В 1979 году два юноши, мечтавшие о заграничной жизни, под Новокузнецком осуществили заложников. Жизни 43 человек оказались под угрозой. В мероприятии по их спасению принимали участие около 1000 человек. В Комитете госбезопасности не подозревали, что у юных террористов имеется только два патрона.
Авантюра
Владимир Бизунов и Михаил Шаманаев дружили с ранних лет. Учились вместе и не были завсегдатаями шумных компаний, а предпочитали проводить время вместе. После окончания восьмого класса они поступили в разные учебные заведения, но это не стало препятствием для дружбы. Бизунов остался в местном училище, где учился кое-как, Шаманаев поступил в техникум, откуда б вскоре вылетел.
В 1975 году отец и мать Шаманаева оформили развод и Михаил вынужден был жить с отцом и его новой женой. Тогда же у Бизунова умер отец, о нем и его брате стала заботиться мать.
Во время долгих бесед друзья говорили о том, как изменить жизнь к лучшему. Они были уверены, что это возможно только в США. Мечты так увлекли их, что они придумали себе западные имена - Вольдемар и Мишель. Поскольку сразу попасть в Америку не представлялось никакой возможности, друзья решили сначала путем захвата заложников добраться до Японии. На такую мысль их натолкнула статья о том, как грабители банка угнали самолёт и воспользовались им с целью переезда в другую страну. Бизунов пригласил поучаствовать в авантюре старшего брата, но тот категорически отказался. Все его попытки образумить младшего брата оказались тщетными.
К реализации своего, как им казалось, хитроумного плана 16-летний Михаил и 17-летний Владимир приступили весной 1979 года. Штаб-квартиру подростки организовали в подвале одного из домов, но порой встречались и за зданием своей школы.
Первым шагом подростков стало изготовление псевдогранаты Ф-1. Для этого они выкрасили в зелёный цвет банку из-под меда. Таким же путем смастерили подобие противотанковой мины. Чтобы она выглядела реально, ее поместили в портфель с торчащими проводами.
Следующим шагом стала переделка двух охотничьих ружей, украденных Шаманаевым у отца, в обрезы. Также Михаил принес патроны, но подходящими оказались всего два.
Сотрудник Госбезопасности Александр Крылов вспоминал:
Кто бы мог подумать, что два пацана возьмут всего два патрона, а поднимут — тысячи людей?
Захват
14 мая 1979 года юноши подготовили оружие и псевдооружие, еду, оптику и англо-русский разговорник. С этим багажом они в 18.30 погрузились в автобус “Икарус” рейса Междуреченск - Кемерово. Кроме них в автобусе было ещё 44 человека вместе с водителем.
Когда транспортное средство приблизилось к развязке, ведущей к аэровокзалу Спиченково, юные террористы приказали водителю следовать туда.
Когда тот отказался подчиняться захватчикам, Бизунов и Шаманаев направили на шофера оружие и пообещали взорвать автобус. Пассажирам было объявлено, что их берут в заложники.
Одним из ехавших в автобусе был 39-летний Николай Костин, который только что вышел из тюрьмы, где сидел за хулиганство. Матёрый рецидивист с пятью сроками решил пресечь такую наглость. Он стал угрожать террористам. Те недолго думая, выстрелили сначала в воздух, а потом уже в Костина, смертельно ранив его.
Не зная, что больше патронов у захватчиков нет, перепуганный водитель выполнил их требование и повернул к аэропорту.
На территории аэропорта подростки задумались, что делать дальше, и приняли решение требовать два миллиона и рейс в Японию.
В то время, пока юноши размышляли, пассажиры выдавили окно и большей частью сбежали. Некоторые из них сразу обратились в милицию, но милиционеры не восприняли их слова всерьез.
Бегущих людей Шамана и Бизунов не останавливали. В автобусе осталось восемь человек и им этого хватало. Спустя час на место захвата прибыли сотрудники КГБ.
К ним вышел водитель автобуса, которого террористы отправили в качестве переговорщика, предварительно раздев до нижнего белья. Шаманаев и Бизунов опасались, что мужчина может вернуться вооруженным.
Обратно водитель не вернулся, просто побоялся. Подростки же взялись писать требования властям. Письмо передали с одной из пассажирок.
Невольным участником произошедшего оказался участковый старшина Василий Шрамко, которому был всего 21 год.
Я тогда был необученный и бестолковый участковый: никаких курсов не проходил, оружие с собой не носил, из пистолета и то всего раза два стрелял. Пацан с удостоверением — вот, что я из себя тогда представлял.
Он забрал послание, отнес его в штаб и вскоре вернулся на место захвата, требуя освободить заложников. Те отказались. Молодой участковый ещё несколько раз курсировал между террористами и штабом в качестве переговорщика. Подростки - захватчики обыскали милиционера, но не нашли у него документы участкового. Шрамко удалось уговорить террористов отпустить ребенка, мальчика семи лет, который заходился в рыданиях.
Операция
Кгбэшники решили схитрить: сделать вид, что согласны на все условия террористов, а когда те будут на пути к вертолёту или внутри него, захватить их. Вместо членов экипажа в вертолёт планировалось посадить оперативников.
По прибытии Ми-8 на площадку, ее оцепили группы захвата - они прятались за укрытиями: машинами, щитами, табло. Всего в операции участвовали порядка тысячи человек. Шрамко вспоминал:
В какой-то момент ситуация накалилась, подростки начали психовать, торопить и угрожать, говорили, что начнут отстреливать заложников и взорвут автобус. Я пытался им объяснить, что вертолетам положено стоять с пустыми баками, что им нужна дозаправка.
Везти автобус к вертолёту вызвался участковый. Он настолько достоверно себя вел, что подростки позвали его с собой в Японию.
Когда автобус приблизился к вертолёту, тот завели, но захватчики приказали заглушить двигатель. Шрамко выдали оружие и сказали открывать огонь при первых выстрелах. Спрятав его, старшина доложил террористам, что все готово.
Выстроив заложников в колонну так, чтобы они плотным кольцом окружили несущего «взрывчатку» Бизунова, Шаманаев повел их к вертолету.
Во время того, как Шаманаев усаживал пассажиров автобуса в вертолёт, начали стрелять.. В подростка попали восемь руль и он умер. Увидя это, Бизунов, закрывавший люк вертолета, побежал. Шрамко начал стрелять, но оружие заклинило после пули, попавшей в обрез террориста. Неудачно выстрелил и снайпер: пуля попала в портфель с псевдоминой. Бизунов перелез через забор и в суматохе задержали Шрамко. И беглец, и участковый выжили чудом: огонь был шквальный. Заложники в ходе операции не пострадали.
Наказание
Беглеца искали всю ночь, но безуспешно, хотя в поиске приняли участие 140 человек. Нашли словарь и отправились в библиотеку, где он был выдан. Выяснили, что книгу брал отец Шаманаева. Тот опознал в убитом сына и показал на Бизунова. Домой Владимир не пошел, его взяли у квартиры Шаманаева. Бизунов сразу же во всем признался.
В суде ему предъявили пять статей:
“незаконное изготовление и ношение оружия», «приготовление к преступлению», «умышленное убийство», «угон воздушного судна» и «нарушение режима государственный границы».
Ввиду молодости Бизунова приговорили к десяти годам усиленного режима. Там он дважды пытался бежать и по нему стреляли. Ему опять, как во время захвата, повезло, и он остался жив. После отсидки террорист жил в родном городе. Старшина Василий Шрамко был награжден орденом Красной звезды.
Уважаемые читатели! Если вам понравилась публикация, не забудьте, пожалуйста, поставить лайк и подписаться на канал. Это лучшая награда за труд!
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм t.me/olga_borisova7474