Найти в Дзене
Кризистан

Нет света, отопления и воды. Рассказываю, что происходит в столице Заполярья

Телевизор молчит, жителям других регионов об этом рассказывать не хотят. А зря: происходящее прямо сейчас в Мурманске и Североморске — отличный пример для всех. Невозможно десятилетиями паразитировать на советском наследстве и рассчитывать, что оно не закончится. Вечной инфраструктуры не существует, вечными бывают только отговорки об отсутствии денег. Вот уже несколько суток в нашем Заполярье десятки тысяч людей живут в ледяной тьме. Мурманск — самый большой в мире город за полярным кругом, его часто называют столицей Заполярья. Североморск — морской порт на берегу Кольского залива. Важный, значимый, ценный регион погрузился в средневековье. 23 января, из-за обрушения пяти опор ЛЭП, оба города остались без электричества. Без света остановились котельные и насосы. Следом отключились отопление и горячее, а местами и холодное водоснабжение. Начались порывы труб, вода текла и замерзала вместе со всем, что было на ее пути. Отвечающие за регион люди лишь констатируют факт: четыре из пяти рух
Оглавление

Телевизор молчит, жителям других регионов об этом рассказывать не хотят. А зря: происходящее прямо сейчас в Мурманске и Североморске — отличный пример для всех. Невозможно десятилетиями паразитировать на советском наследстве и рассчитывать, что оно не закончится. Вечной инфраструктуры не существует, вечными бывают только отговорки об отсутствии денег.

Ледяной ад

Вот уже несколько суток в нашем Заполярье десятки тысяч людей живут в ледяной тьме. Мурманск — самый большой в мире город за полярным кругом, его часто называют столицей Заполярья. Североморск — морской порт на берегу Кольского залива. Важный, значимый, ценный регион погрузился в средневековье.

23 января, из-за обрушения пяти опор ЛЭП, оба города остались без электричества. Без света остановились котельные и насосы. Следом отключились отопление и горячее, а местами и холодное водоснабжение. Начались порывы труб, вода текла и замерзала вместе со всем, что было на ее пути.

Отвечающие за регион люди лишь констатируют факт: четыре из пяти рухнувших опор уже давным давно отработали свой 40-летний ресурс. Две из них и вовсе были установлены в 1966 году. Еще при Брежневе.

Местные говорят, что дело не в опорах. И до них проблемы были, просто настал день, когда накрылось вообще ВСЕ, а опоры стали лишь последней каплей
Местные говорят, что дело не в опорах. И до них проблемы были, просто настал день, когда накрылось вообще ВСЕ, а опоры стали лишь последней каплей

Они называют происходящее «перебои». Но какие ж это перебои? Простите, но это полномасштабный коммунальный коллапс, который парализовал жизнь двух городов.

Как справляются люди?

Если коротко, то с трудом. Сроки восстановления подачи тепла и электроэнергии не дают даже приблизительно. Когда все ЖКХ региона изношено напрочь, обещать, что завтра в дома вернется свет, а послезавтра — тепло, не получится.

Пока электричество подаётся по графику ротации. На несколько часов подключают одни дома, потом другие, и так по очереди. При этом рапортуют, что «подача восстановлена», но забывают упомянуть, что параллельно другие дома отключили. Нормально?

С теплом и водой дела не лучше, чем со светом. Судя по местным чатам, в большинстве домов батареи холодные, из кранов ничего не течет.

Для замерзающих людей организовали 16 пунктов обогрева и полевые кухни. В 21 веке, в российской Арктике, люди греются в школах и ходят за кипятком на улицу! Набирают в термосы. Некоторые устраивают во дворе костры, чтобы согреться. По квартирам — видел фото с установленной внутри большой комнаты палаткой и спальниками, так теплее.

Можно прийти погреться вот в такой пункт и зарядить телефон или ноутбук
Можно прийти погреться вот в такой пункт и зарядить телефон или ноутбук

Темно не только в домах, но и на улице. Не работают светофоры, выключено освещение. Как следствие, в Мурманске начался «день жестянщика», очень много мелких ДТП из-за отсутствия регулирования движения. Стараются восстановить работу светофоров поскорее, но параллельно просят жителей сидеть дома, не ездить, а если и вышли, то хоть светоотражатель надеть.

Губернатор Чибис ввел режим ЧС. Но для жителей он особо ничего не меняет, он нужен властям для бюрократической волокиты и привлечения техники. Ремонт идёт мучительно медленно из-за погоды и бездорожья. Дорога к месту аварии вместо 40 минут занимает 5 часов.

Может коснуться каждого города

Бывает форс-мажор. То, что нельзя предвидеть, оно просто случилось. Но по Мурманску уже установлено, что аварию можно было предотвратить, если бы сетевые компании своевременно обслуживали линии. Куда годами уходили деньги, выделяемые на «модернизацию» и «капремонт» сетей? Почему красивые отчеты есть, а реальной работы нет?

Говорят – скажите спасибо, что кипяток привезли. А то грели бы кофе на свечке
Говорят – скажите спасибо, что кипяток привезли. А то грели бы кофе на свечке

Знаете, таких опор, которые в любой момент могут улечься, в России очень много. Советское наследство кончилось, все сроки его эксплуатации давно вышли. Мурманск не один такой, в большинстве нестоличных регионов коммунальная инфраструктура свой ресурс давно исчерпала. У нас как только опускается температура ниже -20, тут же начинаются сообщения в городских чатах. То вода пропала, то батареи остывают. И я не в Заполярье, я в средней полосе живу.

А самое смешное, что раньше мороз -20 и ниже считался климатической нормой. Особенно в январе и феврале, по ночам и под -30 частенько бывало. А теперь вдруг верха как зачарованные твердят, что на такие температуры системы не рассчитаны и аварии происходят не по их вине. Природа виновата, а мы не при делах. Как так? Первый год зима случилась?

Горько, но у нас не опоры прогнили. У нас система прогнила. Надеюсь, жителям Заполярье не только вернут тепло, свет и воду, но и дадут хоть какую-то компенсацию после этого ледяного кошмара.

Благадарю за лайки! Подписывайтесь здесь и в телеграм, всем рад.