Здравствуйте!
Спасибо, что вы есть и вы такая. Это удивительно и прекрасно.
Хочу попросить ваш взгляд как человека, который глубоко понимает внутренние процессы.
Сколько я себя помню, у меня почти всегда есть фоновая тревога — ощущение, что нужно быть всё время настороже, иначе случится что-то плохое. Тело в районе груди всегда как тугой узел, я привыкла к этому ощущению, правда, отсюда и бессонница, и высокое давление, и переедание.
Мне 45 лет, несколько лет хожу к хорошему психологу. Продвигаюсь не быстро, но если вспомнить, какая я пришла — почти ничего о себе не понимала — возможно, это и быстрый прогресс.
В ходе собственных попыток разобраться я увидела, что корень, скорее всего, в детстве. Родители хорошие: кормили, одевали, не били, казалось бы — что еще надо? (особенно на фоне других историй). Но мы были абсолютно не близки эмоционально. Сколько помню, было ощущение пустоты и полной самостоятельности. Некому было поплакать, пожаловаться, поделиться, никто мной не гордился. Я как-то считала, что так и надо.
Когда сейчас разбираю любые страхи, всегда вижу внутри есть образ маленькой девочки, которая стоит в полной пустоте, оцепеневшая от страха и совсем одна. Пыталась мысленно подойти к ней как взрослая, но во мне поднимается сильное чувство бессилия, боль и желание уйти, как будто невозможно выдержать её страх. Похоже, что у меня пока очень мало внутренней опоры. Ещё и внешние события очень сильно сейчас усилили тревогу и ощущение, что нужно быть с постоянно со сжатыми кулаками и быть «настороже 24/7».
И я не очень понимаю, как в такой ситуации можно уменьшить тревогу. Устала я от этой фоновой тревоги и тугого узла внутри. Добавлю, что у меня сейчас хорошая жизнь, любимый человек и лучший в мире ребенок, хороший дом. В моем маленьком мире всё хорошо, но в большом мире страшно.
Подскажите, пожалуйста, с чего можно начать и куда в таких случаях направлять внимание? Что можно сделать, как самое важное? Хотя бы в каком направлении ползти?
Ну, я бы поползла в направлении к психиатру. Потому что фоновая тревога и тугой узел вместо диафрагмы - это все признаки тревожного расстройства, которое прекрасно корректируется фармой.
Не, кто спорит, можно работать над собой, прокачивать осознанность, можно вообще посредством медитаций достичь просветления. Можно размотать назад всю биографию и найти поломку. Можно исследовать свой внутренний мир вдоль и поперек и начать видеть себя насквозь. Но всем этим гораздо удобнее заниматься в спокойном и стабильном состоянии. Плавать, знаете, тоже очень полезное занятие и гармонизирует организм, но если у вас приступ астмы, то лучше сперва снять приступ, а потом уже гармонизировать.
Ходить к психологу несколько лет - это примерно режим плавания. Это полезные сеансы, развивающие все на свете. Но если у вас острая проблема и за несколько лет терапии она никуда не делась - возможно, это немного не та терапия, которая решает вашу проблему. Я бы попробовала сменить направление на что-то более прикладное.
Но это я рассуждаю из своей позиции: я ненавижу заниматься проблемой, я просто хочу, чтобы ее не было. Между ЗОЖ и курсом таблеток я всегда выберу таблетки, между курсом таблеток и одним уколом я выберу укол, между курсом уколов и операцией я выберу операцию. Мне не надо нежно, мне надо быстро. У вас, безусловно, могут быть другие приоритеты.
Я сама тревожный сырок с многолетним стажем, и я тоже могла бы многое рассказать о своем безрадостном детстве. Но анализировать воспоминания, да еще, не приведи Господи, в художественной форме - это отдельное занятие. Это интеллектуальное удовольствие и творческий экстаз. А изнывать от тревоги и не функционировать нормально - это ни фига не экстаз и вообще ни разу не удовольствие. Поэтому сперва курс лечения, а потом уже рефлексия сколько унесешь.
Вообще, если честно, мне всегда казалась подозрительной эта связка - несчастное одинокое детство и экзистенциальный ужас в зрелом возрасте. Несчастен и одинок практически любой ребенок, если он вышел из грудного возраста. Одиночество, сиротство и неприкаянность - это базовые свойства человеческого существа в земной юдоли, то есть вообще-то это норма. Это происходит не оттого, что ребенка недолюбили или чего-то ему недодали - нет такой дозы, которая от этого убережет.
Есть два способа освободиться от этого чувства.
Первый, которым пользуются все - это анестезия. В идеале вообще рауш-наркоз. Можно выпить коньяку и мир сразу сделается приветлив и дружелюбен, люди полны участия, а жизнь - смысла. Можно проникнуться какой-нибудь идеей и встать под какое-нибудь знамя - эффект тот же, ты не один, вокруг братство и вообще все не зря. Это одно и то же, только коньяк дешевле обходится.
И есть второй способ, но он довольно тягомотный.
Обычно вот это вот сиротство и связанную с этим беззащитность объясняют тем, что до вас, мол, никому нет дела. Это детское чувство: у ребенка своего ресурса еще никакого нет, ребенок - это система, работающая чисто на вход. На вход поступает мало - душа голодает и томится.
Взрослый отличается от ребенка тем, что работает не только на вход, но и на выход. То, чего не хватает в воздухе, которым он дышит, он может генерировать сам.
Взрослый человек чувствует, что он не один, не тогда, когда до него кому-то есть дело. До него никому нет дела, и это нормально. Взрослый чувствует, что он не один, когда ему самому есть дело до кого-то. Человек, который любит своего котика - уже не одинок, и ему уже не так страшно, потому что ледяной ужас жизни отступает только перед любовью.
А если человек, кроме котика, любит еще хотя бы пару человек - этот человек просто купается в любви, и никакое детство не имеет над ним власти, и вообще - смерть, где твое жало?
-----------------------------------------------------
Проект «Пятничные ответы» — полностью бесплатный. Но если кому-то захочется сказать автору «спасибо», то под постом есть кнопочка «Поддержать».