Кино на Оскар и академики очень правильно выбрали, и я понимаю, почему. Номинация на 16 позиций, рекорд.
Патаму шта это кино – охота за реальностью. Еще не сама реальность, поскольку она, к сожалению, такова, что не поддается простому прямому описанию и не укладывается в рамки классической сюжетности. Документальности. Реализма.
Преследуют неудачи. Даже и в этом - насилие.
Хотя можно, конечно, и уложить. Где-то прибавить, что-то убавить. Чтобы рассказать, как обстоит дело, приходится выдумывать, сочинять, искать аналогии, доводить до крайности. Преувеличивать. Хотя здесь даже трудно было бы преувеличить. На самом деле.
«Горничная», США, 2025 год. Эротический психологический триллер, по роману Фриды Макфадден. Режиссер – Пол Фиг. Сценарист – Ребекка Соннешайн. С Сидни Суини, Амандой Сейфрид и Микеле Морроне. Премьера 19 декабря 2025 года.
16 номинаций на Оскар, как уже было сказано, в том числе и за лучшее актерское исполнение. «Хитроумное возвращение к вызывающим триллерам, которые когда-то доминировали в кинотеатрах».Рейтинг фильма – 75%.
Сюжет простенький, триллер как жанр особых ухищрений не требует, нужно только нагнетать. Молодая девушка нанимается помощницей по хозяйству в современный богатый дом. С проживанием.
Сложностей сразу много: горничная перед этим 10 лет отсидела в тюрьме, ей очень нужна эта работа, хозяйка при этом какая-то нестабильная… Дальше – больше, выясняются подробности, детали биографии и предшествующая история этой образцовой семьи. В общем, все окажется не тем, чем кажется.
Сразу начнется с подсознательной неопределенной тревоги, которая будет только нарастать. И, как это часто бывает, тревога эта, не вполне осознанная, но вполне оправданная, окажется еще и куда меньшей проблемой, чем это есть на самом деле.
По ходу развития поменяются знаки, с плюса на минус, причем, радикально. Поменяются маски. Проявится суть. Это – «красавица и чудовище» наоборот. Сказка о прекрасном принце с неожиданным концом. Впрочем, вполне ожидаемым.
Горничная влюбляется в хозяина дома – красивого, богатого и успешного, но внутренне несчастного. Поскольку он привязан к чужому ребенку и психически больной жене. «Горничная удачно "наводит порядок", благодаря зловещему чувству юмора и восхитительно тревожной актёрской игре Аманды Сейфрид».
Не совсем там, где ожидалось. Вернее, совсем не там.
При всех соблюденных правилах классического триллера, история эта очень новая, свежая и очень современная. Психологически грамотная, вот просто – по книжке, с учетом всех обязательных и энциклопедических буквально показателей.
Тока, правда, эту энциклопедию пока что не все читали, предпочитая оставаться в мире приятных иллюзий. Зачастую прямо противоречащих живому личному опыту. Что ничего такого нет.
Вот только парочка деталей. Например, стремление к идеалу. Вследстивие которого можно, к примеру, запереть жену на трое суток на чердаке и заставить вырывать по одному собственные волосы, в наказание за то, что она не позаботилась сходить к парикмахеру подкрасить отросшие корни.
Потому что отличная прическа – это преимущество…
Или подставить жену под психиатрический диагноз, так, чтобы ее словам никто никогда не поверил, заодно лишить ее всякой социальной поддержки, умело распустив о ней такого сорта чудовищные сплетни, которые неизбежно с наслаждением подхватят все те, кому нет до этого вообще никакого дела.
Сама мучительность этой ситуации для жертвы уже способна доставить глубокое удовлетворение. Кроме практических выгод. Это и вообще – тренд.
(Практикующий один психолог как-то пошутил, что в стране не найдется столько опасных сумасшедших, сколько можно насчитать «чокнутых бывших» психопатов и нарциссов).
И этот тренд - один из многих. В фильме едва ли не все показаны. Ну, основные. Аккуратно встроены в ткань повествования.
И это - не учебный фильм. Хотя, в какой-то мере и учебный. Если кто еще не знает. Не сталкивался. Остальным – просто полюбоваться, то и дело восклицая: да! Точно. Это оно и есть. Сценарист не промахнулся.
Вот казалось бы, какое может иметь такое значение чисто развлекательное кино? А оно имеет. Патаму шта не всем же специальную научную литературу читать, тем более, что она и не передает…
По причине отвлеченности, сухости и академичности. Поскольку это не вполне научный такой вопрос. Абстрактное знание. Наука в качестве описания картины мира не очень справляется.
Речь идет о новых формах насилия, новых, но широко распространившихся, для которых в середине 90-х годов прошлого века пришлось просто-таки придумать новый язык. До такой степени это все не укладывалось в голове и противоречило любым привычным представлениям.
Беда заключалась еще и в том, что жертвы просто не могли об этом даже и рассказать. Оказавшись в ситуации, которая в буквальном смысле лишала их дара речи.
Патологический нарциссизм, лавбомбинг, груминг, гостинг, мостинг, хайпинг, касперинг, бредкрамбиг, газлайтинг. Обесценивание. Утилизация. Принудительный контроль. И так далее, такие вещи, которые отчасти даже на слуху, отчасти даже ситуация меняется.
За принудительный контроль, который мы в фильме видим, в Великобритании и в Канаде теперь сажают в тюрьму на 10 лет. Приравнивается к захвату заложников. Но большая часть этого всего поведения так и остается за рамками закона.
Насильники прекрасно знают, что у них развязаны руки и они в любой ситуации останутся безнаказанными.
То есть, за клеветническую, скажем, кампанию общественное мнение их скорее даже наградит. Поскольку жить стало интереснее. Можно поучаствовать в сюжете, на стороне добра…
Суть в том, что они манипулируют понятиями. И этого оказывается достаточно, чтобы оправдать любое, самое чудовищное насилие. Которое происходит за закрытой дверью и имеет видимость окончательного просто-таки благообразия, любви, доверия, близости. Внутреннего роста. Лучших интересов другого.
Это все – охота. Хищничество. Паразитизм. Грабеж. Убийство. Тока что так не выглядит.
Собственно, это самое поведение, а оно – стандартное, такое впечатление, что все нарциссы и психопаты учились в одной школе и на одних и тех же курсах, мы наблюдаем сейчас в куда более широком, фактически в мировом масштабе. Когда черное прямо выдается за белое, с единственной на самом деле целью - целью погрузить людей в шок, добиться полного когнитивного диссонанса и отрубить всякое критическое мышление.
Война в первую очередь идет на внутренней территории, преступления, которые совершаются реально, даже если эти преступления массовые – это просто дополнительные приемы, ради подтверждения. Они в общем-то инициатору безразличны (кроме, конечно, понятного садистского удовольствия), это лишь способ реальность происходящего бреда подтвердить и утвердить.
Вся эта грандиозность: я – бог и делаю с вами все, что захочу, она по сути является примитивной психологической защитой, когнитивным нарушением и родом безумия, помноженного на очевидную умственную отсталость. Impaired reality testing.
Мы вынуждены с этим мириться просто потому, что поделать ничего нельзя.
Ну вот хотя бы в фильме выразили эмоции. Сбросив кое-кого с лестницы. С которой идеей солидарна не то что подавляющая часть, а буквально все до одного от этого злого цирка пострадавшие.
Да и психотерапевты, в качестве свидетелей – и тех, кому приходится потом личность жертвы самыми радикальными способами восстанавливать. Поскольку их пациентов планомерно и преднамеренно лишали всякой агентности, всякой автономии и авторства в отношении собственной жизни.
У помогающих специалистов буквально руки чешутся сделать приблизительно все то же самое, некоторые уже в этом напрямую признаются. Что жаждут крови. (А пока что советуют обратиться к адвокату и сменить замки. Хотя, насильники это тоже знают и заранее готовятся).
В ситуации, когда не столько грехи жертвы, но ее собственная человечность, ее собственные лучшие качества используются и оборачиваются против нее, в душе просыпается безжалостный психопат. Который, даже не сомневайтесь, живет в каждом. И, может быть, только эти «теневые», по Юнгу, качества одни и способны хоть как-то защитить.
Специалисты прямо советуют разбудить в себе зверя. В порядке самозащиты. И, знаете, это будет – моральный акт.
Существуют ситуации, когда уже не до чистоты рук, на войне, например. А это война. Причем, необъявленная.
Люблю почитать отзывы счастливых людей, из какого-то другого времени, которые, имея на сегодняшний момент тот же самый жуткий триллер, который разворачивается прямо у них на глазах, по том же сценарию, только в другом уже масштабе, временно считают все эти сюжеты банальными киношными выдумками и что ничего такого на самом деле нет.
Заканчивается наш этот триллер катарсисом, а именно – сценой похорон. На которых все рыдают, оплакивая безвременно почивший идеал отца, мужа и сына, безупречного гражданина, святого мученика и столп общества.
И священник, как положено, говорит о неизменной Божьей любви, которая всех по итогу принимает в свои объятия. Немая сцена.
Ирония здесь – она вообще-то не по адресу. Вернее, по адресу, если обращена к общему лицемерию и самоуспокоенности, в которых, кстати, ничего религиозного нет. «Бог есть любовь» - это не совсем, так сказать, христианский лозунг, это лозунг хиппи 60-х. В Священном писании, которого у нас теперь никто не читает, есть и другие цитаты. «Мне отмщение и аз воздам», например.
Так что я бы не торопилась с уверенностью в том, на чьей стороне, собственно говоря, Бог. Который здесь упоминается.
Ссылка на фильм - в первом комменте. Поддержать проект - https://dzen.ru/id/66b9d20911b5905708c0149e?donate=true не в России https://boosty.to/okovalsky/donateм