В выставочном павильоне Рабочий и колхозница январь 2026 выставка саратовских художников . Я никогда не была в этом павильоне и была приятна удивлена огромными пространствами и малолюдностью.
Регион Поволжья - это особый регион и в период СССР , и сейчас. Вспомните, например, Самару ( Куйбышев). В период ВОВ это была временная столица, куда эвакуировались правительство, Большой театр и др. Саратов же является одним из главных городов Нижнего Поволжья.
Так что вполне объяснимо, что на рубеже XIX-ХХ веков в столице Нижнего Поволжья возник очаг нового искусства - саратовская школа. Одним из самых заметных ее явлений стала живописная система Виктора Борисова-Мусатова и его последователей из содружества «Голубая Роза».
Затем саратовские художники отправились покорять Москву и Ленинград.Поэтому выставка названа по именам рек этих городов- Волга-Москва-Нева.
Ну что же, отправимся на первый этаж выставки вот по такому пандусу .
ИСТОКИ
Молодые саратовские живописцы Павел Кузнецов и Пётр Уткин в конце 1890-х годов объединили вокруг себя группу учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества, чтобы сформировать живописную программу русского символизма.
Немножко напоминает историю с Ван-Гогом, который хотел создать в Арле Южную школу. Но у него не получилось, а у Кузнецова и Уткина вышло .
Воплощением программы стали выставки, соединившие Москву и столицу Нижнего Поволжья: «Алая Роза» (Саратов, 1904) и «Голубая Роза» (Москва, 1907).
Из Саратова происходили и другие ключевые фигуры движения - скульптор Александр Матвеев, живописцы Александр Савинов и Кузьма Петров-Водкин, родившийся в Хвалынске Саратовской губернии. К «саратовской группе» друзей по училищу с самого начала примкнул и Мартирос Сарьян, приехавший в Москву с юга России. Он выставлялся с «Алой Розой» и всю жизнь развивал метод, найденный в те годы ( про этих художников будет на следующих этажах).
Поэтика «Голубой Розы» опиралась на наследие еще одного великого саратовца Виктора Борисова-Мусатова, ушедшего из жизни в 1905 году.
Вслед за старшим другом и учителем голуборозовцы вывели на первый план не реалистическое, а интуитивное искусство.
ПАВЕЛ КУЗНЕЦОВ.Дама со щенком.1987.Холст, масло.Вольский краеведческий музей.
В этой работе хорошо представлены любимые цвета символистов- голубой и лиловый с различными оттенками.У Михаила Врубеля , который тоже был символистом, в его хорошо известных Демонах тоже в основном такие цвета .
Дама печальна, также как и щенок, который должен бы радоваться, когда берут на руки.Что-то не так с ними. Мне почему то представляется, что Дама горюет о потерянном ребенке ( или не рожденном), она и держит собаку как ребенка . А песик прячет глаза , словно чувствует себя виноватым , что он не ребенок.
КУЗЬМА ПЕТРОВ-ВОДКИН.ВЕРБЛЮДЫ В ЗАВОЛЖСКИХ СТЕПЯХ.1896.Холст, масло.Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.
Конечно, художники вдохновлялись саратовской природой, с ее равнинами и холмами , укрытыми воздушным пространством высокого неба. Кузьма Петров-Водкин еще не обнаруживает свою знаменитую сферическую перспективу и эти верблюды могли быть написаны например Павлом Кузнецовым.Может быть даже и Борисовым -Мусатовым, если бы тот вдруг отвлекся от дворянской темы.
АЛЕКСАНДР САВИНОВ.ДАЧНЫЕ МЕСТА ПОД САРАТОВОМ.1906-1997
Холст, масло Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
На картине Дачные места А.Савинова нет голубых и лиловых тонов, она основательная, тяжеловесная, я бы даже сказала, осязаемая. Ощущается знакомство автора с работами Поля Сезана, который предлагал трактовать мир посредством куба, конуса и шара:
АЛЕКСАНДР САВИНОВ.МАЛЬЧИК С СОБАКОЙ.Этюд.1984-1987.Холст, масло
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Музей-квартира И. И. Бродского
На картине Мальчик с собакой, совсем другое настроение , чем Дама со щенком. Здесь передана радость общения, весна жизни и весна природы, много солнечного света , уединение ребенка от взрослого мира.В общем, позитив. И метод живописи выбран в духе импрессионистов, которые писали в основном вот такие счастливые моменты.
Судьбы мастеров саратовской школы начала века отличались. Окончив Боголюбовское рисовальное училище, Александр Савинов и Алексей Карёв продолжили обучение в Петербурге и не вошли в «Голубую Розу».
АЛЕКСЕЙ КАРЁВ.СУМЕРКИ.1902.Холст, масло
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Очень нежная работа Сумерки. По колориту и по отношению к родной земле. Но без щемящей грусти, за что художнику респект- он не культивирует это чувство в зрителях. Просто тихая радость уходящего обычного дня. Немного загадочный сияющий объект за домом, он же отражается в глади пруда.
Такая же загадка для меня есть и на следующей картине Карева Дама в парке. Справа от Дамы некий розоватый предмет- то ли так освещена газета, то ли шарфик развевается по ветру.
АЛЕКСЕЙ КАРЕВ. ДΑΜΑ Β ΠΑΡΚΕ. 1913. Холст, масло
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
В 1908 - 1910-хгодах Уткин, Павел Кузнецов и Матвеев работали над росписями, майоликами и скульптурами для мецената Якова Жуковского в его крымской усадьбе Новый Кучук-Кой: пейзажи парка на картинах Уткина выглядят как ожившие мусатовские грезы.Только таинственных девушке не хватает.
ПЁТР УТКИН.ВИД ИМЕНИЯ НОВЫЙ КУЧУК-КОЙ.1912.Холст, масло
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Последним дореволюционным проектом стал заказ сахарозаводчика Павла Харитоненко. В его имении Натальевка Харьковской губернии строился оригинальный храм-музей по проекту Алексея Щусева, для которого Савинов и Матвеев в 1912-1916 годах создавали росписи и рельефы.
ПЁТР УТКИН.ДОРОГИ НА МОРЕ. КРЫМ.1919.Холст, масло Русский музей
МИХАИЛ АРИНИН.Портрет Петра Уткина.1934.Холст, масло.Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
В период «Голубой Розы» Пётр Уткин считался робким мечтателем, последователем Борисова-Мусатова, но после революции именно он стал самой влиятельной фигурой для Саратова.
ПЕТР УТКИН.КУСТ.1916. Государственная Третьяковская галерея.
Он много преподавал, руководил коллегией изобразительных искусств при Саратовском совете депутатов и изостудией Пролеткульта, занимался праздничным оформлением улиц. В эти годы Уткин пришел к новой авторской манере, которую студенты называли «чистой живописью».
Картина Куст мне кажется воплощением этой чистой живописи в духе символизма. Какая градация цветов - опять различные оттенки синего и лилового! И немного техники "лучизм", которую изобрел и научно пояснил авангардист Михаил Ларионов.
ПЁТР УТКИН.Окрестности саратова.1925.Холст, масло.Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.
Его камерные картины написаны с натуры, легко и в один слой, тонкими созвучиями прохладных цветов. В них ощутим след мастеров барбизонской школы, которых Уткин знал по собранию саратовского Радищевского музея.
Эту фразу я вам привела из текста с выставки , а сейчас покажу картину главного художника "барбизонской школы" Камиля Коро , а вы сравните:
Художники барбизонской школы применяли технику валеров -тончайших переходов в оттенках. Единственное , что роднит уткинские пейзажи с барбизонскими - это сюжет. Но я не настаиваю на своем мнении.
ПЁТР УТКИН.Осокорь.1923.Холст, масло.Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.
В 1931-м, после ужесточения идеологического давления, Уткин покинул Саратов, чтобы по приглашению Александра Матвеева, своего товарища по «Голубой Розе», занять место декана живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств.
Здесь он тоже имел успех как педагог, но школу сформировать не успел. В 1934 году художник умер от болезни легких, а значительная часть его наследия была утрачена в блокаду.
На выставке также собраны картины учеников и последователей Уткина , его саратовских студентов, созданные как в годы обучения, так и позднее. Разные по характеру, ученики взяли от мастера выбор натуры с мягкой световоздушной средой, цельность и глубину колорита, опору на шкалу синего и дополнительных цветов. Ближе всего к учителю был Борис Миловидов с его голубоватыми разбеленными пейзажами.
БОРИС МИЛОВИДОВ.Цветы.1926.Холст, масло.Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
По поводу разбеленности.Я заметила, что эта тенденция вошла в обычную нашу жизнь гораздо позже, уже в начале 21 века. Сейчас в одежде , отделке квартиры колорит высветляется. У художников это предчувствие сработало раньше. Поэтому нам так тяжело посещать залы живописи старых мастеров, где и изначально темный фон был как норма, а к современности еще и краски стали темнеть. Ночной дозор Рембрандта ведь изначально не был таким темным, это был всего лишь групповой портрет отцов города.
Высветление это общая тенденция современности. Что бы это значило ?..
Один из самых стойких уткинцев, Борис Миловидов (1902-1975) продолжил традицию «Голубой Розы», восходящую к Борисову-Мусатову.
БОРИС МИЛОВИДОВ.Дорога.Этюд.1925.Холст, масло
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Картина Дорога это не про пейзаж, это про время ,которое течет и изменяется. Про нашу жизненный путь, про необходимость двигаться вперед. На мой взгляд, эта работа не имеет конкретного времени - только по манере письма можно определить начало 20-ого века.
Вместе с учителем Миловидов входил в группу «Четыре искусства» и вслед за ним стал крупным педагогом: почти всю жизнь, с 1920-х по 1960-е, преподавал в Боголюбовском училище а в начале 1940-х некоторое время даже возглавлял саратовское отделение Союза художников СССР.
Из числа ранних работ особенно интересна его «Зима» (1926) - настоящий портрет дерева, тонко написанный в холодных тонах, вдумчивый ответ картине Уткина «Осокорь» (1923).
БОРИС МИЛОВИДОВ.Зима.1926.Холст, масло Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
Судьба Миловидова была непростой. До революции его отец владел типографией в Аткарске Саратовской губернии; хотя семья сама передала ее государству, и отец, и сын арестовывались в 1930-х как «недобитые представители имущих классов царской России»
БОРИС МИЛОВИДОВ.На плотах.1927.Холст, масло
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Картины художника - виды Саратова и окрестностей, окутанные нежно-голубой дымкой, и лирические натюрморты - уже в середине 1920-хгодов встречали обвинения в «безыдейности», а в 1930-1940-х прорабатывались за буржуазный формализм и «игнорирование понятий классового подхода». Но все-таки Миловидов остался верен своей манере.
Михаил Аринин писал более насыщенно и плотно.
МИХАИЛ АРИНИН.Пейзаж с лошадками.1927.Холст, масло
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Евгений Егоров несколько лет преподавал в Саратове, пока у него не обнаружили туберкулез легких. В начале 1930-х он уехал на лечение в столицу.
ЕВГЕНИЙ ЕГОРОВ.Столбичи.1920-е.Холст, масло.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Около года жил в Дмитрове, где занимал должность главного художника города.
ЕВГЕНИЙ ЕГОРОВ.Улица в Дмитрове.1933.Холст, масло.Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Он также работал над картинами о строительстве канала Москва - Волга, писал пейзажи.
В этот период его краски темнеют, но мотивы остаются прежними: состояния природы, соприкосновение воды и воздуха, пронизанных светом; повседневные городские сценки.
ЕВГЕНИЙ ЕГОРОВ.Чайная Феди Курчавова.1923.Холст, масло Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.
Но все-таки главной темой Евгения Егорова был Саратов. Несколько картин Егорова посвящены саратовским чайным и пивным 1920-х годов. Эти веселые, пестрые, густые по живописи вещи сочетают отсылки к русскому лубку с приемами Ван Гога.
ЕВГЕНИЙ ЕГОРОВ.В САРАТОВСКОЙ ПИВНОЙ.1926.Холст, масло
Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
В «Деревенском пейзаже» хорошо читается беспредметный композиционный каркас.И опять вспоминается Поль Сезанн, недаром его считают отцом всех современных художников.
ЕВГЕНИЙ ЕГОРОВ.Деревенский пейзаж.1938.Холст, масло.Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
ЕВГЕНИЙ ЕГОРОВ.Столбичи.1928-е.Холст, масло.Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
ЕВГЕНИЙ ЕГОРОВ.Уборка поля.1926.Холст, масло Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Победить болезнь Егорову не удалось - в эвакуацию он вернулся в Саратов, где и умер в возрасте 40 лет.
Владимир Кашкин (1904-1938) в 1927 году закончил Саратовский художественно-промышленный техникум - Боголюбовское училище, которое в тот период не раз меняло название. Он был учеником уже не только Юстицкого и Уткина, но и Евгения Егорова, дружил с Борисом Миловидовым.
ВЛАДИМИР КАШКИН.Ремонт буксирных пароходов.1933.Холст, масло Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
Отсюда и синяя гамма его работ, и сложные музыкальные сочетания цветов, и оптимистичная эмоция, и увлеченность эффектами воздуха и света. Все это можно назвать отличительными признаками саратовской школы, как и равноправные отношения старших и младших мастеров. Уже со второго курса Кашкин начал выставляться вместе с преподавателями, вскоре вошел в состав экспонентов группы «Четыре искусства» и сблизился с Павлом Кузнецовым, а в начале 1930-х переехал в столицу, но продолжал часто бывать в Саратове.
ВЛАДИМИР КАШКИН.Остры и севрюги.1930.Холст, масло.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Жизнь художника оказалась очень короткой. Он умер в 1938 году , казалось, не успел перевести свои любимые сюжеты (водные станции, баржи, яхты) в большую картину об индустрии или спорте, хотя попыткой можно считать «Ремонт буксирных пароходов» (1933).
ВЛАДИМИР КАШКИН.Пейзаж с белыми домами.1936.Холст, масло Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
Многое Кашкин взял и от московской школы. Яркие, быстро написанные пейзажи Москвы, Саратова и пригородов всегда пестрят современными деталями, а натюрморт «Осетры и севрюги» (1930) вызывает в памяти любимую москвичами французскую живопись из коллекций Щукина и Морозова.
ВЛАДИМИР КАШКИН.Баржа на волге.Около 1936.Холст, масло
Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
ВЛАДИМИР КАШКИН.Пруд на станции малаховка.1936.Холст, масло Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
ВЛАДИМИР КАШКИН.Яхты на Волге.1936.Холст, масло
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
ВЛАДИМИР КАШКИН.На водной станции.1936.Холст, масло Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Итак, первая часть выставки закончилась. Из представленных на ней работ мы узнали следующее:
-в Саратове на рубеже 19-20 ого веков местные ( и не только) художники сплотились для формирования живописной программы русского символизма. Опирались они на работы Виктора Борисова-Мусатова, выходца из этих мест .
Эти художники: Петр Уткин, Павел Кузнецов, Борис Миловидов, Мартирос Сарьян, Евгений Егоров , Владимир Кашкин, Михаил Аринин, Кузьма Петров-Водкин и некоторые другие .
Результатом такого объединения стали выставки Алая роза (Саратов) и Голубая роза (Москва).
Позже многие из художников от интуитивной живописи символизма перешли на рельсы реализма, включившись в бурлящий водоворот послереволюционного времени. Последователей Виктора Борисова -Мусатова осталось немного, в основном живописцы пошли каждый своим путем в смысле сюжетов, техники, колорита.
Но все-таки Саратов , Волга , оставались точками притяжения на всю их жизнь.Это были их молодость, истоки.
А мы отправляемся за художниками к берегам другой реки -Москвы. Поднимаясь по пандусу на второй этаж , посетители слушают провожающий крик чаек, а также рассматривают виды находящейся рядом ВДНХ.
Продолжение выставки будет в следующем посте .