Летом 2019 года Гарри и Меган Маркл гостили у своего друга Элтона Джона на юге Франции, когда их познакомили с адвокатом Дэвидом Шерборном.
Эта "случайная" встреча стала огромным успехом для человека, известного как "адвокат звёзд" (он представлял Колин Руни на процессе Вагаты Кристи и Джонни Деппа против Эмбер Херд, среди многих других. Много лет назад он также представлял интересы матери Гарри, принцессы Дианы).
Эта встреча привела к тому, что Гарри стал главным свидетелем по делам против трех газетных групп.
Отчасти это произошло благодаря Элтону и Дэвиду, - позже написал Гарри в "Spare". - В конце нашего недавнего визита они познакомили нас с адвокатом, своим знакомым, прекрасным парнем, который знал о скандале с прослушиванием телефонов больше, чем кто-либо из тех, кого я когда-либо встречал.
Гарри нанял Шерборна и присоединился к многочисленным другим истцам против газетных групп, и в свое время стал первым высокопоставленным членом королевской семьи, выступившим в качестве свидетеля за более чем 130 лет, что вновь привлекло внимание к гражданским искам против прессы.
Шерборн, который выступает против газет с момента расследования Левесона в 2011 году, является публичным лицом обвинений в суде, наряду с Гарри. Но за кулисами, помогая собирать большую часть доказательств, находится 55-летний бывший журналист из Ливерпуля по имени Грэм Джонсон.
Джонсон, в свое время осужденный за прослушивание телефонных разговоров во время работы в Sunday Mirror, стоял за одной из самых возмутительных фейковых историй в истории.
В 1997 году газета News of the World (позже закрытая после иска принца Уильяма) отправила его на поиски "Бодминского зверя".
Это должна была быть шутка - новостной отдел отправил его в костюме Шерлока Холмса - но Джонсон вернулся с очевидными доказательствами существования зверя: фотографиями крупного животного и следами когтей на дереве.
Ребекка Брукс, тогдашний исполняющий обязанности редактора, сомневалась, но, как позже написал Джонсон:
В конце разговора я был уверен, что убедил ее в подлинности фотографий… Причина была проста: она хотела, чтобы история о Бодминском звере оказалась правдой.
Только после того, как газета запланировала телевизионную рекламную кампанию для продвижения "сенсации", выяснилось, что на зернистой фотографии была изображена пума в зоопарке Дартмура.
Джонсон больше никогда не работал в этой газете и написал книгу о своей карьере "профессионального лжеца".
Но теперь, переквалифицировавшись в информатора, он входит в команду Гарри, которой поручено раскрыть закулисную историю злоупотреблений таблоидов.
В 2011 году взлом телефонов стал настоящим скандалом, который привёл к масштабному расследованию и осуждению Энди Коулсона, пиарщика из канцелярии премьер-министра и бывшего редактора газеты News of the World. Но после дела Коулсона последовало очень мало уголовных приговоров, и всё, казалось, утихло.
На самом деле, всё это только начиналось.
Как правило, юристы находили знаменитость, ставшую объектом раздражающей их истории, и утверждали, что всё произошло только в результате взлома, без необходимости веских доказательств.
После закрытия News of the World суды стали объединять дела в группы, а не рассматривать их по отдельности, чтобы сократить расходы.
Mirror Group и News Group, не желая ввязываться в судебную тяжбу, предпочитали просто выплачивать компенсации, опасаясь издержек и негативной огласки. Это создавало стимул для людей угрожать газетам судебными исками, полагая, что дело будет урегулировано до суда.
За последнее десятилетие около 1800 знаменитостей и их приближенных получили компенсацию.
Газеты Мердока выплатили ошеломляющую сумму в 1,1 миллиарда фунтов стерлингов за десять лет, из которых, как полагают, более 900 миллионов фунтов стерлингов ушло на оплату услуг юристов.
В результате газеты были полностью "обескровлены".
Один бывший сотрудник газеты Sun говорит:
В газетных и юридических кругах ни для кого не секрет, что подавляющее большинство этих дел - более 90 процентов - не имеют никакой юридической силы.
Если многие из этих исков не имеют под собой оснований, почему же газеты выплатили сотни миллионов?
Потому что они знают, что в гражданском деле критерием является то, считает ли судья, что "с учетом вероятности" утверждение верно. Нет присяжных и нет необходимости в неопровержимых доказательствах. Все сводится к тому, что судья сочтет вероятным.
Необычность дела Гарри заключается в том, что оно дошло до суда. Он отказался от мирового соглашения, считая, что таким образом он противостоит злоупотреблениям прессы, хотя подобное поведение, против которого он возражает, прекратилось уже давно.
Все три газетные группы, против которых он подал в суд, категорически отрицали и отрицают его обвинения и обвинения других истцов.
Грэм Джонсон сыграл ключевую роль в раздувании многих дел о взломе.
Он провел более 100 встреч с юристами, подавшими иск против Mirror (где он также выступал в качестве свидетеля), и активно участвует в делах против Daily Mail. Близкие к ситуации люди называют его "пауком в центре паутины".
Трудно представить, что судья на процессе будет благосклонно относиться к Джонсону, учитывая его печально известную ненадежность.
Оставив работу в газетах, он попробовал себя на телевидении и в 2008 году работал над документальным фильмом BBC, где тоже попался на инсценировке.
Но теперь у него все складывается удачно. Он живет в Гринвиче в доме стоимостью 1,5 миллиона фунтов стерлингов, и вместе с другим осужденным за взлом телефонов, Дэном Эвансом, управляет тем самым сайтом Byline Investigates, из которого нынешние истцы якобы и узнали о том, что их прослушивали.
Дело против Daily Mail построено в основном на заявлении Гэвина Берроуза, частного детектива, которому Джонсон платил 5000 фунтов стерлингов в месяц за помощь в поиске доказательств для истцов против газет. Он также заключил с Берроузом контракт на издание его автобиографии в небольшом издательстве, которым он руководит.
Однако теперь Гэвин Берроуз утверждает, что его заявление является подделкой и он никогда не работал в Mail.
Так что же происходит? Как группа знаменитостей могла оказаться в суде, опираясь на документ, автор которого утверждает, что он поддельный?
Я бы не стал доверять никаким доказательствам, точка, - говорит Берроуз.
Он утверждает, что Джонсон обращался к нескольким другим частным детективам и, как и ему, предлагал им деньги за помощь в этих делах. Он говорит:
Нужно предположить, что из 30 или 40 человек, к которым обращались, один согласился бы на взятку.
Ещё один старый свидетель, которому Грэм Джонсон заплатил - это проживающий в Калифорнии Дэниел Портли-Хэнкс, ключевой свидетель по делу Гарри против Mirror, который на суде утверждал, что нарушал правила, чтобы предоставлять британским газетам номера телефонов, адреса и другую информацию.
Один источник в США, знающий его, говорит, что поразительно, что его использовали в качестве свидетеля.
Портли-Хэнкс жил в Лос-Анджелесе на продуктовые талоны, но адвокаты Гарри в 2023 году выделили ему 3600 фунтов стерлингов на поездку в Лондон, и его чествовали там как звезду.
Мне нужен был отдых, и я не могу отрицать, что прекрасно провел время в Великобритании, - сказал Портли-Хэнкс, который подтвердил все данные им показания. - Мне понравился отпуск.
Гарри частично выиграл тот суд против Daily Mirror.
Во время того судебного процесса Джонсон обвинил высокопоставленных руководителей и юристов газетной группы в том, что они знали о широко распространенной практике нарушения законности и участвовали в ее последующем сокрытии.
Возможно, он действительно в это верит. Он может предполагать, что все остальные, причастные к газетной индустрии, действовали так же позорно, как и он во время своей работы в 1990-х.
Но несомненно одно: методы Грэма Джонсона по сбору доказательств против трех газетных групп были весьма сомнительными. Уязвимым и нуждающимся людям давали деньги, книжные контракты и обещания славы в обмен на то, что они, по сути, говорили ему то, что он хотел услышать.
Если бы так поступал таблоид, то его бы уже закрыли.
В своих мемуарах об искусстве продажи лжи Джонсон пишет о производстве согласия - если вы выдумываете историю, и другой человек хочет в нее поверить, то возникает негласная договоренность.
В какой-то степени это можно отнести и к Гарри.
Он так хотел поверить, что это пресса разлучила его с Челси Дэви, а не она сама ушла от него, что действительно поверил в это.