Найти в Дзене

Алебарды в русской армии

Первоначально алебарда («alabarda» на итальянском) — это древковое колюще-рубящее холодное оружие с комбинированным наконечником Оно состоит из игольчатого (круглого или гранёного) копейного острия и клинка боевого топора с острым обухом. Наибольшее распространение она получила в Западной Европе в XV—XVI веках. Позднее алебарду использовали как парадно-церемониальное оружие. В Россию, по данным историков, она впервые проникла в начале XVII века. Сначало такое оружие было у царской охраны. В XVIII веке при Петре I алебардами вооружались сержанты (в качестве отличительного знака) и артиллеристы. Основная роль этого оружия в ту эпоху — признак командира, офицера или унтера, в плотных шеренгах пехоты. Это было необходимо для того, чтобы солдаты могли различать своих начальников издалека. Общая длина алебарды составляла 2-2,3 метра, кроме некоторых отдельных образцов. Алебарды в русской армии носили сержанты, каптенармусы и фурьеры, а также, в определенных случаях, бомбардиры — стрелки из р

Первоначально алебарда («alabarda» на итальянском) — это древковое колюще-рубящее холодное оружие с комбинированным наконечником

Оно состоит из игольчатого (круглого или гранёного) копейного острия и клинка боевого топора с острым обухом. Наибольшее распространение она получила в Западной Европе в XV—XVI веках. Позднее алебарду использовали как парадно-церемониальное оружие.

В Россию, по данным историков, она впервые проникла в начале XVII века. Сначало такое оружие было у царской охраны. В XVIII веке при Петре I алебардами вооружались сержанты (в качестве отличительного знака) и артиллеристы. Основная роль этого оружия в ту эпоху — признак командира, офицера или унтера, в плотных шеренгах пехоты. Это было необходимо для того, чтобы солдаты могли различать своих начальников издалека. Общая длина алебарды составляла 2-2,3 метра, кроме некоторых отдельных образцов.

Алебарды в русской армии носили сержанты, каптенармусы и фурьеры, а также, в определенных случаях, бомбардиры — стрелки из ручных

мортирок. Эти воины Петра І мели на вооружении особую укороченную алебарду — до 1,6 метра в длину, с топориком, который далеко отстоял от древка, чтобы на него можно было положить ствол ручной мортирки. У этих алебард также отсутствовал задний крюк. Сержантская алебарда начала XVIII века, петровской эпохи, имела прямое лезвие топора, и была богато изукрашена по всей боевой части. Например, на втулке, размещалось рельефное изображение воина. С 1720-х годов алебарды стали вручать капралам.

Алебарда этих военнослужащих того периода — копия орудия каптенармуса. Только если у нее лезвие было вогнутым, то у алебарды капрала, наоборот, выгнутым и полукруглым. Общая длина обеих составляла до 2,5 метров. В 1731 году на вооружение приняли стандартизированную унтер-офицерскую алебарду. Она имела полную длину 2320 мм. На нижнем конце располагался заостренный стальной подток. Втулка дополнительно укреплялась двумя лангетами. Такие алебарды стояли на вооружении у сержантов, каптенармусов и фурьеров в гвардейской и армейской пехоте.

При Екатерине II алебарды отменили в армейской пехоте и оставили только в некоторых гвардейских полках. Однако Павел I вернул их в армию. Алебарды полагалось носить всем унтер-офицерам мушкетерских, фузилерных и гарнизонных полков, и двум из шести младших унтер-офицеров в гренадерских полках. В гвардейской пехоте такое оружие было у четырех унтер-офицеров каждой роты 1-го и 4-го батальонов Преображенского полка и всех батальонов Измайловского полка. Общая длина алебарды составляла 2150 мм, наконечника — 350 мм, ширина — 120 мм, диаметр древка — 26-33 мм, вес — 1250 грамм. Боевой наконечник — стальной, симметричный, плоский. Верхняя его часть представляла собой прямой двулезвийный клинок. В нижней части было расширение в виде двух полумесяцев, которые соединялись выгнутыми сторонами. Между полумесяцами находились два треугольных выступа. Трубка восьмигранная, коническая, с тремя кольцевыми утолщениями. От ее нижней части отходили две стальные полосы с отверстиями для гвоздей или заклепок, которые крепили наконечник к древку.

В 1805 году в гренадерских полках алебарды оставили только двум младшим унтер-офицерам из шести в каждой роте. С 1809 года им вооружались только фельдфебели. В 1811 году оружие сняли с вооружения в гренадерских, мушкетерских и гвардейских полках, а в 1816 году — в гарнизонных полках и батальонах.

Только нижние чины городской полиции продолжали использовать алебарды. Современник писал об этом так:

Орудие это, на первый взгляд и особенно издали казавшееся страшным, а в действительности очень тяжёлое и неудобное для какого-либо употребления, стесняло, конечно, полицейских, не обладавших крепостью и выправкой средневековых ландскнехтов, и они часто пребывали без алебарды, оставив её или у своей будки или прислонив к забору

Наконец, в 1856 году алебарды окончательно ушли в историю.

Любопытный факт: в популярной кинокомедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» один из дворцовых стражников метнул алебарду, которая вонзилась в машину времени и закрыла временной переход. В этом моменте имеется двойная ошибка. Во-первых, Шурик называет это оружие бердышом, а это вполне классическая алебарда. Во-вторых, в России в XVI веке не было алебард (они появились позже, в период Смутного времени). Сами же бердыши в комедии Гайдая тоже используются — они были у царских стрельцов.

#ЦМВСРФ #ЦМВСРФ_экспозиция #музей