Найти в Дзене

Удививший меня Тамбов. Автор самого русского марша

Снова повторюсь, что идею написать о Василии Агапкине, впрочем, как и об Илье Шатрове, мне подал... памятник в Тамбове. Почему бы и нет? Ведь нет ничего интереснее судеб простых людей, которые в истории нашей остались. *** Василий Иванович Агапкин родился 15 февраля (3 февраля по старому стилю) 1884 года в деревне Шанчерово Рязанской губернии в бедной крестьянской семье. Мать Василия ушла из жизни, когда мальчику только исполнился год. Отец, Иван Иустинович, после смерти жены в поисках лучшей доли переехал с сыном в Астрахань. Там Агапкин-старший устроился работать грузчиком в порту и женился во второй раз на прачке Анне Матвеевне, которая воспитывала двух дочерей и родила ему сына. Денег в семье катастрофически не хватало. Иван Иустинович трудился не покладая рук, но его сердце не выдержало навалившихся нагрузок. Десятилетний Вася остался круглым сиротой. Мачеха за свой тяжелый труд получала копейки и не могла прокормить большую семью, поэтому отправила двух дочерей и пасынка просит
Памятник в Тамбове. Фото из открытых источников интернет
Памятник в Тамбове. Фото из открытых источников интернет

Снова повторюсь, что идею написать о Василии Агапкине, впрочем, как и об Илье Шатрове, мне подал... памятник в Тамбове.

Почему бы и нет? Ведь нет ничего интереснее судеб простых людей, которые в истории нашей остались.

***

Василий Иванович Агапкин родился 15 февраля (3 февраля по старому стилю) 1884 года в деревне Шанчерово Рязанской губернии в бедной крестьянской семье. Мать Василия ушла из жизни, когда мальчику только исполнился год. Отец, Иван Иустинович, после смерти жены в поисках лучшей доли переехал с сыном в Астрахань. Там Агапкин-старший устроился работать грузчиком в порту и женился во второй раз на прачке Анне Матвеевне, которая воспитывала двух дочерей и родила ему сына. Денег в семье катастрофически не хватало. Иван Иустинович трудился не покладая рук, но его сердце не выдержало навалившихся нагрузок. Десятилетний Вася остался круглым сиротой. Мачеха за свой тяжелый труд получала копейки и не могла прокормить большую семью, поэтому отправила двух дочерей и пасынка просить милостыню.

Оставшись сиротой в раннем детстве, он был обречён, казалось бы, лишь на беспросветную долю. Но счастливый случай и абсолютный музыкальный слух, которым обладал десятилетний мальчик, привели его в оркестр 308-го Царевского резервного батальона Астраханского пехотного полка, куда он был зачислен учеником.

...в один прекрасный день его жизнь изменилась раз и навсегда. Однажды он услышал дивный мотив - по улицам города шагал военный оркестр.
Музыканты в парадной форме, переливающиеся блеском инструменты и бравурная мелодия увлекли Васю так, что он бежал за оркестром аж до казарм. На следующий день музыканты вновь вышли на улицы Астрахани.
А мальчика заметили...

Потом в своей автобиографии Василий Иванович напишет:

В вещмешке моей памяти это время не выделялось особыми событиями: военная муштра, обучение музыке да редкие, урывками, увольнительные домой, чтоб отдать родным скудное жалование,
Василий Агапкин. Фото из открытых источников интернет
Василий Агапкин. Фото из открытых источников интернет

В 14 лет от роду он считался уже лучшим корнетистом-солистом оркестра, а армия стала ему родным домом, где он от гарнизона к гарнизону познавал воинскую службу и основы профессии военного музыканта.

Юный Василий Агапкин был не только талантлив, но трудолюбив и неотступен в достижении поставленных им целей. Экстерном окончил гимназический курс и сдал экзамены на "отлично".

Начиная с 1899 года Василий Агапкин служил вольнонаемным музыкантом на Кавказе, в частности в Аварском 187-м пехотном полку, позднее в 1906 году был призван на военную службу, в 16-й драгунский Тверской полк, стоявший под Тифлисом.

В декабре 1909 года, по окончании срока службы, Агапкин оказался в Тамбове. Город на него впечатления не произвёл. Да и где там сравниться "заштатному городишке" с Грузией? Уже позже Василий Агапкин напишет:

Живописный вид он приобретал лишь по весне, в кружевном переплетении бело-розовых цветущих яблонь, да в хрустальном зеркале двух речушек — узкого Студенца, воду которого поднимала и берегла мельничная плотина, и очаровательной голубки Цны в обрамлении кудрявых лесов и дубрав,

С 1 января 1910 года Агапкин поступает на сверхсрочную службу штаб-трубачом в 7-й запасный кавалерийский полк. Здесь же, в Тамбове, он познакомился со своей первой женой Ольгой.

В.И. Агапкин с женой. Фото 1911-12 гг
В.И. Агапкин с женой. Фото 1911-12 гг

Девушка была швеей, но быстро поняла масштаб личности своего мужа: она настояла на том, чтобы Василий поступил в музыкальное училище, - знаний, полученных в церковно-приходской начальной школе и в военном оркестре, ему уже явно не хватало.

У супругов родился сын, и Агапкин снял просторную квартиру на Гимназической улице Тамбова. Потом, правда, им придётся переехать на Студенецкую улицу.

Дом Агапкиных на Студенецкой улице. Фото из открытых источников  интернет
Дом Агапкиных на Студенецкой улице. Фото из открытых источников интернет

С января 1912 года без отрыва от службы Василий Агапкин стал заниматься в классе медных духовых инструментов Тамбовского музыкального училища; класс вёл педагог Фёдор Михайлович Кадичев. В этом же году Василий сочинил марш для фортепиано, сделавший его бессмертным. Названный автором "Прощанием славянки", этот марш звучит более века на всех военных плацах и в парках, во время встреч и расставаний, на праздниках и в суровые будни войны.

Титульный лист издания Циммермана и фото семьи Агапкина из семейного архива.
Титульный лист издания Циммермана и фото семьи Агапкина из семейного архива.

Впервые марш прозвучал в 1912 году на военном параде в Тамбове (кстати, сейчас "Прощание славянки" - это гимн Тамбовской области), а уже через пару лет проникновенная мелодия зазвучала на всех вокзалах страны, провожая на передовую русских солдат.

1918 год - год начала Гражданской войны. Его "Прощание славянки" играли как белые, так и красные, правда, каждая сторона сочинила для марша свои слова. Василий Агапкин оказался на стороне красноармейцев, но оружие в руки не взял - остался музыкантом. Он добровольно вступил в Красную армию и организовал духовой оркестр в 1-м красном Варшавском гусарском полку, с которым уже осенью 1918 года отбыл на Западный, а потом Южный фронт.

В Тамбов Василий вернулся в 1920 году после того, как едва не умер во время эпидемии тифа, но снова попал в эпицентр исторических событий - в городе вспыхнуло ставшее впоследствии знаменитым Тамбовское восстание против красных.

Митинг в Тамбове. 1920 г Фото из открытых источников интернет
Митинг в Тамбове. 1920 г Фото из открытых источников интернет

Василия Агапкина, как красноармейца, арестовали, но его жена бросилась к атаману и рассказала, что перед ним - автор знаменитого марша. Этот факт и спас жизнь Василию - его помиловали. Однако, когда в город снова пришли красные, пришлось объясняться, почему мятежники его не тронули. Помиловали и на этот раз, назначив капельмейстером оркестра 115 батальона ВЧК. Так, судьба музыканта на всю жизнь оказалась связанной с органами внутренних дел СССР.

5 августа 1922 года Агапкин и его оркестр дали прощальный концерт в Тамбове, после чего переехали в Москву. Здесь музыканта назначили руководителем оркестра при 1-й Московской школе Транспортного отдела ОГПУ. (Спустя семь лет была открыта и главная кузница чекистских кадров - Центральная школа ОГПУ, в неё вошла и школа, в которой служил Агапкин)

Казалось бы, жизнь наладилась. Служба в школе связана с постоянными выступлениями: парады, смотры, торжественные приемы. Агапкину из года в год дают отличные характеристики, его творчество любит сам Генрих Ягода. Но своим положением Агапкин не пользуется - живёт на весьма скромное жалованье. Больше всего композитор и дирижер любит гражданские выступления для москвичей - в парке "Сокольники", где специально для его оркестра выстроили деревянную эстраду-раковину. Здесь исполняли самые разные произведения: и классику, и модные фокстроты, и ещё не запрещенный джаз. Послушать оркестр собирались тысячи москвичей, Агапкина знали и специально на него ходили.

Эстрада в парке "Сокольники"
Эстрада в парке "Сокольники"

В "Сокольниках", в конце 1920-х, Василий Иванович Агапкин познакомился со своей второй женой Людмилой: поклонницей его музыки, совсем ещё девочкой в сравнении с ним, но 20 лет разницы в возрасте не помешали им прожить вместе до самой смерти композитора. После развода Агапкин долгие годы помогал детям от первого брака, оставив им и бывшей жене квартиру на Самокатной улице и всё своё имущество. Единственного сына вторая жена Людмила родила ему только в 1940 году.

Композитор с сыном Борисом, который ненадолго пережил отца
Композитор с сыном Борисом, который ненадолго пережил отца

В его жизни постоянно совмещалось, казалось бы, несовместимое. Он был руководителем оркестра в структурах ОГПУ (в дальнейшем эта организация превратилась в НКВД, потом - в КГБ), играл траурный марш на прощании с женой Сталина, Надеждой Аллилуевой, которое проходило в ГУМе.

"Папа вспоминал, как в ГУМе видел слёзы Сталина, - говорит его дочь Аза Васильевна. - Он часто играл в Кремле, его приглашали почти на все торжества, которые там проходили".

И одновременно со своим оркестром выступал в московском саду "Эрмитаж", который располагается на улице Петровка, где исполнял вальсы и фокстроты, а заканчивал, по просьбам зрителей, всегда "Прощанием славянки".

Знавшие Василия Агапкина лично рассказывали о его скромности и немногословности. Служба в ОГПУ, которое в середине 1930-х годов переформировали в НКВД, научила его осторожности. Казалось бы, с его крестьянским происхождением можно было жить спокойно, но музыкант видел, как вчерашние коллеги и друзья объявлялись "врагами народа" или попросту исчезали. Дома, как и у большинства известных заслуженных людей, композитор держал наготове чемоданчик со сменой белья и сухим пайком на случай ареста.

Досье на Агапкина, конечно, проверяли, но не тронули, закрыли глаза на тревожный момент в личном деле - помилование атаманом во время антоновского мятежа в Тамбове. Как окажется позже - не тронули, но не забыли...

Агапкин провожал войска на фронт в 1941 году. Он руководил оркестром на ноябрьском параде. Есть легенда, что там тоже играл марш "Прощание славянки", но это только легенда...

Военный оркестр на параде в ноябре 1941 года. В.И. Агапкин руководит им. Фото из открытых источников интернет
Военный оркестр на параде в ноябре 1941 года. В.И. Агапкин руководит им. Фото из открытых источников интернет

Во время Великой Отечественной войны Агапкин служил капельмейстером Военно-технического училища им. В.Р. Менжинского в Новосибирске. В 1943 году добился перевода в Москву и летом 1944 года снова начал выступать в "Сокольниках".

Москвичи потихоньку оживали и ждали победы. И она наступила. Во время парада на Красной площади в июне 1945 года Василий Иванович снова стоит во главе военного оркестра, уже встречая наши войска, возвращающиеся после окончания Великой Отечественной войны. Он был полон надежд на будущую мирную жизнь. Но оказалось, что чёрная полоса для него ещё впереди.

-10

Осенью 1952 года Василия Агапкина внезапно вызвали на Лубянку. Стали допрашивать о связях с некой Гизелой Пентек. Выяснилось, что еще в 1935 году Агапкин познакомился со своими поклонницами - сестрами-венгерками Гизелой и Иоланой, которые часто приходили послушать его в "Сокольники". Между ними завязалась дружба: женщины даже бывали дома у дирижера.

В 1938 году отца девушек осудили за контрреволюцию и расстреляли. В 1944 году Гизелу выслали из Москвы. Перед её отъездом Агапкин, только вернувшийся из эвакуации, принёс ей необходимые в дороге вещи: чайник, керосинку, электроплитку, чемодан. Позже он несколько раз переводил женщине деньги, прекрасно понимая, как рискует, помогая ссыльной.

Почти 70-летнему композитору на допросе пришлось придумывать оправдания. Объяснять, что деньги он был должен, а не высылал в качестве помощи. Неизвестно, что спасло его и в этот раз: заслуги или чье-то покровительство, но дело в ход не пустили. 

Нервное потрясение дало свои плоды: Василий Иванович стал реже бывать на репетициях, в обеденный перерыв ездил домой на Большую Садовую, чтобы отдохнуть. Музыканты оркестра, очень любившие и уважавшие Агапкина, относились к этому с пониманием, но нашлись и недоброжелатели. Руководству Высшей школы МВД посыпались доносы:

"Доношу, что руководитель оркестра, военный дирижёр полковник адм. службы тов. Агапкин Василий Иванович по неизвестным причинам не являлся на работу 3, 8, 13 и 17 августа сего года... Такое халатное отношение к выполнению своего служебного долга, проявления недисциплинированности со стороны руководителя оркестра тов. Агапкина вызывает возмущение среди сотрудников оркестра".

На партсобраниях в открытую заговорили и том, что Агапкину, награжденному почетными орденами Ленина и Красного Знамени, надо уйти в отставку. И композитор покинул оркестр, отслужив 61 год.

Последние годы жил на даче в подмосковном Абрамцеве. И продолжал быть таким же молчаливым - всё, что мог, он сказал без слов.

Василий Иванович на пенсии на даче в Абрамцеве с дочерью Азой. Фото АИФ
Василий Иванович на пенсии на даче в Абрамцеве с дочерью Азой. Фото АИФ

До конца дней Василий Иванович ездил на общественном транспорте. До последнего, пока силы позволяли, он сочинял музыку (в портфолио Агапкина  десятки маршей, инструментальные пьесы, танцы, песни, вальсы, польки, попурри) и работал с учениками. А когда ненавистной ему осенью скончался, оказалось, семье не на что его похоронить: у автора великого марша не было ни накоплений, ни антиквариата, ни драгоценностей. Семье остались только книги, рояль, скромная "двушка" без балкона на втором этаже дома на Большой Садовой. И "Прощание славянки". Марш на все времена. Переживший многое и многих.

Фото из открытых источников интернет
Фото из открытых источников интернет

Умер Василий Иванович Агапкин 29 октября 1964 года. Его похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве. На памятнике - вместо слов признания - ноты его знаменитого марша...

***

И немного о детях Василия Агапкина.

В 1911-м в их с Ольгой (первая жена) семье родилась дочь Нина. А вот вторая девочка, появившаяся на свет осенью 1912-го, прожила недолго. В ноябре того же года её не стало. Справиться с меланхолией Агапкин не сможет. С тех пор и осень будет не любить. В 1920-м, прожив пять лет, умрёт от менингита еще одна дочь Василия и Ольги. Это будет ещё один удар судьбы, в общем-то сыгравший потом свою роль в переезде семьи в Москву.

Старшей Нине судьба отмерит 33 года. Борису - 44. Игорю (от второй жены Людмилы) - 55. И только Аза Васильевна (его третья дочь от жены Ольги, родившаяся в 1921 году) проживёт 96 лет. Она застанет момент утверждения марша гимном Тамбова (на стихи местного поэта Митрофанова). И придёт на открытие памятника "Прощание славянки" на Белорусском вокзале в Москве.

На церемонии открытия памятника «Прощание славянки» на площади Белорусского вокзала, 2014 г. Фото: РИА Новости/ Рамиль Ситдиков
На церемонии открытия памятника «Прощание славянки» на площади Белорусского вокзала, 2014 г. Фото: РИА Новости/ Рамиль Ситдиков

***

- Именем Василия Агапкина названа детская школа искусств, находящаяся в городе Михайлове Рязанской области, и улица в городе Тамбове.
- 16 августа 2014 года на родине композитора, в деревне Шанчерово, открыт бронзовый бюст (скульптор - Олег Седов).
- В декабре 2014 года в честь 100-летнего юбилея создания Василием Агапкиным марша "Прощание славянки" на горе Орлёнок в Хотькове установлен памятный знак. Инициатором установки памятного знака выступили Министерство культуры Московской области и неравнодушный житель Ю. С. Буров.
- 21 июня 2015 года памятник композиторам Василию Агапкину и Илье Шатрову работы скульптора Александра Миронова открыт в Тамбове на улице Интернациональной.

***

Но главной памятью о Василии Агапкине всё-таки является его первый марш. "Прощание славянки" меняет слова (последние написаны в 2015 году), но всё так же трогает нас своей музыкой, которая каждый раз напоминает нам, что есть не только расставания, но и радости встреч с теми, кто нам дорог.

Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!