Многие, наверное, в детстве зачитывались удивительными приключениями шотландца-моряка Робинзона Крузо. Даниэль Дефо конечно же приукрасил его житие-бытие на необитаемом острове, но говорят, что сюжет британского писателя был основан на реальных событиях.
У героя приключенческого романа Робинзона Крузо было несколько прототипов. Многие уверены, что шотландец Александр Селькирк больше всех претендует на эту роль. Мореплаватель и пират со скверным и непокорным характером, которого капитан корсаров Томас Страдлинг высадил на необитаемый остров недалеко от Южной Америки. Ему надоел вспыльчивый матрос, подбивающий команду на бунт. Правда он все-таки оставил Селькирку топор, мушкет с порохом и пулями, нож, ром, кое-что из одежды, семена ячменя и некоторых овощей, провизии на месяц.
Жаль, что в России не нашлось таких талантливых писателей в области авантюрных романов, как Даниэль Дефо. Дело в том, что аналогичная ситуация произошла и у нас в первой половине XIX века. Правда, там был не тропический остров, холодное побережье Охотского острова. И рассказал об этой истории Николай Сибиряков в далеком 1876 году в издании «Русская старина».
Имя человека, который мог бы вполне претендовать на роль Робинзона Крузо – Сергей Петрович Лисицын. Такой же скверный характер в молодости. Такой же поступок капитана судна, высадившего его на берег охладить пыл.
Сергей Лисицын потомственный дворянин. Окончил физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Вот только отличался он скверным характером. Науки изучать не захотел, а отправился прямиком в гусары. Вернее, в Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк, что в то время было престижно.
Не стоит удивляться, что его офицерская карьера в один прекрасный момент была прервана дуэлью. Что и стоило ожидать от этого молодого человека. А так, как он и полковой адъютант, которого он вызвал на поединок, стреляли скверно, дуэль обошлась без жертв. Но со службой Лисицыну пришлось попрощаться.
На гражданке ему пришлось довольствоваться скромной должностью в канцелярии одного из многочисленных ведомств империи. Это было невыносимо для неусидчивого бывшего лихого гусара. И когда его далекий родственник сделал ему заманчивое предложение отправиться на Аляску, он с радостью согласился.
И вот весной 1847 года корабль, на палубе которого в числе прочих находился наш герой, покинул Санкт-Петербург и отправился к далеким берегам американского континента. Плавание обещало быть интересным. Настроение у Лисицына было приподнятым. Отношения с экипажем складывались доброжелательно.
Но чем ближе к заветной Аляске, тем грустнее становилось Сергею Петровичу. Скучно, видимо, ему стало. Ведь его не загружали никакими обязанностями. Он стал все чаше прикладываться к горлышку. Один раз, изрядно приняв на грудь, повздорил с капитаном судна. Да так разбушевался, что его заперли на замок в его собственной каюте.
Его освободили, полагая, что он одумался и будут вести себя подобающе. Лисицын же и вовсе бросился во все тяжкое. Он стал подстрекать команду на бунт. Это уже не в какие ворота. За такой проступок капитан мог его арестовать, доставить в Русскую Америку, где его ожидала бы вполне реальная виселица. Но он сжалился над бунтовщиком, учитывая его молодость.
Капитан высадил Лисицына на необитаемом берегу Охотского острова. «Робинзона» снабдили оружием, провиантом на первое время, солью, теплой одеждой, так как приближалась зима, инструментом и другими мелкими, но необходимыми приспособлениями и вещами.
Среди оставленных ему вещей, Лисицын нашел запуску от капитана судна. В ней капитан давал ему понять, что отныне только он сам может вершить свою судьбу. Капитан призывал задуматься над своим поведением и осознать ошибки прошлого.
И вот наш герой совершенно один на безлюдном побережье моря. Сзади тайга, полная опасностей, а впереди суровая зима. У молодого человека никаких навыков. Он ведь потомственный дворянин. В его условиях опытный охотник запаниковал бы.
Однако Лисицын быстро понял, что если он хочет жить, то ему придется заботится о себе самостоятельно. Он построил что-то наподобие полуземлянки. Обустроил в ней, используя камни и глину, допотопный очаг. Он хоть и дымил нещадно, но тепло держал хорошо.
Используя оставленные ему снасти, Лисицын наловил в ближайшей речке достаточное количество рыбы, чтобы перезимовать. Тайга дала ему ягоды и грибы. Словом, его разум действовал совершенно в верном направлении, обеспечивая выживание. Да и судьба, видимо, к нему благоволила, так как молитвы Сергея стали искренними и ежедневными.
После зимовки в полном одиночестве Лисицыну повезло. Недалеко от того места, где он обустроился, он наткнулся на совершенно обессиленного человека. Им оказался уцелевший после крушения переселенец. Немногим дальше, всего в паре километров, обнаружили и само судно, потерпевшее бедствие. На борту находился еще один счастливчик — шестнадцатилетний юноша, оказавшийся сыном мужчины, найденного ранее на побережье.
Настоящие сокровища Лисицына ждали в уцелевших отсеках корабля. Там находились несколько овец, собака и кошка. Небольшой запас продовольствия, инвентарь и инструменты, семенной материал ячменя и ржи.
Таким образом, у Лисицына и «Пятница» появился. Даже две. Он с помощниками даже пушку снял с корабля и переправил в свою берлогу.
Труд преобразил Лисицына до такой степени, что тот стал истинным христианином, а его обжитое место превратилось чуть-ли не в земной рай. Однако покой нарушался нападением китайских контрабандистов, но усердные молитвы вкупе с пушечным огнём вершили настоящие чудеса.
Прошел год, полный одиночества и опасностей, после которого Лисицын вместе с товарищами оставил уединенную жизнь на побережье Охотского острова. Они, добравшись до истоков реки Амур, пройдя через череду новых испытаний, вновь оказались среди людей.
Прошло еще с десяток лет. Наш герой стал богатым золотопромышленником, человеком глубоко верующим. Он разыскал капитана того судна, с которого ему пришлось сойти в силу определенных обстоятельств, и вспоминать о них ему вовсе не хотелось. Он щедро вознаградил капитана, а также оплатил образование двух его детей.
Эта история пленяет своей простотой и загадочностью. Однако после ее прочтения, так и хочется задуматься: а был ли на самом деле этот самый русский Робинзон, вдохновивший поколения? Хочется надеяться, что эта легенда имеет реальную основу.
Но пусть даже образ нашего героя родился лишь в воображении, он все равно стал воплощением лучших качеств нашего народа – отважных исследователей, золотодобытчиков и картографов, покорявших суровые земли Сибири и Дальнего Востока. Образ русского Робинзона живёт в сердце каждого патриота, показывая нам истинное лицо русской души, способной выжить там, где другие пасуют перед трудностями и опасностями.
Спасибо за то, что читаете. Лайки и подписка помогают развитию канала.
А еще мы приглашаем вас в свою Группу во "ВКонтакте"! Там у нас исторические и просто интересные статьи, познавательные факты, цитаты известных людей и многое другое.