Найти в Дзене
Известия

Коньки отброшены: Россия и Белоруссия пропустят главные хоккейные турниры года

Международная федерация хоккея (IIHF) продлила отстранение сборных команд Белоруссии и России, объяснив это «соображениями безопасности». Что стоит за этим решением и какова его истинная природа — изучили «Известия». Сборная России по хоккею точно пропускает все главные турниры 2026 года. Все надежды на то, что Международная федерация хоккея, пусть и в последний момент, но примет положительное решение — если не по Олимпийским играм в Милане, то хотя бы по чемпионату мира в Швейцарии, — были разбиты директивой IIHF, гласящей, что России и Белоруссии не будет на этих турнирах «по соображениям безопасности». В реальности причины отстранения просты и являются частью «отмены» России еще до начала специальной военной операции (нейтральный статус по сфабрикованным и недоказанным обвинениям появился задолго до 2022 года), а после начала СВО военная и идеологическая поддержка европейскими и американскими политическими элитами украинского режима подразумевала войну на всех фронтах, включая спорт
Оглавление
   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Бланк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Бланк

Международная федерация хоккея (IIHF) продлила отстранение сборных команд Белоруссии и России, объяснив это «соображениями безопасности». Что стоит за этим решением и какова его истинная природа — изучили «Известия».

Еще один год

Сборная России по хоккею точно пропускает все главные турниры 2026 года. Все надежды на то, что Международная федерация хоккея, пусть и в последний момент, но примет положительное решение — если не по Олимпийским играм в Милане, то хотя бы по чемпионату мира в Швейцарии, — были разбиты директивой IIHF, гласящей, что России и Белоруссии не будет на этих турнирах «по соображениям безопасности».

   Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

В реальности причины отстранения просты и являются частью «отмены» России еще до начала специальной военной операции (нейтральный статус по сфабрикованным и недоказанным обвинениям появился задолго до 2022 года), а после начала СВО военная и идеологическая поддержка европейскими и американскими политическими элитами украинского режима подразумевала войну на всех фронтах, включая спортивный. Но полный текст заявления совета IIHF выглядит сегодня так:

«По итогам последнего заседания и на основании подробной оценки рисков совет IIHF считает, что пока небезопасно восстанавливать участие национальных и клубных команд России и Беларуси в соревнованиях сезона-2026/2027, поскольку текущие условия безопасности не позволяют обеспечить необходимые требования для организации турниров, гарантирующих безопасность всех участников».

Как бы нелепо ни выглядела такая формулировка, но смысл она все-таки несет.

Кто в опасности

Проблема, как ни странно, есть. Хоккеистов возят на автобусах с сопровождением, и тут никаких вопросов нет по определению. А вот болельщики — дело другое. Нет уверенности, кто будет в большей безопасности при столкновении фанатов сборной России с кем угодно в Италии или Швейцарии, но местным властям это точно ни к чему. С учетом международной обстановки столкновения фанатов на хоккее точно не добавят рейтингов, а международный скандал обеспечен. Но при чем здесь безопасность всех участников?

   Фото: РИА Новости/Алексей Даничев
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

Оценка рисков

Риски действительно есть. Турниры пройдут в государствах — членах НАТО, позиция которых по российско-украинскому конфликту не претерпела вообще никаких изменений. Нетрудно представить, как сборная России выигрывает чемпионат мира. Также просто вообразить реакцию публики и соответствующий медиаэффект от звучащего национального гимна в честь спортивной победы нашей страны.

Разумеется, таким образом оправдывать исключение из турниров IIHF одной из сильнейших сборных мира, а вместе с ней и команды Белоруссии — абсурд и беззаконие. Но другого хоть сколько-нибудь приличного повода для такого решения найти не удалось — ни правила проведения чемпионатов мира, ни Олимпийская хартия таких наказаний не предусматривает. А вот подчиняться мировой повестке глобалистов пришлось вопреки букве закона.

   Фото: РИА Новости/Александр Кряжев
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Но и это еще не всё. Международная федерация хоккея, продолжая упорствовать в незаконных и дискриминационных решениях, сама несет не только репутационные и имиджевые риски, но, что более важно, риски финансовые. Но для этого нужно четко понимать, из чего складываются доходы IIHF.

Откуда деньги

Международная федерация хоккея — одна из самых консервативных на сегодня с точки зрения запретов на участие России и Белоруссии в своих главных турнирах. Но она же одна из самых несамостоятельных в своих решениях — просто потому, что они продиктованы спонсорами и международной повесткой, а не уставом организации.

Важнейшим фактором для понимания ситуации служит информация об источниках финансирования IIHF. Их три: доходы от проведения Олимпийского хоккейного турнира (пополам с МОК) и доходы от продажи телевизионных и маркетинговых прав на трансляции чемпионатов мира, а также доходы от рекламы. Разумеется, «торгует» всем этим IIHF не сама (не имеет права), а через компанию Infront Sports and Media (ISM), имеющую многолетние контракты не только с хоккеем, но и с ФИФА и еще 200 международными соревнованиями и турнирами.

   Фото: Global Look Press/Mairo Cinquetti/ZUMAPRESS.com
Фото: Global Look Press/Mairo Cinquetti/ZUMAPRESS.com

Офис компании ISM находится, естественно, в Швейцарии, а руководителем компании является Филипп Блаттер, племянник Йозефа Блаттера, многолетнего президента ФИФА и УЕФА, которого западные журналисты окрестили «Доном Корлеоне современного футбола» за многочисленные обвинения в коррупции и лоббизме. Добавим, что речь не только о телевизионных правах, но и о маркетинговых и беттинговых. ISM неоднократно обвиняли в коррупции, но, как и в случаях с МОК, никогда не получали конкретного результата.

Третьим источником доходов всегда были спонсоры, среди которых выделим многолетний (уже 32 года) контракт с чешско-немецкой Skoda.

Из вышесказанного прямо следует: доходы IIHF напрямую зависят от доходов МОК и популярности хоккея в мире. И то и другое не в последнюю очередь зависит от России и Белоруссии, точнее от их участия в турнирах. И это не только вопрос спортивной конкуренции — болельщики этих двух стран традиционно одни из самых многочисленных посетителей чемпионатов мира, а значит, исключение двух государств сильнейшим образом прямо ударило по доходам организаторов турниров.

   Фото: РИА Новости/Алексей Даничев
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

И наконец, сегодня в Европе не так много стран, которые в принципе готовы финансировать и организовывать чемпионаты мира. В том году скромный датский город Хернинг и очень дорогой Стокгольм были выбраны от безысходности, поскольку Финляндия (два года подряд), Чехия и Швейцария были совсем недавно, а чемпионат мира в Латвии запомнился отсутствием второй современной арены и играми в собранном наспех ангаре на 5 тыс. зрителей. Ну а Россию и Белоруссию с их прекрасными современными дворцами исключили, так что и с этой точки зрения IIHF критично потеряла в доходах. Но решения эти принимают не в Лозанне, а в Брюсселе и условном Вашингтоне.

Пушки вместо льда

Все эти причины объясняют, почему Люк Тардиф, президент IIHF, уроженец Канады, а значит, всё понимающий про хоккей, не может просто отменить нелепые конъюнктурные ограничения: не он их устанавливал, и не ему их отменять. А значит, IIHF будет страдать, но не поменяет решение, из последних сил не пуская нашу страну и соседей-белорусов на Олимпиады и чемпионаты мира IIHF, пусть это и приносит огромные убытки и убивает интригу турнира.

   Фото: Global Look Press/Joel Marklund/Keystone Press Agency
Фото: Global Look Press/Joel Marklund/Keystone Press Agency

«Все будут счастливы, когда Россия и Беларусь вернутся в семью. Это будет означать, что многое уладилось. У меня нет власти останавливать вооруженные конфликты. Ни у кого нет, но я должен защитить наши соревнования. Когда придет время, мы вернем их. Мы всё еще поддерживаем контакт. В текущей ситуации невозможно организовать чемпионат мира с участием России. Это произойдет, когда конфликт будет завершен, а многие вещи решены», — прокомментировал глава IIHF.

Эти слова Тардифа объясняют всё. «Мы хотим, но не можем принять это решение: у нас нет на это власти». А значит, Россия вернется побеждать на лед тогда, когда победит на поле боя.