Найти в Дзене
Толкачев. Истории

Роль Хлопуши в "Пугачеве" с реальной плахой на сцене и одна из лучших песен Высоцкого

"Наконец-то я здесь, здесь! Рать врагов цепью волн распалась, Не удалось им на осиновый шест Водрузить головы моей парус". Сергей Есенин "Пугачев" 17 ноября 1967 года. В театре на Таганке – долгожданная премьера спектакля «Пугачёв» в постановке Юрия Любимова по одноимённой пьесе Сергея Есенина. Долгая трудная подготовка. Мучительные репетиции. Больше года, с октября 1966 года. Владимир Высоцкий исполнил роль каторжника Хлопуши. В интервью он потом расскажет: "Вот, например, «Пугачёв» как сделан? Там есть такая метафора — это помост деревянный, грубо струганный, который спускается к плахе. Плаха стоит — настоящая плаха, мы её у мясников брали, — два топора… У нас топор вбивается в помост — и в это выхватывается человек, падает и катится к плахе, вниз… Эта плаха с топорами — иногда её накрывают золотой парчой, выходит Императрица, садится на эту плаху, которая стала троном, а топоры — подлокотники трона". Хлопуша – беглый каторжник, который примкнул к войску Емельяна Пугачёва. Высоцкий

"Наконец-то я здесь, здесь!

Рать врагов цепью волн распалась,

Не удалось им на осиновый шест

Водрузить головы моей парус".

Сергей Есенин "Пугачев"

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

17 ноября 1967 года. В театре на Таганке – долгожданная премьера спектакля «Пугачёв» в постановке Юрия Любимова по одноимённой пьесе Сергея Есенина. Долгая трудная подготовка. Мучительные репетиции. Больше года, с октября 1966 года.

Владимир Высоцкий исполнил роль каторжника Хлопуши.

В интервью он потом расскажет:

"Вот, например, «Пугачёв» как сделан? Там есть такая метафора — это помост деревянный, грубо струганный, который спускается к плахе. Плаха стоит — настоящая плаха, мы её у мясников брали, — два топора… У нас топор вбивается в помост — и в это выхватывается человек, падает и катится к плахе, вниз… Эта плаха с топорами — иногда её накрывают золотой парчой, выходит Императрица, садится на эту плаху, которая стала троном, а топоры — подлокотники трона".

Хлопуша – беглый каторжник, который примкнул к войску Емельяна Пугачёва. Высоцкий так проникся этой ролью, что слова от себя отрывал "вместе с мясом":

"Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека".
(Из монолога Хлопуши)

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Репетиции и спектакли на Высоцкого оказали сильное влияние в моральном плане, он так глубоко проникся ролью, что много переживал, и был сильно истощен.

В довершение он переживал глубокий жизненный кризис, окончившийся запоем с госпитализацией 26 января — на следующий день после дня рождения. На это указывают воспоминания Новикова В. И. На переломе судьбы // Высоцкий. — Молодая гвардия, 2002. — (ЖЗЛ).

Но именно в этот период, именно зимой 66/67 он создаст одно из величайших своих произведений.

В сон мне — жёлтые огни,
И хриплю во сне я:
«Повремени, повремени —
Утро мудренее!»
Но и утром всё не так —
Нет того веселья:
Или куришь натощак,
Или пьёшь с похмелья...
"В сон мне, желтые огни"
Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Высоцкий много включил в песню личного смысла. Будет ставить песню во все концерты и записи. Сильные сценические образы из "Пугачева" нашли отражение в песне.

...Я тогда — по полю вдоль реки:
Света — тьма, нет Бога!
А в чистом поле — васильки,
И — дальняя дорога.
Вдоль дороги — лес густой
С бабами-ягами,
А в конце дороги той —
Плаха с топорами.
"В сон мне, желтые огни"

Как бывает, плаха мясника, которую затащили на сцену, даже не смогли отмыть от крови, сыграла такую роль в творчестве и вдохновила на песню.