Найти в Дзене
World Lord: история и короли

Что говорили о заносчивой княгине Петербурга

— Голова, как вытертая енотовая шуба, — усмехался великий князь.
— А невеста то красавица, но какая заносчивая, — скривились дамы.
В пышных салонах императорского Петербурга княгиня Елена Павловна всегда привлекала к себе внимание общества. Елена Павловна Бибикова родилась в 1812 году. Ее отец погиб в год её рождения в бою под Вильно. Мать, Елизавета Андреевна, оставшись с двумя дочерьми на руках

— Голова, как вытертая енотовая шуба, — усмехался великий князь.

— А невеста то красавица, но какая заносчивая, — скривились дамы.

В пышных салонах Петербурга княгиня Елена Павловна всегда привлекала к себе внимание общества. Елена Павловна Бибикова родилась в 1812 году. Ее отец погиб в год её рождения в бою под Вильно. Мать, Елизавета Андреевна, оставшись с двумя дочерьми на руках сперва проживала у тётки.

Именно там она и познакомилась с генералом Александром Христофоровичем Бенкендорфом. Во втором браке Елизавета родила также трех дочерей, так что дом Бенкендорфа был наполнен смехом пяти девочек. Падчериц он растил как родных, не обделяя ни во внимании, ни в финансах.

В октябре 1831 года 19-летняя Елена Павловна вышла замуж за князя Эспера Александровича Белосельского-Белозерского, хозяина знаменитого особняка. Торжественная церемония в Казанском соборе, по свидетельству Долли Фикельмон прошла «при бесчисленных зрителях, а сама Елена оказалась восхитительно свежей, юной, грациозной».

Несмотря на миниатюрный рост, Елена выглядела очаровательно нежной, как роза. Её называли одной из светских красавиц, уделяя внимание большим карим глазам и каштановых волосам. На портретах можно заменить и одну изюминку — большую родинку около губ, не искусственную мушку, как любили лепить придворные кокетки, а настоящую.

А вот её супруга, князя Белосельского-Белозерского, описывали как не особо красивого, но добродушного и безумно влюблённого. Пожалуй, это было куда важнее приятной наружности.

-2

Однако с виду ничем примечательный союз вызвал бурю в обществе. Великой князь Михаил Павлович, сын Павла I, зло заметил, что у князя «голова, как вытертая енотовая шуба».

Да и сама Елена Павловна, несмотря на цветущий фасад, вскоре начала демонстрировать холодность и надменность. Императрица Александра Фёдоровна, однако, в переписке с графиней Бобринской называла её «красавицей» и подчёркивала её чарующий взгляд и меланхолию. Но вскоре стало известно, что Елена не была довольна браком. Своего мужа она презирала, и это не осталось незамеченным в обществе.

-3

В петербургском свете появились и самые жёсткие характеристики. В мемуарах Александры Смирновой-Россет княгиню дословно называли отвратительным созданием: по её словам, Елена Павловна была окружена поклонниками, кокетничала с Григорием Волконским и Суццо и неизвестно, чья дочь её вторая малютка — Григория или Суццо.

В свете прямо говорили — Григорию наставили рога, но как преданный муж он признал отцовство. Хотя Смирнова-Россет писала: «думаю, что Суццо, потому что это прелестное дитя похоже на него, как две капли воды». Всего в браке с князем Эспером Елена родила шестерых детей.

-4

Не меньшую волну слухов породила история с офицером Валерианом Платоновым, близким родственником княгини Зинаиды Волконской. Часто появляясь на балах у Белосельских, Платонов влюбился в молодую княгиню и однажды сделал ей формальное предложение. В ответ он услышал резкий протест: «как бастард осмеливается домогаться моей любви!».

По словам Смирновой-Россет, после этого инцидента Платонов был глубоко унижен и смертельно страдал, а княгиня лишь продолжала жить одновременно с Суццо и Григорием. Муж, судя по всему, смирился с изменами супруги.

Сам князь Эспер был внешне добродушен и верен жене. Своей терпеливостью и мягким характером сглаживал её капризы. Но пока он строил карьеру, княгиня блистала в свете.

После гибели Пушкина Елена Павловна активно хлопотала перед Бенкендорфом о помиловании Дантеса, а злословие даже приписывало ей совет отчиму «не впутывать жандармов» в предстоящую дуэль.

-5

В 1846 году князь скончался от тифа. Елена Павловна недолго оставалась незамужней. В 1847 году она вышла замуж за князя, меньшее она и не рассматривала, Василия Викторовича Кочубея, богатого коллекционера.

Второй брак был омрачён постоянной требовательностью княгини.

«Она была взыскательна, капризна, поселилась в его доме, который перестроила и отделала очень роскошно».
-6

Князь Кочубей вскоре, как говорили, жалел о выборе, но выхода уже не было. Второе супружество продолжалось недолго. Князь Кочубей умер от туберкулеза в 38 лет.

Он кашлял восемь месяцев, пренебрегал кашлем и нажил чахотку; его лечили Миновский и Мандт; они поправили его на время; но с самого начала сказали, что надежды нет.
-7

Став вдовой во второй раз в свои 38 лет, княгиня получила от государства высокий придворный чин: была назначена статс-дамой и обер-гофмейстериной двора. Долгие годы она оставалась одной из самых видных женщин на придворных балах.

Несмотря на скандальную репутацию она не потеряла свои позиции в высшем свете. Граф Шереметев писал, что её пышный дворец на Миллионной улице считался одним из лучших домов Петербурга и собирал весь город на костюмированные балы.

«Это был один из лучших домов Петербурга, на нем, как и на самой хозяйке, лежала печать безличности. Это был салон космополитический, где не было слышно русского звука, где не было и отдаленного намека на что-то русское, не деланое, не разученное, не вычитанное у иностранцев… Хозяйка дома, почти уже маститая, еще не уклонялась от роли поглотительницы сердец, хотя именно сердце здесь было ни при чем. Внешнее благоприличие, доведенное до последнего предела, даже до чопорности, прикрывало внутреннее ничтожество. Вот что воплощала в себе княгиня Кочубей – это посмешище великосветской дамы, вся созданная из тщеславия и честолюбия»
-8

Государственный секретарь Половцев назвал её олицетворением чванства, любви к роскоши и изысканным земным удовольствиям. Также он писал, что она ни ума, ни денег своему сыну не оставила. Из шести детей четверо были мальчиками. Но, словно злой рок, все они прожили лишь два года, кроме Константина.

Елена Павловна умерла в 1888 году в Петербурге после тяжелой болезни. Половцев писал, что несмотря на плохую репутацию, благодаря уму и деньгам, умерла, окруженная всевозможным почётом, аристократией и императорской семьей.

Спасибо всем за внимание, ставьте класс и подписывайтесь на мой канал!