отчим платил повышенные взносы на капитальный ремонт. У меня есть все подтверждающие квитанции», — подчеркивает Наталья.
Шутов, не являясь кровным родственником девочки, тем не менее был для нее дедушкой во всех отношениях, кроме юридического. По словам Натальи, он искренне любил внучку и хотел обеспечить ее будущее, закрепив за ней жилье.
Редакция URA.RU направила официальный запрос в администрацию Ивдельского муниципального округа. На момент публикации материала ответ в редакцию не поступил.