Найти в Дзене
Я КЛАДОИСКАТЕЛЬ

200 лет никто не удосуживался заглянуть в старый ящик, хранящийся в архиве библиотеки, пока это не сделала уборщица

Летом 2011 года в Государственной библиотеке Пассау, в Германии, на четвёртом этаже, среди архивных помещений и кладовых, Таня Хёльс выполняла свою повседневную работу по уборке помещений. В этих комнатах со стеллажами, коробками и ящиками, которые годами никто не трогал, она бывала десятки раз. Она давно обратила внимание на один из таких ящиков с резными поверхностями. Ничего необычного с виду – просто старый деревянный ящик, вероятно набитый какими-то бумагами. В тот день работы было не много и женщина просто из любопытства решила в него заглянуть. Ящик напоминала увеличенную шкатулку для украшений с множеством маленьких выдвижных ящичков. Женщина открыла один и увидела монеты. Открыла второй, третий. Монеты были разными: крупными и мелкими, тёмными и светлыми, тяжёлыми и почти невесомыми. Серебро, бронза, медь. Их оказалось так много, что стало ясно, что перед ней, вероятно, коллекция. Всего позже насчитают 172 монеты, датируемые периодом от римской античности до наполеоновской эпо

Летом 2011 года в Государственной библиотеке Пассау, в Германии, на четвёртом этаже, среди архивных помещений и кладовых, Таня Хёльс выполняла свою повседневную работу по уборке помещений. В этих комнатах со стеллажами, коробками и ящиками, которые годами никто не трогал, она бывала десятки раз. Она давно обратила внимание на один из таких ящиков с резными поверхностями. Ничего необычного с виду – просто старый деревянный ящик, вероятно набитый какими-то бумагами. В тот день работы было не много и женщина просто из любопытства решила в него заглянуть.

Ящик напоминала увеличенную шкатулку для украшений с множеством маленьких выдвижных ящичков. Женщина открыла один и увидела монеты. Открыла второй, третий. Монеты были разными: крупными и мелкими, тёмными и светлыми, тяжёлыми и почти невесомыми. Серебро, бронза, медь. Их оказалось так много, что стало ясно, что перед ней, вероятно, коллекция. Всего позже насчитают 172 монеты, датируемые периодом от римской античности до наполеоновской эпохи.

Работа в библиотеке дала о себе знать и первой мыслью Тани было не удивление, а профессиональное чувство, что об этом должен знать директор. Она сообщила о находке Маркусу Веннерхольду, директору библиотеки. Вот его-то реакция, как раз, была эмоциональной. Он был поражён тем, что даже те сотрудники, которые десятилетиями работали здесь, не подозревали о существовании этой коллекции.

Почти сразу возник главный вопрос, как так вышло, что коллекция монет, последней из которых около 200 лет так долго оставаться незамеченной. После изучения архивов возникла одна, наиболее вероятная версия. Скорее всего монеты попали в библиотеку после секуляризации 1803 года. В это время немецкие земли переживали радикальные преобразования. Победоносные армии Наполеона и новые правительства, вдохновлённые революционными идеями, начали систематически изымать имущество религиозных учреждений. В течение веков императоры Священной Римской империи щедро наделяли монастыри и епископства землями, титулами и сокровищами. Теперь эта система рушилась.

-2

Библиотека Пассау к тому моменту уже имела сложную судьбу. Основанная в 1612 году как библиотека иезуитского колледжа, она в 1773 году перешла под управление епископства. А в 1803 году, в ходе секуляризации, стала государственной. Тогда же её фонды резко выросли: францисканские, капуцинские, августинские, бенедиктинские, премонстратенские и цистерцианские монастыри Пассау и окрестностей были вынуждены передать свои библиотеки новому государственному учреждению. Вместе с книгами перемещались и другие ценности.

-3

По архивным документам, самые дорогие предметы должны были отправиться в Мюнхен. Но, как предполагают исследователи, кто-то в Пассау решил поступить иначе. Вероятно, коллекцию поместили в библиотеку в расчёте, на то, что государственная рука не станет искать слишком тщательно. Как бы то ни было, деревянный ящик остался в архиве и за ним, по словам Веннерхольда, просто формально «присматривали», без описания, учёта и осознания его истинной ценности.

Когда специалисты начали изучать находку, выяснилось, что её значение выходит далеко за рамки красивой истории. Некоторые монеты оказались настолько редкими, что их аналоги не упоминались ни в одном известном каталоге. Другие, в худшем состоянии, ранее продавались за значительные суммы. По предварительным оценкам, стоимость коллекции может исчисляться сотнями тысяч евро.

-4

Ну и как не рассказать о хэппи энде для Тани Хёльс. Её повысили и перевели на работу в кураторский отдел, а руководство даже выплатило небольшое денежное вознаграждение.

Больше интересного у меня в телеграмме и максе.

Я КЛАДОИСКАТЕЛЬ
Я кладоискатель