Воспоминание моей прабабушки о
Великой Отечественной Войне.
Эту историю мне рассказал мой папа, когда мне было 9 лет. А он услышал ее от своей бабушки - Веры Дмитриевны. В те далёкие и трагическиедля нашей великой страны годы моя прабабушка была простой озорной девчушкой Верочкой, 10 лет от роду, которая жила в небольшой деревушке в Смоленской области. Название той деревни не сохранилось в памяти моего отца. Но события, о которых я хочу рассказать, стали важной частью нашей семейной истории. Потому что если бы все сложилось иначе, в этом мире никогда не появились бы ни мой папа, ни я сама.
Деревня, в которой жила моя прабабушка, находилась недалеко от главной дороги, которая вела прямо в город Смоленск. Эта магистраль имела огромное значение в те тяжелые военные годы. По ней под непрерывным натиском фашистов отступала Красная армия. Чтобы затем собравшись с силами, отбросить врага от столицы нашей Родины и навсегда изменить ход Великой Отечественной Войны.
Отец и дядя Веры Дмитриевны, ушли в партизаны, которые готовились дать отпор врагу, нанося ему чувствительные удары в его глубоком тылу, укрывшись для этого в густых смоленских лесах. Мама Веры Дмитриевны умерла за несколько лет до этого от болезни. И моя прабабушка осталась жить у своей крёстной.
Линия фронта неудержимо приближалась к Смоленску. И вот, однажды случилось то, чего боялись все жители - враг зашёл в деревню.
Это был обычный день, крёстная ушла на работу, на ферму, где она ухаживала за животными, так как по профессии была ветеринаром. А Верочка осталась дома хлопотать по хозяйству. Ведь школу, которая была в соседней деревне, к тому времени эвакуировали. А их эвакуировать не успели.
Внезапно входная дверь распахнулась. От неожиданности Вера выронила ведро с водой, которое она принесла, чтобы вымыть полы в доме. На пороге стояли двое рослых мужчин в запылённой серой форме и касках. С винтовками наизготовку. На их лицах было сосредоточенное выражение. И, как показалось моей прабабушке, они были очень злые.
Окинув нехитрое убранство избы быстрым взглядом, один из вошедших, тот, что был потолще, подошёл к Верочке и, уперев ствол винтовки ей в живот, спросил:
- Юда? (Jude в переводе с немецкого означает «еврей»)
Моя прабабушка растерялась. Она не знала, что это значит, не знала языка, на котором говорили пришедшие.
- Юда?!, - снова повторил этот неприятный человек, но уже гораздо громче. И больно надавил стволом винтовки на живот Верочки.
Девочка очень испугалась. Но тут ей пришла в голову мысль: может быть он просит мёда? Отойдя от незнакомцев на несколько шагов, она сказала «Сейчас» и полезла под кровать, чтобы достать оттуда горшочек мёда, который хранился там с прошлого лета.
Немец растерянно посмотрел на горшочек, который ему протянула девочка. Затем он опустил винтовку, взял мёд из ее рук, снял марлю, которая покрывала горлышко горшочка и понюхал его содержимое. Почерпнув мёд пальцем, он осторожно попробовал его на вкус. Одобрительно причмокнув, он снова посмотрел на девочку и снова спросил: «Юда?»
Моя прабабушка опять полезла за мёдом под кровать. Так продолжалось ещё некоторое время. Немец говорил «Юда», а она доставала из закромов мед. Но вскоре все горшочки с мёдом закончились. И на очередное «Юда» девочка покачала головой и твердо сказала «Нету больше, закончился». Фашисты переглянулись. Тот, что подошёл к девочке, кивнул головой в сторону моей прабабушки. Кряжистый фашист, громко сплюнув что-то сказал на непонятном для девочки языке своему товарищу. После чего оба вышли из избы.
Вечером пришла крёстная. Выслушав историю Верочки, она смеялась и плакала. Ведь она понимала, что эта маленькая девочка была на волосок от смерти.
Фашисты грабили деревню целый день. Выгнав крёстную моей прабабушки и Верочку в хлев, они заняли избу и начали обустраивать её в качестве укрытия.
В оккупации было очень тяжело. Фашисты с презрением относились к жителям деревни, обращаясь с ними даже хуже, чем с животными.
Но однажды, глубокой ночью, Верочка и её крестная проснулись от звуков выстрелов и взрывов гранат. Это партизанский отряд совершил налет на оккупированную фашистами деревню. Смелая атака застала врага врасплох, позволив на короткое время отбить деревню.
Наутро после боя, собрав свой нехитрый скарб, моя прабабушка и её крёстная вместе с уцелевшими жителями деревни, ушли в леса Смоленщины вместе с партизанами, чтобы помогать им защищать нашу Родину. Привнося свой посильный вклад в общую величайшую победу за всю историю нашего народа!