Здесь уже знакомый нам автор, Александр Алиевич Акаев, рассказывает о своих приключениях после того, как он покинул Магаданскую бригаду подводных лодок и убыл к новому месту службы на Балтику. Я в тот момент тоже покинул Магадан и уже служил на огромном и прекрасном судне АСС ВМФ. О моей службе на этом судне уважаемый читатель уже ЗНАЕТ. А теперь почитайте рассказ моего бывшего начальника. Сохраняю его в точности так, как его записал автор.
------------------------------------------------------------------------------------------
... ЕЩЁ ЗА ГОД ДО МОЕГО перевода на Балтику один из моих родственников, который "ручкался" с М.Горбачёвым, предложил мне место службы под его "крылом" на Кавказе. Это была должность начальника отряда дальнобойной артиллерии (стволы как на крейсере "Мурманск"), которая вызывает начало схода уже созревшей снежной лавины в горах. Достаточно было моего устного согласия. Скажу "Да" - и в течении 30 дней мне СРАЗУ было бы обеспечено: звание подполковника, 4-х комнатная квартира в г. Нальчик (а это не Магадан) и "царская любовь".
С ответом меня не торопили. Предложение, от которого далеко не каждый мог бы отказаться. Да и вся родня по линии отца (а род большой и древний, с исчислением в архиве от 1730 года) была бы только рада. Но здравый смысл победил. От принятия этого решения меня удерживали незнание местного языка и обычаев, отсутствие преданных друзей, на которых можно опереться в работе. Я поблагодарил родственника за высокое доверие и вежливо отказался.
Шёл уже 11 год моей службы в Магадане, уже больше, чем достаточно, для этих мест. И вот в марте я получаю предложение от представителя из Управления кадров Военно-морского флота - должность старшего преподавателя в учебный центр г. Рига (должность капитан 2 ранга). Конечно, сразу дал согласие. И 1 августа 1985 года покинул Магадан (семья со мной) с предписанием прибыть в Калининград в распоряжение Командующего Балтийским ВМФ. В штабе флота первый диалог. Ушлый капитан 1 ранга сразу задаёт прямой шкурный вопрос:
- Икру привёз?
- Нет.
- А чё тогда привёз?
- Троих детей.
Вот так, надо же, икру не привёз бедному капитану 1 ранга... непорядок... И мне вручили предписание: вместо обещанного учебного центра назначение с ПОНИЖЕНИЕМ в г. Палдиски на ПЛ знакомого 613 проекта. Прибыл к новому месту службы. Обратившись к комбригу по поводу жилья, получил встречный вопрос:
- А зачем вы, капитан 3 ранга, привезли с собой многодетную семью в закрытый гарнизон?
Вот попробуйте прямо ответить на такой вопрос, не обидев задающего! Перекантовались неделю в гостинице УЦ (для атомоходчиков). После этого нас попросили освободить номер, и семью пришлось отправить в г. Нукус к родственникам на три месяца. Подводная лодка, на которую я получил назначение, в это время находилась в автономке.
Пару слов о службе на Балтике. Из Палдиски на зимовку лодки уходили в Лиепаю на ТРИ месяца (это не наши 9 на Камчатке!). Бытовые условия шикарные. Срочники в тёплых Петровских казармах (стена толщиной с метр из красного кирпича) спали в майке и трусах ПОД БЕЛЫМИ ПРОСТЫНЯМИ. Там же была и офицерская казарма, но проживали все в гостинице офицеров (цена 40 коп/сутки), в номере 6-8 коек (одна твоя + место в камере хранения для твоего чемодана с вещами). Выход в город для офицеров и мичманов свободный. Место стоянки ПЛ далеко от моря, выход в море через узкий канал. Поэтому "штормовое предупреждение" особо нас не напрягало.
По прибытию лодки с автономки я принял дела командира БЧ-5. Там сразу надо было приступить к смене аккумуляторной батареи. Работа знакомая для меня, наверное, уже 4-я по счёту. Но с целью экономии времени для ППР (планово-предупредительного ремонта), сухозаряженные аккумуляторы заливали электролитом моряки с подводной лодки, что на консервации. Руководил ими капитан 3 ранга, ожидающий приказа об увольнении в запас. И вот как он "руководил": им разрешили в случае срыва в насосе потока готового электролита (с плотностью 1.275) решать эту проблему... с помощью дистиллированной воды!
В результате этого бестолкового распоряжения плотность электролита в среднем по бакам составила около 1.160 г/см - а это значит, что НОВЫЕ аккумуляторы были загублены! Я отказался грузить такую АБ, но мне сказали:
- Мы тебя всё равно заставим, в любом случае!
Как я понимаю, это офицерам ЭМС надо было на кого-то спихнуть свой "косяк" - они положенный контроль не осуществляли, а матросам с "консервы" было совершенно "по барабану", что заливать в новые аккумуляторы. "Бодаться" было бессмысленно, есть такая притча, которая оканчивается словами: "попал в г....но, так сиди там и не чирикай!" Поэтому приступил к перезаливке баков нормальным раствором, благо, что хоть не мешали мне это делать.
Все 224 аккумулятора весом по 750 кг осторожно опрокидывались автокраном, и из них выливалось содержимое в большой металлический бак, куда досыпалась щёлочь для нейтрализации кислотности. В моём положении: офицеру, только прибывшему в часть, бесквартирному, "качать права", опираясь на знания руководящих документов, было бессмысленно. Это как бы сс....ть против ветра. Но это только начало - всё остальное ниже.
Всё выделенное время на ППР - три недели, ушли на перезаливку и замену АБ. Только два дня сумели выкроить на небольшой ремонт насоса охлаждения внутреннего контура левого дизеля. Аккумуляторы были, конечно же, испорчены. Месяца через два пришлось заменить порядка 24 штук по приходу в Лиепаю (выбрали "лучшие" из когда-то выгруженных старых аккумуляторов с другой лодки). И пошли в автономку. 22 суток в море, потом 7 в базе для ППРа, затем ещё 22 суток в море (такая была программа).
Перед выходом в автономку лодку проверяла флотская комиссия, в её составе одни капитаны 1 ранга. Проверив меня, указал на мелкие замечания и спросил:
- Товарищ капитан 3 ранга, какие проблемы у вас ещё есть? (не вопрос, а нонсенс - кто же такому проверяющему на ТОФе правду бы сказал?)
- Есть, - говорю, - два вопроса: на камбузной плите одна конфорка не работает, а у другой сопротивление изоляции ноль. И нужны новые медные кольцевые прокладки большого диаметра на ДК-2. Старые герметичность не обеспечивают.
- Пишите заявку, получите на складе.
Вот так просто делается это на Балтике! Заявку написал, он поставил свою резолюцию. С этим "мандатом" (а мандаты с 1917 года в СССР никто не отменял) КМГ с двумя бойцами ушли по адресу. У кого они были и сколько ещё подписей добавилось в том "мандате" - не знаю, но часа через полтора затребованный ЗИП был уже на борту (несбыточная мечта механика с ПЛ на ТОФе). Конечно, я был удивлён: так быстро дали, даже мозги не выклевали.
На моей лодке была ещё одна проблема. На штоке гидромашинки воздушной захлопки РДП были глубокие задиры. Новой набивки хватало ненадолго (вода текла ручьём на голову вахтенного БП-35). Дефект можно было качественно исправить только в заводе. А тут времени нет - скоро автономка. Мне повезло. По приходу в Лиепаю увидел у пирса подобную лодку, но с надстройкой, как у военной "Щуки". Как потом выяснилось, это та самая лодка 613 проекта, которая снималась в фильме "Командир счастливой "Щуки". (или в фильме "Первый после Бога).
Лодка не охранялась, без вахты, доступ - свободный. Разумеется, я спустился внутрь. И обнаружил там то, что мне и нужно было, в исправном состоянии. Силами своих трюмных мы обменялись штоками гидромашинок. Я лично проследил, чтобы сальник штока на ПЛ - доноре стал герметичным (предупредил возможное её несанкционированное погружение у пирса).
Как потом мне говорил КМГ: "У нас на ПЛ было так много проблем (АБ, плита, ДК-2, шток), я думал, что мы не успеем до выхода. А у вас всё так быстро получилось". Полагаю, что этими словами он признал то, что ещё не совсем готов принять на свои плечи "груз" командира БЧ-5. А поначалу, когда встретились с ним в первый раз, он реально считал, что я ему перешёл дорогу. Шёл 4-й год, как он закончил училище. Он был уверен, что с уходом прежнего механика к новому месту службу (на ТОФ), он будет назначен на свою же лодку с повышением...
Маленькое дополнение: Я дважды видел, когда старший офицер из отдела кадров Балтфлота, обращаясь к офицеру при встречи на пирсе, говорил: "Приветствую Тихоокеанца!" А это означало, есть уже решение о переводе этого лодочного офицера на ТОФ. У того офицера резко менялось выражение лица, и в его глазах читался ужас! От такой неожиданной страшной новости человек реально бледнел, фактически. Вот как боялись балтийцы нашего ТОФа, "как черти ладана".
Продолжаем... Благодаря хорошей удифферентованности ПЛ, строгой экономии электроэнергии в подводном положении, мы через 40 часов всплывали с довольно высокой плотностью АБ. Это позволяло начать заряд батареи со второй ступени (а это один дизель на 310 об/мин). Батарея на таком лёгком режиме не подвела. Да и топлива мы израсходовали всего 50% от выделенного лимита. КМГ предлагал списать больше, но я его предупредил, что не стоит. Это, возможно, будет единственным оправданием для нас, что аккумуляторы были испорчены не в процессе эксплуатации на подводной лодке, а ещё до погрузки.
Забегая вперёд, скажу, что через пару лет особисты начали заниматься этим вопросом (крайним становился этот самый КМГ, будучи уже штатным механиком). В случайной беседе (ехали в поезде) я рассказал, кому следовало, как было всё на самом деле. Единственным секретным документом, подтверждающий мои слова, был тот отчет за автономку (за которую поставили "отлично"). И аккумуляторный журнал.
А вот теперь главная сказка. ПЛ из действующих лодок в Палдиски (а там была ещё и консервация) занимала последнее место. Из-за низкой воинской дисциплины, командира и зама вызывали "на ковёр" в политическое управление Балтийского флота. А мне (после ТОФа) экипаж показался нормальным: приказания выполняют, не пререкаются. Жесткости с моей стороны, конечно, хватало, но юмор сглаживал "острые углы" отношений.
Правда, месяца через два, мичмана с других лодок говорили: "Ахтунг-ахтунг! В районе пирса появился механик с С - ...... !" (номер лодки уже просто забыл).
Довольно быстро я заработал реальный авторитет у всех членов нового для меня экипажа. Не складывались отношения только со старпомом, капитан - лейтенантом. На них не смогли повлиять ни зам, ни командир. Как-то командир, не выдержав накала наших напряжений, в сердцах сказал мне:
- Механик, да ты сядь со старпомом, хряпните (в смысле спиртного) хорошенько, как мужики, да и делу конец!
Но это точно бы не помогло. У этого человека не складывалось хороших отношений ни с кем из офицеров. Наглядный пример: между тех двух походов (по 22 суток) состоялась свадьба нашего замполита в Лиепае. Отмечали это торжество в ресторане. Со стороны жениха офицеры нашей ПЛ плюс представитель местного Политотдела, а со стороны невесты (из местных) - подружки с прядильной фабрики (некоторые с кавалерами - рыбаками). Я сразу сказал минёру, что такое количество "крокодилов" встречается только на берегах великой реки Нил.
Но, как говорят: "Не бывает некрасивых женщин - бывает мало водки". Водки точно хватило. Но был и перебор. Старпом не только не мог как-то двигаться, у него и "Быррр" произнести не получалось. Прошаренный представитель политотдела вдруг резко подорвался и свалил сразу после того, как он по глупости заявил, что "ОН ЗДЕСЬ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА ПОРЯДКОМ" - типа, я надзиратель. Это гражданским матросам с сейнеров не понравилось, они такую военно-политическую дикость ещё не слышали и привыкнуть к ней не успели.
У них после такой заявы появилось нормальное желание сотворить мордобой, и начать это с представителя Политотдела. То есть, провести свадьбу по традиционному типу (драка на свадьбе - часть праздника, и когда свадьба проходит без драки, она считается неудавшейся). Вот наш политотделец почувствовал, что жареным запахло, и рванул впереди собственного визга. Понял, что традиционный мордобой начался бы точно с него. Нормальных невоенных мужиков удалось уговорить нарушить эту старую добрую традицию.
Тело старпома надо было как-то сопроводить до военной гостиницы для офицеров и мичманов, Но ВСЕ офицеры ПЛ отказались это делать! Вот здесь командир подошел ко мне и сказал:
- Механик если не ты, то придётся мне. А ко мне приехала жена из Палдиски.
Делать нечего, пришлось "снимать" старпома. Ребята помогли загрузить тело в такси. Благо, шофёр такси город знал, в отличие от меня. В такси - без приключений. А вот не доходя метров 5 до подъезда тело начало подавать признаки жизни, просто телу стало "плохо", а мы знаем, что это такое. И вот тут возникла проблема - в какой номер доставить тело?
Дежурная по гостинице заглянула в книгу и по фамилии (предполагая, что однофамильцев здесь быть не может) сопроводила меня до нужного номера. Найдя свободную койку, я уложил тело, сняв ботинки (не снимая шинели). С чувством выполненного долга я пошёл спать. На подъёме флага были все, КРОМЕ старпома ("уважительная" причина).
Командир ко мне с вопросом:
- Куда вчера дел старпома?
Дежурная по гостинице нам показала койку, но там офицер с другой лодки... однофамилец нашему!!! Отвечаю командиру:
- Ничего не знаю. Я доставил до места. Даже вот факт имеется - следы селёдки под шубой на дорожке перед подъездом, старпом нёс с собой и уронил.
Остальные офицеры подтвердили наличие этого факта. Однако старпома не было и на обеде. Появился он только на ужине. Подсел ко мне за столик. Сильно благодарил, бил себя в грудь, обещал, что отношения со мной исправит на позитивные. Но обещать - это совсем не значит сдержать слово. Так оно и вышло потом. Чёрного кобеля добела не отмоешь...
Так почему же мы почти на сутки "потеряли" старпома? А здесь редчайшее совпадение! Просто под утро в гостиницу вернулся однофамилец нашего старпома! Он вытряхнул непрошенного гостя из своей койки. А тот, очнувшись, как-то добрался до своего номера на втором этаже и проспался только к ужину.
... С моим появлением дела на ПЛ пошли, как говорят, в гору. Ни серьёзных поломок, ни тем более, мелких поломок не случалось. Лодку в море использовали по максимуму (даже штурман удивлялся, подавая месячные отчеты часов нахождения в море. Может быть поэтому, а может, по какой-то другой причине экипаж к 27 съезду КПСС по результатам внепланового подведения итогов БП по всем показателям (включая воинскую дисциплину) занял ПЕРВОЕ место на соединении.
В первые 22 суток с нами в автономку ходил офицер нашего политотдела. Для получения штабным офицерам отпуска в 45 суток необходимо было для этого не менее 15 дней наплавать в море. Разумеется, его разместили в каюте командира ПЛ. Основной его задачей было организовать изучение всеми членами экипажа материалов 27 съезда КПСС. Реально это сводилось к тому, что он контролировал переписку газетного текста в индивидуальную тетрадь каждым моряком. Тупая ненужная работа. При этом демонстрировал свои конспекты, типа, делай как Я! Доколупался он и до меня:
- Покажите свой конспект!
- У меня его нет.
- Почему? Вот посмотрите на мой! А как вы, коммунист, изучаете материалы съезда без конспекта?
- Я, конечно, понимаю, что нести в море на ПЛ "односменку" (как у вас) сложнее, чем двухсменную. Но у меня просто нет свободного времени для этой писанины. Всё время у меня занимает выполнение своих служебных обязанностей. Скажите честно: Я ВАС ПЛОХО КАТАЮ в море?
Всё закончилось тем, что я показал ему свою газету, с пометками на полях ручкой и пообещал, что на берегу тупо перерисую эти буквы в тетрадь политподготовки (!).
В итоге по результатам зимнего периода обучения комбриг сказал про нас так:
- Эта лодка по всем показателям ПЕРВАЯ, но первого места я им дать не могу - они утопили учебную торпеду!
А кто же там был виноват, интересно: кто плохо подготовил торпеду на берегу или тот, кто выпускал эту торпеду из торпедного аппарата? Мы-то понимаем, что торпеда тонет потому, что её неправильно подготовили. Решал комбриг по принципу: "Кто последний, тот и папа". Несправедливо? А что, на флоте ещё есть справедливость?
Меньше чем за полгода ПЛ из отстающих стала передовой. Командира ПЛ "поощрили" командировкой в Ливию. Замполита за появление на большом флотском партийном собрании в Таллине в пьяном виде понизили в должности и отправили служить подальше от моря.
Я, наконец, дождался РЕЗУЛЬТАТА на своё письмо, отосланное в Управление кадров Военно-морского флота восемь (!) месяцев назад. Помните, мне обещали должность старшего преподавателя в УЦ г. Рига (повышение)? А реально я получил понижение. "Ошибка" отдела кадров флота была исправлена и я оказался там, где обещала Москва.
Сдав дела и обязанности командира БЧ-5 своему КМГ, назначенному приказом на эту должность, я покинул этот, на тот момент успешный корабль. Командиры других БЧ остались прежние. Но...
... Через пару месяцев экипаж этой лодки был расформирован из-за низкой воинской дисциплины. Посланное представление на присвоение воинского звания "капитан 3 ранга" для старпома было отозвано. А всего-то корабль покинул механик...
Автор: Александр Акаев.
Все рассказы этого автора ЗДЕСЬ.
Дорогие друзья, если Вам интересно, подписывайтесь. Будете видеть уведомления о новых рассказах.