Найти в Дзене
Погранец на стройке

"Тяжело было терять ребят, с которыми ты круглые сутки вместе нес службу": прапорщик о службе в ММГ ПВ КГБ СССР Мазари-Шариф в ДРА

Из воспоминаний Евгения Суркова: После школы пошел в автотранспортный техникум, научился разбираться в технике, стал механиком по эксплуатации автомобильного транспорта. Призвали на срочную службу в пограничные войска. Служил на погранзаставе в Армении, водителем ЗИЛа, на базе которого находился мощный прожектор. Застава находилась недалеко от города Октемберян в Араратской долине, на границе с Турцией. Вокруг – горы, недалеко речка Аракс. Служба на заставе была особенной. Коллектив был небольшой, вместе с офицерами человек 30. Повара старались сдобрить перловую кашу специями, а жены командиров пекли для солдат тортики, за что мы были безмерно благодарны. Наблюдали за границей с вышек. Помимо этого каждый день отправлялись осматривать контрольно-следовую полосу, а это 15 км в одну сторону и столько же в другую. Я заступал в прожекторный наряд. В его задачи входило освещение упреждаемых участков границы. В таком ритме прошло больше года, а потом я попал в военный госпиталь в Тбилиси

Из воспоминаний Евгения Суркова:

После школы пошел в автотранспортный техникум, научился разбираться в технике, стал механиком по эксплуатации автомобильного транспорта. Призвали на срочную службу в пограничные войска. Служил на погранзаставе в Армении, водителем ЗИЛа, на базе которого находился мощный прожектор. Застава находилась недалеко от города Октемберян в Араратской долине, на границе с Турцией. Вокруг – горы, недалеко речка Аракс. Служба на заставе была особенной. Коллектив был небольшой, вместе с офицерами человек 30. Повара старались сдобрить перловую кашу специями, а жены командиров пекли для солдат тортики, за что мы были безмерно благодарны. Наблюдали за границей с вышек. Помимо этого каждый день отправлялись осматривать контрольно-следовую полосу, а это 15 км в одну сторону и столько же в другую. Я заступал в прожекторный наряд. В его задачи входило освещение упреждаемых участков границы. В таком ритме прошло больше года, а потом я попал в военный госпиталь в Тбилиси. После госпиталя отправили в пограничный отряд. Здесь предложили стать кадровым военнослужащим. Я согласился, отучился и стал прапорщиком. Определили в ремонтный взвод. По первому звонку я должен был выехать в одну из 16 застав, туда, где поломалась техника. Если внезапных командировок не было, рабочий день заканчивался в 18 часов, и я спешил домой, где ждали жена и дочь.

Прапорщик ПВ КГБ СССР Е. Сурков с офицером-сослуживцем
Прапорщик ПВ КГБ СССР Е. Сурков с офицером-сослуживцем
Когда пришло время отправляться в командировку в Афганистан, мне было трудно расставаться с семьей, но приказ есть приказ. Месяц на сборы, самолет до Ашхабада и в пограничный отряд, дислоцированный в Термезе. А там распределили уже в мотоманевренную группу, выдали новую форму, табельное оружие и служебный заграничный паспорт и отправили к месту несения службы. Вертолет "Ми-8" сначала высадил нас в Мазари-Шарифе, а потом добрались до Мармоля. Подъехали к горам, а там узкий проход между скалами и небольшая горная речка. Наши пограничные заставы контролировали дороги, по которым шли басмачи. На одной из них мне и довелось служить. Живописное место, надо сказать. Кругом гранаты растут, в горной речке крабы водятся. Встречали ящериц, скорпионов, тарантулов. Поначалу мотоманевренная группа располагалась в палатках. Постепенно построили блиндажи, соорудили забор, баню. Строительным материалом служили камни, а скрепляющим раствором – местная глина. Из Советского Союза доставили бревна, они были нужны для крыши. Из присланных металлических пластин сложили вертолетную площадку. Продукты привозили колоннами. Нам повезло, что рядом течет речка и мы не испытывали нужды в воде.
Советские саперы-пограничники проверяют дорогу по пути следования колонны в Афганистане
Советские саперы-пограничники проверяют дорогу по пути следования колонны в Афганистане
Постоянно уходил в составе группы на боевые задания. С собой старались брать больше воды и боеприпасов. Уходили в ночь. К рассвету добирались до нужной точки, распределяли солдат и следили за дорогой. Лишних движений совершать было нельзя, а уж о том, чтобы погреть кашу из консервной банки, речь вообще не шла. Спали по очереди. С наступлением ночи можно выдохнуть. На задании группа находилась трое суток. Нередко приходилось вступать в бой с басмачами. Однажды ушли далеко от места дислокации и залегли в засаде. На узкой тропе появился караван. Бандиты вели навьюченных ослов. Когда мы открыли огонь, они бросились бежать. Неожиданно на нас обрушился шквал пулеметного огня. Басмачи расположились наверху склона, оттуда им было удобно вести огонь. К утру удалось вызвать подкрепление. Боевые вертолеты сравняли с землей огневую точку противника, забрали раненых. Мой товарищ получил ранение в голову, его вовремя доставили в госпиталь, прооперировали, он остался жив. Но, тяжело было терять ребят, с которыми ты круглые сутки вместе нес службу. Я сам чудом уцелел после того, как боевая машина наехала на итальянскую мину. Экипаж разлетелся в разные стороны, а я получил контузию, но остался цел.
Прапорщик ПВ КГБ СССР Е. Сурков
Прапорщик ПВ КГБ СССР Е. Сурков

В 1986 году пришла долгожданная замена. С какой радостью я поспешил домой! За два с лишним года был в отпуске один раз. Приезжал на 45 суток. А теперь, после окончания командировки, возвращался уже насовсем. Больше в Афганистан меня не посылали.

Подписка Telegram - отличный выбор! https://t.me/pogranstroy

Источник информации: pobeda-aksay.ru

В оформлении использованы фотографии с сайта: pobeda-aksay.ru, ok.ru

Уважаемые читатели! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь своими воспоминаниями!