Периодически поступают вопросы, да и сама я давно хотела подробнее рассказать.
После окончания исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова в 2000 году у меня началась взрослая жизнь, нужно было искать работу. Мы курс стыка тысячелетий и становления новой формации, я бы сказала так. Я на тот момент вообще себе не представляла, кем я хочу быть, чем заниматься. Но нужно было искать работу и зарабатывать. Время такое было, да, собственно, с тех пор мало что поменялось – нужно работать и зарабатывать.
Меня никогда не привлекала научная и преподавательская деятельность. Для получения диплома исторического факультета МГУ нужно было пройти педагогическую практику, поэтому я очень хорошо представляю себе, что такое преподавание. По диплому имею право преподавать историю. Детей для этого любить совершенно не обязательно: задача преподавателя – учить, а не любить. Но мне не было это интересно.
Через два месяца после выпуска я нашла работу, абсолютно никак не связанную с историей. Это был один из крупнейших банков страны. Естественно, с гуманитарным образованием я могла рассчитывать только на низшую позицию секретаря подразделения. Нужен был свободный английский, руководитель был американцем. Я подошла по всем требованиям, и меня взяли. В том банке в два захода я отработала почти 13 лет.
Стало ясно, что мне нужно профильное образование, если я хочу продвинуться и стать профессионалом, а то так и просижу в секретарях. И через год после окончания МГУ я стала студенткой Финансового университета. Я выбрала очно-заочную форму обучения, так как с работы меня на учебу никто не собирался отпускать – как раз я перешла в другое подразделение уже на специализированную позицию. Для обучения я взяла кредит.
50 учебных дней в году были распределены на три сессии, а высшую математику по субботам преподавали. Вел у нас знаменитый профессор Кремер.
Вот тут я поняла, что такое тяжело. Я катастрофически ощущала пробел в математических знаниях после гуманитарного класса гимназии и истфака, а тут пошло-поехало, и высшая математика, и матстат, и… и я уже плохо помню, а только я взяла себе, как я шутила, личного тренера. То есть преподавателя по математике. Из МГУ, кстати. Сначала я пыталась заниматься с ним после работы вечером, но однажды просто уснула на учебниках за столом. Преподаватель терпеливо ждал, когда я высплюсь. Поэтому перешли на занятия по воскресеньям. То есть два года у меня субботы и воскресенья были посвящены математике, а в работе это были годы профессионального становления и пахоты, а еще мы любили погулять по пятницам. С матстатистикой пришлось помучаться, долго не получалась работа, которая была зачетной и служила допуском к экзамену. Не раз переделывала, преподаватель не принимал.
Моя дипломная работа была посвящена теме управления портфелем ценных бумаг. Защищалась я так блестяще, что мне немедленно прямо на защите выдали направление в аспирантуру. Я не имела даже мысли им воспользоваться и поступать, сразу стала отказываться, а еще я уже прекрасно знала к тому времени, что три волшебных буквы к.э.н. ни прибавки в зарплате, ни продвижения не дадут.
Секретарь экзаменационной комиссии мне серьезно рекомендовала подумать, а еще сказала, что из меня может хороший преподаватель получиться. Такое мне потом говорили не раз, но, как я уже говорила, меня эта деятельность не интересует. А рекомендация где-то на родительской квартире хранится.
Мне была присуждена квалификация «экономист» по специальности финансы и кредит, вот так у меня к 27 годам стало два высших образования. Единственный раз, когда меня отпустили с работы ради учебы на весь день, был день получения диплома. 23 июня 2004 года.
Потом меня внезапно еще из другого вуза стали звать в аспирантуру, но я и там отказалась. И совершенно не жалею, что не пошла в этот, так сказать, проект.
У меня не сложились дружеские отношения с однокурсниками по второму образованию. Какое-то время мы точечно в соцсетях общались, но потом потеряли друг друга из виду. А иногда мне снится, что завтра сдавать матстат, а я не готова, и я просыпаюсь, хочу бежать учить, потом понимаю, что уже прошло больше двадцати лет с тех пор и никуда бежать не надо.
Про МГУ такие сны мне никогда не снятся.