На протяжении последних двадцати лет я увлекаюсь промышленным туризмом, посещаю всевозможные заброшенные объекты как культурного, так промышленного и военного назначения. Для многих будет шокирующим, что по факту #яфотграфируюпомойки , а не бабочек или лютики цветочки. Куда бы я не поехал, стараюсь изучить старые карты и найти интересующие меня объекты. Про заброшенный ресторан Лето я узнал порядка пяти семи лет назад и, не смотря на то, что он по факту находится у меня под носом на пути моего следования на работу мне до сих пор не доводилось увидеть его своими глазами.
По стечению обстоятельств я пригнал свой автомобиль на антикоррозионную обработку в компанию, которая находится в непосредственной близости с парком.
Не упустив момент, было принято решение прогуляться по парку и ознакомиться с его достопримечательностями. Более подробно про это я обязательно расскажу в следующий раз, а сегодня хочу уделить особое внимание архитектурной жемчужине, которая скрыта от посторонних глаз посреди густых зарослей 26-го квартала парка недалеко от Первомайской аллеи. Минуя спортивную площадку, за крутым поворотом нам открывается вид необычной красоты заброшенное строение.
Это ресторан Лето. Более правильно называть его всё-таки кафе.
Построено оно в середине 1950-х гг. по проекту архитектора Леонида Иосифовича Мариновского, который проработал главным архитектором ВДНХ с 1960 по 1970 гг. Про него к сожалению в сети очень мало информации. Он принимал активное участие в проектировании таких объектов, как Павильон № 2 «Народное образование» (1954–1958 – «Северный Кавказ», 1959–1961 – «Академия Наук СССР», 1961–1966 – «Академия Наук СССР. Космос», с 1967 – «Народное образование», в 2005–2006 годах – «Грузия»), 1951–1954, 2014 (реконструкция), построенный на месте летнего цирка – павильона № 68 (1939). В 1954 г. спроектировал кафе «Лето» (бывшая «Чайная»), в 1969 году принимал активное участие в проектировании нового павильона №29 Цветоводство. В 1954 г. на ВДНХ (проспект Мира, 119, стр. 521) был построен Павильон №2 «Народное образование» (в 1954—1958 гг. — «Северный Кавказ»). Позади него было открыто кафе «Нива» (в 1954—1957 гг. — кафе №1, в 1957–1960 гг. — «Прохлада», с начала 1960-х — «Нива»). В в карточке Союза Архитекторов России одно его единственное фото и пару строк сухой информации.
Дата рождения:
06.06.1919
Дата смерти:
04.11.1995
Участие в Великой Отечественной войне:
– место и даты службы: 10.1943 – 03.1944 гг.
– звание: старший техник-лейтенант.
Награды:
– орден Отечественной войны II степени.
Примечание:
Ранение на Западном фронте.
Источники информации:
Архив Совета Ветеранов Союза московских архитекторов.
Н а сайте ПАНТЕОН России указано, что он похоронен на Пятницком кладбище города Москва.
Проект кафе (ресторана) Лето был повторен в Москве еще дважды:
— в парке Сокольники на Песчаной аллее, д. 5 — кафе «Фиалка» (в настоящее время в перестроенном виде);
- на ВДНХ кафе Нива, значально кафе №1. Построено в 1954 году. В 1957 году стало называться "Прохлада". С начала 60-х и до своего закрытия - "Нива". Сейчас отреставрировано с полной внутренней переделкой и функционирует по назначению. Правда у нынешних хозяев кафе на название фантазии не хватило, поэтому несмотря на красивую стилистику здания с псевдоколоннами и многолетнюю историю название оно носит подходящее больше какой-нибудь палатке-забегаловке у метро - "Пельмешка".
Давайте же вернёмся к нашему архитектурному шедевру ресторан "Ялта" (по другим источникам кафе "Лето") в Измайловском лесопарке, руины которого в Измайловском парке стали отдельным романтическим объектом, не раз попадавшим на произведения художников. Одно из последних — пластилиновая модель Алексея Микулина.
Основной фасад кафе выполнен в виде протяженной аркады с полуколоннами.
Над арками пространство украшали барельефы с изображениями корзин, наполненных овощами и фруктами в обрамлении полевых цветов. Изящная архитектура здания призвана вызывать в памяти южно курортные павильоны и увеселительные заведения, где советские люди заслуженно отдыхали.
Каждая колонна украшена резными акантами.
Элементы декора поражают воображение выдумкой архитектора, по возникающим впечатлениям образов, воплощенных в архитектуре того времени, складывается ассоциация с фантазией архитектора, которую вместо того, чтобы ограничивать возможностями исполнения, как будто кто то наоборот подталкивал. Кому в голову придет обыденному предприятию общепита придавать скульптурные формы, как будто среди советских граждан по улицам среди всех, по-определению ходили выдающиеся скульпторы и архитекторы, как будто так и надо, средний стандарт современного человека.
Ориентировочно было заброшено в лихие 90-е годы после распада СССР, т.к. не приносили явной, мгновенной и безоткатной прибыли. Тогда же здесь поселился одинокий бомж с собакой, но после пожара следы его исчезли, а все входы и окна здания заварили решётками.
Но разве это когда-нибудь хоть кого то могло остановить, а тем более уличных художников, для которых его стены стали холстом для их шедевров.
Зайти вов внутрь можно с задней стороны. Внутри всё те же примитивные граффити? написанные одно по верх другого и следы пожара.
Перекрытия обвалились во внутрь.
Пожар видимо начался в районе кухни, где поселился тот самый бомж.
Обеденный зал со сценой, где раньше были столики для посетителей порос непроходимым лесом.
Наружные стены с левой стороны еле просматриваются через густые заросли парка.
Архитектура советской эпохи, сотрясающие воображение и радующие взгляд исключительно красивые воспроизведенные в скульптурах, отделке, лепнинах, предметы советского быта всех отраслей, сельского хозяйства, социальной жизни, новостроек целины, покорения космоса сейчас находится в неприглядном состоянии.
В сообществе «Измайлово – мой дом родной» социальной сети ВКонтакте появилась информация, что в настоящее время рассматривается вопрос о целесообразности реконструкции этого объекта, но решения по этому вопросу пока нет.