Сегодня хочу рассказать про общий план поиска предков на примере прапрабабушки моих детей – Александры Михайловны. На примере сложном, где изначальные данные оказались ошибочными. И вот в рождественский Сочельник со мной случилось генеалогическое чудо, и история поиска, который длился около 12 лет, получила, наконец, продолжение! Вдруг у вас тоже есть тупики, которые не дают вам узнать своих предков? Вместе и на моём примере можно будет увидеть:
- что выход из тупика возможен,
- какие пути и версии ещё можно попробовать изучить, чтобы найти своего предка.
В процессе исследования по этой ветке наезжена не одна тысяча километров, исследованы несколько родословных семей, просто чтобы доказать, что у нас нет пересечений, осуществлено множество часов поиска в архивах онлайн и офлайн, проведены часы интервью. На каждом из этих действий могла найтись разгадка, но случилась она тогда, когда ей нужно было случиться. А наша задача – делать попытки и не сдаваться!
Маленькая предыстория
Маленькая предыстория – меня зовут Евгения и я с детства хотела дочку назвать Сашей. И спустя уже много лет моих семейных исследований оставалось в них несколько тупиков, большая часть из которых была связана с именем Александра. Два из них благополучно разрешились уже перед самым рождением второй дочки. Благодаря чему я поняла, что теперь имя Сашенька для моих детей доступно. Но осталась одна фамильная линия, которая начиналась с имени Александра и вглубь не двигалась уже много лет.
Сбор сведений
Первое, что нужно сделать перед началом исследования, не важно, сами вы будете проводить поиск или обращаться к специалисту, это собрать сведения и материалы, документы и фотографии, которые уже хранятся у вас в семье или у ваших родных, чтобы составить внятное техническое задание для исследования.
Вот этот пункт у меня для самой же себя получался сложно. Из родственников почти никого уже не осталось. Не было уже родителей мужа. Все дети прабабушки, да и часть внуков, умерли много лет назад, их оставшиеся потомки из-за давнего разлада, не общаются между собой и некоторые друг о друге даже не знают. Есть только бабушка мужа, то есть невестка прабабушки, жена самого младшего сына, и некоторое количество внуков и правнуков, разбросанных по всей стране. О которых ещё и никто не рассказывает, не знает. Но и вся родня, которая нашлась - молчала, никто ничего уже не помнил или был маленьким, тогда не интересовался.
Итого, на старте я имела следующие сведения для поиска:
Имя и отчество – Александра Михайловна.
Фамилия девичья – Назарова, со слов родственников. Ни одно документа, подтверждающего этот факт, не было. Как и в целом – ни одного документа, в котором фигурировала прабабушка. И два фото – Александра Михайловна, уже в преклонном возрасте, на лавочке с внучкой и, явно в тот же момент сделанный снимок, но сильно пожелтевший и очень размытый, где прабабушка на лавочке одна.
Возраст – родилась около 1892 года. По рассказам, эта дата была в её документах, но на деле - была старше.
Фамилия по браку известна. По мужу всё мной исследовано вглубь, там зацепок нет. Дома, где жила, уже тоже нет, остался только участок, домовая книга – утеряна. А вот место рождения – никто не знает, предполагают, что всегда тут и жила.
Интервью и первые документы
Потому начинаю с интервью с дальними родственниками: поездки, вопросы, поиск фотографий и документов.
И, параллельно, с получения первых документов в ЗАГС.
1. Провела несколько интервью с женой самого младшего сына прабабушки в с. Хвастовичи, с её внучкой в г. Калуга и с семьёй внука от дочери в станице под г. Краснодар. Это были три стартовые поездки общей протяженностью почти в 4000 км.
2. Запросила в ЗАГС все возможные документы: о смерти, возможные восстановленные документы о браке и рождении, так как территория проживания была в ВОВ в оккупации. Получила только справку о смерти.
3. Поработала в архиве села с Похозяйственными книгами с 1948 года, установила состав семьи, имена и годы рождения детей, социальное и имущественное положение.
4. Посетила и оцифровала большую часть кладбища. Посетила могилу прабабушки и прадеда. А так же, на всей не маленькой территории нашлась единственная могила - женщина с фамилией Назарова – Ольга Михайловна.
5. В ГАКО (Государственном архиве Калужской области) изучила метрические книги за конец XIX и начало XX века. Выяснила, что на примерный год рождения и несколько лет раньше и позже – документы сохранились, но рождения Александры Михайловны Назаровой в них нет. Но всех встретившихся Назаровых выписала и систематизировала.
Первые версии – что это не тот приход. Помню, что известно только место жительства по мужу – село Хвастовичи, а место рождения – не известно, но родные утверждают, что «вроде местная». Пока держу в уме получившуюся схему по найденным Назаровым. Доработала её, провела дополнительный поиск.
Фиксирую проведённый исследовательский этап
Если сложить информацию из Похозяйственных книг, архива и кладбища, то получается, что Назарова Ольга Михайловна – мать большого семейства, найденного в 1948 году и вдова погибшего в ВОВ Назарова Павла Константиновича. Именно его, Павла, семью и предков я и нашла в архиве.
Ещё интервью.
По отчеству, вероятнее, что Александра Михайловна – родная сестра Ольги Михайловны, которая Назарова – только по мужу. Не похоже на редукцию предков, так как все Назаровы, найденные в метрических книгах, стройно складывались в одну ветвь. Но близкие утверждают, что нет, фамилия – Назарова, возможно, она двоюродная сестра Павла.
Ещё одна зацепка
В процессе интервью в Краснодаре выяснилось, что точно была родная сестра в Москве – Наля. Даже известна фамилия по мужу, так как отправляли посылку когда-то и запомнили. Даже один раз, в детстве, были в гостях. Жила она с ещё одной родной сестрой-инвалидом, то ли Ольга, то ли Екатерина.
Убедившись, что идти прямым путём, только по линии самой прабабушки, не получится, начла поиск по линии Нали Назаровой. Уверенно говорили, что муж её был дипломатом. Фамилия известна. Она не редкая. Работников МИДа с такой фамилией, далеко не один. Имя и отчество не вспомнили. Возраст, даже примерный – тоже. Ориентируюсь, раз сестра, на возраст прабабушки, который тоже примерный. Чувствую себя, как будто продвигаюсь по болоту с ненадёжными кочками. Как будто достаточно много известно, но опереться уверенно нельзя.
В интервью родственники расшифровывали сокращенное имя Нали, как Наталья. Изучив открытые источники и базы данных, форумы и различные списки жителей Москвы, работников государственных и международных учреждений, послов, корреспондентов и много ещё каких документов в какой-то момент увидела сообщение, что кто-то тоже ищет мужа искомой Нали.
Связалась.
Совпали профессия и фамилия мужа. Имя и отчество самой Нали, город проживания, наличие проживающей с ней сестры-инвалида Ольги, примерный диапазон возраста, различные мелкие нюансы из интервью. Ну просто чудеса! Я окрылённая, но всегда помнящая, что главное доказательство – это документы, запросила дополнительные данные для своего повторного поиска.
Впервые для личного, а не клиентского поиска мне повезло совершить находки в сервисе Яндекс. Поиск по архивам. Мои регионы поиска там ещё не представлены. Это фантастическое ощущение, как за пару суток я уже держала в руках большую и развёрнутую схему рода Натальи Михайловны. Даже нашла документ допроса, в котором жена давала показания в защиту мужа, где она была так и записана – Наля.
НО.
При всех невероятных совпадениях, кажущихся сказкой, древо и документы, а главное, полученные в процессе поиска фотографии, совершенно точно показывали – это не наша Наля. Они уводили в другие регионы, а на нас с двух снимков смотрели, хоть и разного возраста, но совершенно разные женщины.
Обидно и печально. Но не повод опускать руки.
Вторая версия и зацепка
С найденной родословной по Назаровым я отправилась ещё на одно интервью – к единственному оставшемуся в живых ребёнку Ольги Михайловны и Павла Константиновича. Сверялись и разговаривали, получала ответы на вопросы. Но о родстве информации так же нет. Все знают, что с прабабушкой были роднёй, но какие именно связи их роднили снова не знают.
А у матери его, Ольги Михайловны, фамилия была, конечно, не Назарова, никакой редукции, а Волкова.
Волкова.
Предполагаю, что, вопреки утверждениям родни, прабабушка всё-таки родная сестра Ольги Михайловны Назаровой, в девичестве Волковой.
Новый круг. Новые поездки, запросы и интервью.
ЗАГС, Похозяйственные книги, ГАКО. Проверка по фотографиям кладбища.
Помню, что точное место рождения прабабушки не известно.
При сохранившихся метрических книгах за нужный диапазон лет рождения уже Волковой Александры Михайловны снова нет. Как и рождения никакой Александры ни у какого Михаила во всём приходе.
Одновременно приходит известие, моё рождественское чудо, о том, что да, фамилия подтвердилась! Прабабушка – урождённая Волкова! Семья внука прабабушки была в туре по родным местам и попала в гости к дальней родне, с которыми до этого не общались. И случайно, как-то к слову пришлось, заговорили и о прабабушке. Это оказалась правнучка четвертой сестры прабабушки! Оказывается, их было не трое, а целых девять!
Теперь, спустя 12 лет, я могу опереться на фамилию!
Осталось установить место.
Исследую в архиве сразу несколько окрестных приходов.
Выясняю три локализации фамилии Волковых: село Хвастовичи, село Подбужье, село Красное. Ищу, проверяю, выписываю, собираю в схемы, проверяю связи.
Документы планомерно проверяются, связи складываются, а вот Александра так и не находится. И Ольга тоже. И Наталья…
Какого-то пазла снова не хватает.
Версия третья и находка!
Снова возвращаюсь к сестре Нале. И не просто предполагаю, но спустя десятки прочитанных форумов, уверяюсь, что Наля – это сокращение не от имени Наталья, а может быть и от другого. Например, от имени Анастасия. До сих пор не пойму, как эта версия родилась в моей голове, так как для меня связка Наля и Наталья – очень устойчивая и, как будто, общепринятая. Как, например, Тата и Татьяна. Но, допускаю, что может быть всякое.
Волкова Анастасия Михайловна.
Фамилия по мужу известна, решила снова обратиться к Московским захоронениям. Теперь у меня уже есть уравнение, в котором есть больше известных, чем не известных – полные данные Анастасии – фамилия, имя и отчество. Прибавляю к этому известную только фамилию её мужа и девичью фамилию и отчество сестры, проживающей совместно, без имени.
И, просеяв некоторое количество информации, выигрываю свой суперприз!
На Ваганьковском кладбище находится захоронение, где присутствую все три искомые персоны!
Мчусь в архив, проверять имени и даты.
Волкова Анастасия Михайловна родилась в 1919 году. Это послереволюционная дата, то есть запись нужно искать уже не в метрической книге церкви села, а в Книге записей актов гражданского состояния. Но за 1919 год информация уже передана в региональный архив, потому подтверждение родства не потребуется.
Открываю, листаю и нахожу самую неинформативную в моей истории, но такую долгожданную запись о рождении 31 января Анастасии у Михаила Волкова!
Ни отчества отца, ни имени и отчества матери, никаких дополнительных сведений. Но теперь я точно уверена, что это именно та семья! Дата совпадает до дня. Похороненная в Москве женщина родилась в селе Хвастовичи в тот самый день.
Проверяю сестру Елену. Её год рождения указан, как 1917. Без дня и месяца. В метрической книге за 1917 год её рождения не нахожу. Далее документы отсутствуют и снова появляются только за 1912 год.
А вот Татьяна, четвертая сестра, рождается 4 января 1910 года у крестьян-хлебопашцев Михаила Дмитриевича и Марии Николаевны Волковых!
Дальнейшие планы по поиску
На данный момент я уже знаю ФИО и родителей Михаила Волкова и даты рождений семерых из девяти его детей.
Но точной даты рождения прабабушки Александры (ок. 1892 г.) и её сестры Ольги (ок. 1894 г.) до сих пор нет. Годы взяты с могильных плит.
Получается, у сестёр, старшей Александры и самой младшей Анастасии разница в возрасте – 27 лет. А вся родня помнящая прабабушку, уверенно утверждает, что, возможно, ещё старше. Эта версия отражена и в справке о смерти прабабшки - 1890 год рождения. Это, конечно, маловероятно. Если Мария Николаевна родила младшую дочь в 45 лет, то как раз старшую, получается, в 18, то есть не раньше 1892 года.
Сестры и брат прабабушки нашлись, родители и даже бабушки и дедушки стали известны, исследование продолжается вглубь. Как только растает снег, планирую навестить могилу Анастасии и Елены на Ваганьковском кладбище.
И, конечно, ещё предстоит найти девичью фамилию матери Марии Николаевны и её семью, так как встречала не раз, что дочери рожать, особенно первенцев и, особенно в отлучке мужа, ходили в приход своей матери, там и крестили. Возможно, именно это объясняет, почему все известные дети нашлись в селе мужа. Кроме Елены, которая возможно родилась не в 1917 году, а в 1916 или 1918, за которые не сохранились документы. А обеих старших дочерей крестили и фиксировали факт рождения где-то в другом приходе. Но это уже приятный и естественным путём текущий поиск, без напряжения, накала страстей и опускающихся рук. Главная задача сделана – тупик открылся проходом в новые глубины истории семьи!
Итоги поиска и напутствия
Вот так искала я Назаровых Александру и Наталью, а нашла Волковых Александру и Анастасию и их предков.
Теперь у моей маленькой Александры не осталось за спиной бабушек и прабабушек, прапрабабушек и пра3бабушек с именем Александра, за которыми бы стояла пустота. За ними тянутся веточки вглубь времён из дорогих людей, у которых есть имена и судьбы, каждый из которых подарил ей частичку себя.
В поисках нас очень выручают большие семьи наших предков.
Расширяйте горизонты поиска, в интервью спрашивайте о расширенной семье, не принимайте на веру слова, даже сформулированные в, казалось бы, чёткое техническое задание, а проверяйте документами. Объединяйтесь со встретившимися вам на пути другими исследователями своих семей, но снова не присоединяйтесь слепо, ищите доказательства или опровержения. Спрашивайте, накатывайте свои километры в архивы, библиотеки, музеи, на встречи. Прохаживайте пешком кладбища и места жительства. Слушайте, ищите связи, стройте схемы и анализируйте. Выдвигайте гипотезы и подтверждайте, либо развенчивайте их. Цепляйтесь за ниточки и распутывайте клубочки. Рано или чуть позже, но всё случается!
И я горячо желаю вам находок, интересных и важных, радующих и греющих, наполняющих жизнь дополнительным смыслом, теплом и устойчивостью!