В конце нашего путешествия мы заглянули в Красноярск! Его история — это почти 400 лет вопреки всему: расскажу, как небольшой острог выжил среди суровых морозов, превратившись в один из красивейших городов Сибири.
Самый восточный в России город-миллионник является одним из старейших населенных пунктов Сибири, он основан в 1628 году. При этом в Красноярске не столь много старинной архитектуры, как в Томске или Иркутске. Но, кажется, это искупается довольно динамичной жизнью — театральной и культурной (отсюда родом Дмитрий Хворостовский), ресторанной (город считается гастрономической столицей Сибири).
Нельзя не упомянуть и природу: до интересных мест не нужно добираться часами. Красноярские Столбы и менее известные Мининские Столбы, лестница на Торгашинский хребет, смотровые, «Гремячая Грива», набережная в Дивногорске — все рядышком. На острове Татышев живут многочисленные суслики, они считаются одним из символов города.
Енисей, на берегу которого стоит Красноярск, признан самой полноводной рекой России. А.П. Чехов писал: «Не в обиду будь сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость». Красноярск Чехову очень зашел. Часовня Параскевы Пятницы и Коммунальный мост красуются на 10-рублевой купюре (впрочем, подобные банкноты встречаешь все реже, но ради поездки можно и раздобыть). Город очень красиво оформили к Новому году.
В Красноярске есть свой Биг Бен, а для краеведческого музея города в 1910-1920-е гг. возвели здание в египетском стиле. Интересно творчество местных архитекторов: Владимира Соколовского, Леонида Чернышева и других.
Центральную улицу Красноярска, проспект Мира, я бы смело назвал одной из лучших в стране, она дает полное представление о характере города и его архитектуре. Хотя для полной картины, конечно, полезно узнать, чем живут Водники, Зеленая роща, Ветлужанка и Мясокомбинат.
Дореволюционная история Красноярска довольно интересна: отсюда родом художник Василий Суриков, а местный купец и промышленник Г.В. Юдин собрал богатейшую библиотеку в 80 тысяч томов (ее потом, правда, продали в США, не найдя покупателя в России). В Красноярске скончался граф Николай Петрович Резанов, так и не доехав до Петербурга. Романтическая любовь Резанова к дочери коменданта Сан-Франциско легла в основу рок-оперы «Юнона и Авось».
Новый импульс развитию города перед революцией дал Транссиб, а во время Великой Отечественной войны из-за эвакуации предприятий население города выросло в 2.5 раза, промышленное производство — в 6 раз. Мы уже писали про тропический характер Красноярска и местные пальмы (Россия всегда хотела вырастить арбузы за Полярным кругом и выйти за климатические рамки).
В последние годы в Красноярске привели в порядок квартал с деревянными домами и с переменным успехом строят метро. В 2028 году город отметит свое 400-летие.
Когда мы спрашивали таксистов и журналистов про самый депрессивный и опасный район Красноярска, все в основном называли Зеленую рощу. В 1990-е годы и позже бытовала поговорка «Мы из Рощи, мы попроще».
Что ж, едем! Обычный советский район, застроенный хрущевками и «улучшенками» для металлургов, даже по-своему симпатичный. Вся социальная инфраструктура рядом, во дворах обязательные площадки для выбивания ковров. Много скверов, приличный парк «Гвардейский» со скульптурами и новодельной церковью. Пара старых ржавых рекламных аншлагов.
У района ярко выраженная космическая направленность — фонтан «Икар», стелы и детские площади в форме ракет, фигурка суслика-космонавта. Есть стихи с понятной районной патетикой «Пусть под снегом пока не Зеленая-Белая Роща, и напротив протянут широким проспектом Красраб…»
Когда в поисках хтони зашли в магазин семян, то обнаружили там отреставрированное ностальгическое панно на пионерскую тематику. Понятно, что вряд ли стоит организовывать массовое паломничество туристов в окраинные районы, но расширять кругозор и устраивать внутригородские экспедиции полезно.
В 2024 году в селе Овсянка под Красноярском открыли национальный центр, посвященный памяти классика русской литературы Виктора Астафьева. Здесь он прожил первые пятнадцать и последние двадцать лет своей длинной жизни. Экспозиция, расположенная на трех этажах, позволяет через тексты, видео, предметы соприкоснуться с творчеством писателя. Музей получился отнюдь не технократично-отстраненным, а очень даже теплым: цитаты, детство на Енисее, шершавое дерево, мостки, письма, образы…
«Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею, но обман этот удается до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда только воньмешь ее могуществу, почувствуешь ее космическую пространственность и величие», — писал Астафьев.
Сама Овсянка — красивое село с набережной Енисея, деревянной церковкой и магазином «Мечта».
Красноярский краеведческий музей, расположенный в «египетском» здании, внутри радует очень хорошей этнографической и археологической экспозицией, а вот дальше становится сложнее.
Тут собрано буквально все — гербарии, стегозавр (!), мамонт, шерстистый носорог, тушка сороки, картины, доспехи, портреты государственных деятелей, лодки, интерьеры, документы, манекены детей из фильма «Оно». Заметно, что тут не стремятся соответствовать пресловутым «современным художественным решениям», где буквально два предмета на всю стену, но к концу первого часа устаешь от многообразия, теряешь нить и начинаешь чувствовать себя пленником Плюшкина.
Тот случай, когда «старорежимность» — скорее сильная сторона, но к ней надо быть готовым. Бродишь по лабиринтам и понимаешь, что нужно прийти еще раз, а еще лучше заложить на осмотр часа четыре. Но музей любим народом и очень посещаем — сюда ходят целыми семьями, а в залах то и дело раздается гулкое «Папа, смотри, диноза-а-авр!»
А вам доводилось бывать в Красноярске?
Что думаете об этом сибирском городе?
О каких его недостатках слышали?