На протяжении долгой и богатой духовной истории Китай называли Шэньчжоу (Божественная земля). Но всё кардинально изменилась за несколько десятков лет, с тех пор, как в 1949 году компартия Китая захватила власть.
Во время печально известной «Культурной революции» были разрушены бесчисленные храмы, даосские монастыри, церкви и исторические памятники. В последние годы оставшиеся объекты культурного наследия стали туристическими местами для получения прибыли. Эти явления всё больше и больше отдаляют народ от традиционных ценностей.
Мы, ученики Фалунь Дафа, хотели бы восстановить историю и наследие Китая в надежде открыть новую перспективу развития для человечества, нашего общества и ещё многого.
История начинается с Жёлтого императора
Самый ранний задокументированный духовный путь был проложен Жёлтым императором 5000 лет назад. Услышав о Гуан Чэнцзы, древнем мудреце, который практиковал совершенствование, Жёлтый император навестил его, чтобы спросить о сути Дао. «Не обращайте внимания на то, что вы видите или слышите, просто сохраняйте спокойствие в душе, — посоветовал Гуан. — Так ваше тело естественным образом обретёт спокойствие и чистоту. Не обременяя своё тело и не расходуя свою энергию, вы достигнете долголетия».
Просветлённый словами Гуана Жёлтый император посетил других мудрецов и продолжил своё обучение. После усердного совершенствования он, наконец, достиг Совершенства. Он оставил потомкам «Трактат Жёлтого императора о внутреннем» как основополагающий труд по китайской медицине.
Другим известным мудрецом был Лао-цзы, которого принято считать основателем даосизма. Его классический трактат «Дао дэ Цзин» вдохновлял и передавал мудрость людям на протяжении многих поколений. «Человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо следуют Дао, Дао следует естественности», — написал он.
«Отказаться от тактики и материальных интересов», — писал Лао-цзы. Со временем человек сможет «сохранять скромность», а также «стать менее эгоистичным и жадным».
Лао-цзы и Конфуций жили в одну эпоху, как и Шакьямуни в Индии. В то время, между 8-м и 3-м веками до нашей эры (немецкий философ Карл Ясперс назвал её «осевым временем»), Сократ и Платон были философами Древней Греции. Мудрецы Лао-цзы, Конфуций и Шакьямуни установили основные краеугольные камни восточной культуры — буддизм, даосизм и конфуцианство, в то время как Сократ и Платон внесли значительный вклад в прогресс западной цивилизации.
От Жёлтого императора до Лао-цзы идеология Дао и даосизма прочно укоренилась в китайской культуре. Во времена династии Хань конфуцианство было избрано как авторитетная доктрина и впоследствии доминировало на императорских экзаменах. В то же время император Мин из династии Хань привлёк буддизм в Китай, что ещё больше обогатило китайскую цивилизацию за последние 2000 лет.
Легенда о Гэ Хуне
Гэ Хун, легендарная личность династии Цзинь, не только преуспел в самосовершенствовании, но и овладел китайской медициной и алхимией. Среди его основных трудов были «Баопу-цзы» (даосский классический трактат), «Чжоу хоу цзю цзу фан» (сборник рецептов китайских лекарств) и «Легенда о бессмертных».
В «Баопу-цзы» Гэ признал, что были люди, которые совершали плохие поступки во имя даосизма. Это вызвало замешательство и обескуражило тех, кто искренне следовал даосизму. Однако он также отметил, что не следует отчаиваться, поскольку божественные существа действительно существуют, и стремление к божественному — это практический путь.
Некоторые отвергали это, говоря, что божественные существа не существуют, поскольку мы не можем их видеть. Гэ не согласился с этим и написал: «Небо и Земля беспредельны, а чудеса безграничны… Только потому, что вы не видите божественных существ, нельзя утверждать, что их нет».
На самом деле, существует множество записей о божественных существах. Историк Лю Сян из династии Хань описал более семидесяти божественных существ в книге «Лисянь Чжуань» («Биографии бессмертных»). Лю был серьёзным учёным, и его труды заслуживали доверия.
Легенды о бессмертных можно найти и в официальных исторических трудах. Например, «Книга поздней Хань» включала в себя такие истории, в том числе о Фэй Чанфане, учитель которого обладал необыкновенными способностями. Другой фигурой был Чжан Кай, который хорошо знал китайскую медицину и мог создавать туман, покрывавший площадь в несколько квадратных километров.
Легенда о Чжан Голао
Чжан Голао, один из восьми бессмертных в китайской истории, был известен тем, что ездил на осле задом наперёд. О нём существует множество легенд, в том числе несколько из них описаны в двух авторитетных исторических книгах: «Старая книга династии Тан» и «Новая книга династии Тан».
Императрица У Цзэтянь однажды вызвала Чжана, который, используя свои сверхъестественные способности, притворился умирающим перед посланником. Наступило лето, и его тело быстро начало разлагаться и распространять зловоние. Позже, узнав, что Чжан путешествует в районе Хэнчжоу, император Сюаньцзун из династии Тан несколько раз направлял ему приглашения. Когда Чжан прибыл, император попросил нескольких прорицателей предсказать его судьбу. Но они не смогли этого сделать.
Чжан сказал, что родился в эпоху императора Яо (около 2300 г. до н. э.), то есть прожил около 3000 лет. Чтобы испытать Чжана, император дал ему ядовитый сок болиголова. Чжан выпил три чашки и уснул. Когда он проснулся, все его зубы были гнилыми и почерневшими. Чжан выбил их металлическим инструментом, затем применил лекарство и снова уснул. Когда он проснулся, все его зубы восстановились, стали белыми и блестящими, как новые. Император был впечатлён и пожаловал ему титул.
Тайпин Гуанцзи записал ещё одну историю. Император отправился на охоту, поймал оленя и приказал своему повару приготовить из него мясное блюдо. Чжан остановил его и сказал: «Это небесный олень, ему больше тысячи лет. Через пять лет после начала правления императора У из династии Хань я отправился с ним на охоту в качестве сопровождающего. Он поймал этого оленя, а затем отпустил его», — объяснил Чжан.
«Здесь так много оленей, и прошло столько лет. Откуда ты знаешь, что это тот самый олень?» — спросил император.
«Прежде чем император У освободил оленя, он прикрепил к его левому рогу бронзовую пластину», — ответил Чжан.
Император приказал осмотреть оленя, и, конечно же, была обнаружена двухдюймовая бронзовая пластина с выцветшими иероглифами. Когда император спросил, сколько лет прошло, Чжан ответил: «852».
Когда историку было поручено проверить факты, он обнаружил, что Чжан действительно прав: с 118 г. до н. э. по 734 г. н. э. прошло 852 года. Император был ещё больше поражён.
Даосская традиция. От династии Хань до династии Тан
История Чжана — одна из многих легенд, в которых императоры серьёзно относились к даосизму, традиции, корни которой восходят к Жёлтому императору.
Цинь Шихуанди, основатель династии Цинь, был первым императором Китая. Он посетил множество мест, чтобы поклониться божествам, включая гору Тайшань. Он также отправил Сюй Фу за море на поиски эликсира жизни.
Император У из династии Хань, один из величайших императоров в истории, также восемь раз посещал гору Тайшань, чтобы поклониться божествам. Говорят, что он встретил легендарную королеву-мать Запада и получил от неё наставления о бессмертии.
Император династии Тан Тайцзун был человеком широких взглядов и признавал конфуцианство, а также даосизм и буддизм. «Мне в основном нравится путь императоров Яо и Шунь, а также конфуцианское учение династии Чжоу», — говорил он.
Он также пропагандировал даосизм и буддизм. «Лао-цзы преподал хороший пример учения, которое сосредоточено на чистоте и пустоте. Буддизм оставил нам учение о причинно-следственной связи, — объяснял он. — Следуя им, можно достичь нового уровня, а понимание на поверхностном уровне может улучшить цивилизацию».
Когда Сюаньцзан вернулся с Запада с буддийским писанием, император Тайцзун поручил ему перевести 75 из 1335 томов. Успех и влияние этих трёх систем верований были беспрецедентными.
Во времена императора Сюаньцзуна династии Тан даосизм пережил новый всплеск популярности. В 721 году император Сюаньцзун стал первым императором, который был признан даосом посредством церемонии посвящения. В 722 году он основал по всей стране храмы для поклонения Лао-цзы. Он также основал школу, проповедующую даосизм.
Несколько лет спустя император издал указ о создании статуи Лао-цзы для распространения по всей стране. В 733 году император лично представил «Дао дэ цзин» и включил книгу в императорский экзамен. В 741 году он открыл новые даосские школы для обучения даосизму.
Все эти усилия помогли людям понять традицию практики совершенствования, в частности даосизм.
Взлёт средь бела дня
В «Биографии бессмертных» Гэ Хун задокументировал многочисленные рассказы о людях, постигших Дао и поднявшихся в воздух средь бела дня. Давайте рассмотрим легенду о Се Цзыжань, единственной женщине-даосе, чья левитация зафиксирована в ортодоксальной истории.
Это произошло в 794 году, в эпоху императора Дэцзуна династии Тан. Се, которой тогда было 27 лет, поднялась в воздух перед тысячами людей в Гочжоу (современный город Наньчун провинции Сычуань).
Согласно сборнику «Тайпин Гуанцзи», Се была очень спокойным ребёнком. Миролюбивая и вежливая, она любила читать и запоминать «Дао Дэ Цзин». Её отец, Се Хуань, родом из Яньчжоу, жил в Гочжоу и был местным чиновником. Мать происходила из знатной семьи в Ичжуне.
В возрасте от 7 до 10 лет Се путешествовала с двумя монахинями по очереди, занимаясь совершенствованием. После возвращения домой она поселилась в храме Лао-цзы, расположенном на горе неподалёку. Однажды, когда ей было 14 лет, еда вдруг показалась ей отвратительной, словно личинки. С этого момента она перестала есть.
В то время её отец несколько лет путешествовал по разным странам. Когда он вернулся домой, то не мог смириться с тем, что его дочь не ест, и счёл это иллюзией. Он сказал: «Наша семья на протяжении нескольких поколений следовала конфуцианству. Всё, что не соответствует ортодоксальному конфуцианскому учению, неприемлемо. Как мы можем допускать такое колдовство?» Он запер дочь в комнате, более, чем на 40 дней. Однако когда Се освободили, её отец с удивлением обнаружил, что она стала ещё более чистой и посвежевшей.
В 790 году, когда Се было 23 года, Хань И стал новым губернатором. Он заподозрил, что Се просто притворяется, что не ест, поэтому пригласил её пожить в комнате в правительственном комплексе. Когда Се вышла из комнаты несколько месяцев спустя, она выглядела точно так же. Её голос был всё таким же чистым и звонким. Хань со всей семьёй посетил Се и был так поражён ею, что попросил свою дочь Хань Цзымин поучиться у Се.
В 793 году Ли Цзянь стал новым губернатором. В следующем году, 3 марта (по лунному календарю), Се переехала в даосский храм. Этот день был солнечным и величественным, непохожим на другие дни. Се сказала, что в этот день собирались некоторые божества и божественные сущности. Даже олени в лесу вели себя по-другому, и многие оленята не боялись мирно общаться с людьми.
Се была серьёзным человеком и не говорила о даосском совершенствовании ни с кем, даже с родителями. Поскольку губернатор Ли был очень предан даосизму, Се сказала ему немного. «Когда дело доходит до чтения Священных писаний, нужно делать это от всего сердца. Количество прочитанных отрывков не так важно, — объяснила она. — Если кто-то совершенствуется в Дао, но отступает на полпути, он потеряет больше, чем тот, кто даже не начинал совершенствоваться в Дао. Вот поэтому нужно быть очень осторожным!»
К тому времени Се не ела уже 13 лет. 9 ноября 794 года она отправилась в правительственный комплекс, чтобы попрощаться с Ли, и сказала: «Я уйду в середине месяца». С тех пор она больше не ходила в комнату для медитаций.
Се ушла, поднявшись в воздух средь бела дня утром 20 ноября с вершины храма Цзиньцюань. Тысячи людей наблюдали за этим. Её бабушка, мать, младшая сестра Се Цзыжоу и монах Ли Шэн услышали последние слова Се: «Только усердно совершенствуясь, можно постичь Дао».
Вскоре после этого гору окутали разноцветные облака. Долгое время звучала небесная музыка, и витал особый аромат. Несколько предметов одежды и шиньон, которые она часто носила, остались на её кровати. Их положили туда, как обычно, словно она сама их там оставила.
После того, как Се поднялась в воздух, люди увидели следующие фразы, написанные на стене в зале:
«Всех, кого это может касаться: члены моей семьи и близкие Прошу, берегите себя и не печальтесь. Развивая добродетель и практикуя доброту, Соблюдая наставления и читая Священные писания, вы достигнете прогресса. После многих испытаний Вы достигнете своей цели. Возможно, когда-нибудь, в будущем, мы снова встретимся на чистой земле с бескрайними равнинами».
Губернатор Ли и военачальник Вэй Гао доложили обо всем этом императору Дэцзуну. Император издал указ, восхваляющий Се. (Краеведческое управление провинции Сычуань опубликовало этот указ в Интернете)
Затем Ли воздвиг стелу в даосском храме Цзиньцюань, где описывалась история Се. Он также написал книгу «Легенда о Восточной Бессмертной», в которой подробно изложил её историю. Эта книга была утеряна, но «Новая книга Тан», ортодоксальный исторический труд, ссылалась на неё и приводила её краткое содержание. Даже Хань Юй, один из величайших учёных династии Тан, считал, что история Се была реальной, и упомянул её в стихотворении.
После династии Тан легенды о чудесах были задокументированы и в более поздних династиях. Цзи Гун, известный монах во времена династии Сун, переносил огромные бревна из Сычуани в Ханчжоу через реку, используя сверхъестественные способности. Цю Чуцзи, знаменитый даос династии Сун, проделал долгий путь, чтобы встретиться с Чингисханом в пустыне, и успешно остановил его резню. Аналогичным образом во времена династии Мин Чжан Саньфэн создал тайцзицюань и оставил после себя бесчисленные легенды.
Левитация также была зафиксирована в западном обществе теми, кто следовал по духовному пути западной традиции. Католическая церковь задокументировала более 70 случаев левитации святого Иосифа из Купертино. Подобные чудеса, произошедшие со святой Терезой Авильской и другими, были также зафиксированы.
На протяжении тысячелетий люди задавались вопросом, откуда мы пришли, зачем здесь и, что более важно, кем мы станем. События, упомянутые выше, интригуют. Но что они значат для нас?
Беспрецедентный хаос
На протяжении тысячелетий духовные традиции конфуцианства, буддизма и даосизма не только поддерживали нравственные ценности, но и глубоко обогащали китайскую культуру. Их влияние заметно в исторических записях, народных операх, храмовой архитектуре, культуре одежды, в литературных и художественных произведениях. Такие истории, как «Путешествие на Запад», «Цзи Гун», «Восемь бессмертных пересекают море» и «Посвящение в Боги» передавались из поколения в поколение.
После того, как компартия Китая (КПК) пришла к власти в 1949 году, она распространила атеизм на различные сферы жизни общества, включая культуру, образование, архитектуру, религию и народную оперу. Ущерб носил системный и всеобъемлющий характер, затронув все сферы, от идеологии до массовой культуры.
Согласно книге «Теория и практика КПК в подавлении религии», написанной Бай Чжи в 1949 году, в Китае насчитывалось 800 000 монахов и монахинь. Пять лет спустя, в 1954 году, их осталось немногим более 70 000. Перед Международным женским днём 8 марта 1951 года Федерация женщин в городе Чанша провинции Хунань заставила всех монахинь в провинции выйти замуж или обручиться в течение нескольких дней.
Когда-то в провинциях Ганьсу, Цинхай, Сычуань и Юньнань находилось более 2300 тибетских монастырей. Многие из них были разрушены во время войны, а к началу 1959 года большинство из них были закрыты, оккупированы или снесены. Из более чем 170 000 лам большинство были вынуждены вернуться к светской жизни.
В книге Тун Сина «Десять лет катастрофы. Кровь и слёзы в столице» рассказывается о хаосе, который воцарился после начала «Культурной революции» в 1966 году. Всё, что связано с религиозными обрядами, включая буддийские и даосские храмы, церкви и священные писания, стало мишенью хунвейбинов. Согласно неполным статистическим данным, из 6843 исторических и культурных объектов только в Пекине 4922 были разрушены, а 538 000 культурных реликвий были уничтожены.
Шестой патриарх Хуэйнэн однажды проповедовал в храме Наньхуа (в современном городе Шаогуань провинции Гуандун). После того, как он скончался в 713 году, его мумифицированное тело было выставлено в главном зале храма Наньхуа. Прошло более 1000 лет, но тело оставалось нетронутым и не разложилось.
Однако во время «Культурной революции» разразилась катастрофа. Согласно «Собранию учений достопочтенного мастера Фоюаня», «Хунвейбины положили мумифицированное тело Шестого Патриарха на ручную тележку и провезли её по Шаогуаню. Они называли его негодяем, подделкой и мошенником, пригрозив сжечь на костре. В конце концов кто-то вонзил в тело железный прут и проделал в груди дыру размером с миску. Они вытащили его внутренние органы и разбросали в главном зале. Рёбра и позвонки были разбросаны повсюду. Хунвейбины называли их свиными или собачьими костями». Кроме того, они надели на голову Шестого патриарха железную чашу с надписью «злодей».
Это лишь один из бесчисленных примеров того, как КПК разрушала духовные системы прошлого. Теперь наносят вред по-другому. Хотя храмы были перестроены или расширены, они больше не являются тихим убежищем для духовной жизни.
Храм Шаолинь, как один из самых известных буддийских храмов Китая, в настоящее время стал главной туристической достопримечательностью. Летом 2025 года одна туристка отметила, что храм, по сути, превратился в коммерческое предприятие. Традиционно в храме можно было продавать только благовония и свечи. Однако вход в живописный храмовый комплекс находится в оживлённом коммерческом районе с ресторанами, чайными магазинами и другими специализированными магазинами. Внутри храма продают не только предметы религиозного назначения и браслеты, но и проводят гадания и рисуют персональные тематические картины.
Кроме того, если посетитель поднимется на вершину по канатной дороге, ему предложат услуги по вправлению костей с помощью шаолиньского кунг-фу. «Все служители с выбритыми головами, предоставляющие услуги, одеты в монашеские одежды. Я не знаю, настоящие они монахи или фальшивые, — отметила туристка. — Также существует множество сборов: 30 юаней за микроавтобус, 25 юаней за экскурсионный автобус, входная плата — 80 юаней, поездка на канатной дороге — 100 юаней. Всё это обойдётся в 235 юаней с человека. Кроме того, плата за услуги гида составляет 100 юаней, а за каллиграфию и живопись — 300 юаней».
На протяжении всей истории все основные цивилизации, как и основные религии мира, верили в божественное. Признание того, что мы созданы Богом, проявляло смирение и скромность, поскольку заслуга отдавалась божественному, а не нам самим.
К тому же традиционная китайская культура подчёркивает глубокую гармонию между Небом и Землёй. Руководствуясь учениями конфуцианства, буддизма и даосизма, поколения людей уважали друг друга и проявляли доброту на протяжении тысячелетий. Поскольку компартия вредит Китаю и угрожает всему миру, сейчас, как никогда важно понять ситуацию и найти путь, чтобы идти вперёд. История показала, что КПК, опираясь на классовую борьбу, ненависть и ложь, не может существовать вечно. Принимая нравственные ценности и следуя своей совести, мы двинемся к лучшему будущему.