Отзыв на книгу Риты Джоджуа "Память и судьба"
Это третья часть (теперь уже думаю, что отнюдь не финальная, но все зависит от авторского энтузиазма) цикла «Побег из забвения», где современный мир обнаружил у себя под носом нечеловеческих долгожителей. Эльфы, веками жившие в тиши и благоденствии своей страны, оказались в ловушке тщеславия человека, который нашел управу на тех, кто старше, мудрее и сильнее. В первой части читатель пережил драматичные события, организованные «Красной линией», где больному человеку пересаживали здоровый орган эльфов; во второй части медицина пошла еще более вперед и мы становимся очевидцами невероятного: человеческое сознание живет в эльфийском теле! Как вам это, опустив все морально-этические дилеммы? Ощутить на склоне своих лет (или находясь в затяжной болезни) вновь отдачу молодого тела без одышки, слабости, тремора рук, морщин? Третья часть должна была, по моему мнению, стать решающей на этом поле боя: всегда найдутся те, кто готов будет спонсировать самые немыслимые эксперименты, но и мир не стоит на месте: взрослеют эльфийские дети, выношенные человеческими женщинами. Может, как раз они и станут тем самым мостом меж двух рас? А фоном взрастает недовольство эльфов и терпению положен конец. Неужели у порога еще один апокалипсис бесчеловечности?
История разделена на несколько частей и они различны по своей смысловой нагрузке. «Падение Вальмиры» - качественный приквел к циклу, который сам по себе уже может читаться отдельно, а если дополнить его чуть большим фоном, большим количеством персонажей (а там есть где развернуться), диалогами (чтобы проследить, насколько сильно меняется атмосфера от появления возможной проблемы до неконтролируемого хаоса), что придаст страничного веса этой части, то было бы логично исключить всяческие вкрапления нынешних событий, а оставить Вальмиру властвовать единолично на тот срок, что был ей предопределен. И да, я считаю эту часть лучшей за всю трилогию (которая пока что трилогия) по накалу страстей, по драматичным моментам, которым невозможно не сопереживать, по количеству, в конце концов, смертей, коих перевалило за страшно-подумать-какие цифры.
(*спойлерочки: о, я сначала хотела постучать сковородкой по голове эльфийки-танцовщицы, что не слушала взрослых и решила проявить самостоятельность, но исход оказался настолько чудовищным, что все сковородки забылись разом**и сразу было понятно, чем завершится путешествие Ильмина в Европу во второй раз, так не лучше ли было послушаться тестя и всех провидиц, принеся в жертву тех, кто по собственной воле не желал вернуться?*(я наслаждалась эпичностью всей части, разве что в «Шелесте и крике», когда люди объявились на пороге эльфийской обители, события что-то слишком быстро сменили друг друга: вот осада началась, рев битвы заглушает все живое… а тут р-раз! Прошло полгода. Как прошло? Уже прошло? Когда успело?)
Но в любом случае нареканий к этой части, кроме как сжатия, когда хотелось больше подробностей – нет нисколько.
— Столько роскоши и красоты я вижу впервые. И эта спокойная атмосфера меня вдохновляет больше, чем шумные праздники.
— Это лишь отражение истинной красоты Вальмиры, господин Киллиан, — ответил Эльфрион сдержанно.
— Однако, многие эльфы предпочитают жить здесь, а не в вашей таинственной Вальмире. — подчеркнул Киллиан, — несмотря на всю прелесть вашего королевства.
В его словах прозвучал скрытый вызов.
— Молодые души жаждут странствий и новых впечатлений, — парировал Эльфрион, его голос оставался спокойным, но в нем появилась сталь. — Вальмира же – пристанище для тех, кто ищет вековой мудрости, спокойствия и стабильности.
— В мире нет ничего стабильного, господин Эльфрион, — отчеканил Киллиан. Его серые глаза прищурились. — Особенно сейчас.
— У людей, возможно, да, — Эльфрион выпрямился, его взгляд стал проницательным и холодным. — Но в Вальмире покой царит уже многие века. Не стоит обобщать.
— Конечно же там спокойно, — усмехнулся Киллиан, и в его усмешке прозвучала язвительность. — Ведь вы не пускаете туда людей.
Две следующие части – «Остров падших и воскрешенных» и «Дом эльфов в новом мире» показались мне различными, чтобы их соединять воедино вместе. За очень короткий период в «Острове» произошли слишком сильные перемены, тогда как, наверное (при условии, что верхушка желала оставить произошедшее как можно дольше под контролем), изменения должны были быть постепенными – от качества еды до сервиса.(*а гангстерские разборки – я прочитала три раза! – и никак не собрала в единую мысль, кто был инициатором. Охотились на Антонио (тогда если это был незаконный вид бизнеса, наверное, он должен был подобную развязку предусмотреть, или его поведение должно было показать нам, что он чего-то опасается, осторожно выбирает круг общения, старается уклониться от расспросов о прошлом)? Избавлялись ли от всех новых членов общества, потому как они больше никому не нужны? Но так если не нужны – отпустите с миром. Их необязательно самостоятельно переправлять на материк, пусть создают новое общество именно здесь, в новом составе. Эта часть для меня показалась самой нераскрытой, но с претензией на что-то, что осталось за кадром для читателя-обывателя*)
— Ты привык к своему телу? —спросила Долли.
— Ну, за полгода — почти, — ответил Антонио.
— То есть ты хочешь сказать, что тебе больше не снятся чужие воспоминания и в памяти не всплывают фрагменты чужой жизни?
— Тебе лучше не заговаривать об этом здесь, Долли.
— Почему?
— Скажу так: если ты не можешь овладеть эльфийским телом в полной мере, это сможет сделать кто-нибудь другой. За такие же деньги. Так что не заговаривай больше об этом.
— Я поняла. Я просто к тому, что сижу тут, наслаждаюсь теплом, красивой одеждой, вкусной едой и спокойствием… Неужели мне нужно было пережить болезнь, кучу операций и пересадку в чужое тело, чтобы осознать, что мне действительно было необходимо? Неужели я не могла так жить раньше?
— Справедливо. Но наши жизни раньше были полны испытаний, мы пытались выжить и хоть чего-то достичь.
А в «Доме эльфов в новом мире», финальной части этой истории, время бежит и вовсе молниеносно: только что мы находились рука об руку с дочерью Урсулы и Гедеона, знакомых нам по предыдущим книгам, как…в следующей главе проходит десять лет. Когда? Как это произошло? Но во всяком случае дочь-полукровка находит свое место в мире, а подросшему сыну еще только предстоит это сделать.(*мальчишке всего около…хм… двенадцати? Но он уже настроен на медицинскую сферу, а мать с беспокойством обдумывает факт, что ему – с двенадцати (да хоть тринадцати!) лет надо готовиться….поступить в медицинский университет? Все-таки, может речь о подготовке или учебе по подготовительным программам (сертификат которых обязателен для поступления в медицинский колледж/университет)? Если же Говард намного ближе к поступлению в высшие учебные заведения, то точно ли десять лет прошло или больше?*)
Задача же Урсулы, как и любой матери – помочь сделать правильным выбор, направляя и помогая.(*но кааак, кааак она может это сделать, если сама каждый раз делает странные поспешные выводы. Она потеряла всю свою семью, кроме Говарда, но оставляет несовершеннолетнего ребенка на попечении незнакомой женщины, обещающей то, на что никак нельзя согласиться! Неужели она думала, что /если б местоположение эльфов не изменилось/ свиданием с дочерью это путешествие бы и закончилось и все бы разошлись по своим делам? Как можно не видеть очевидного, не замечать взаимосвязей, ведь она должна быть умной женщиной, журналистом, хоть и в прошлом, кто должен просчитывать ходы на перед, но этого раз за разом не случается*)
В общем, как вы можете понять, эмоций – тьма, а это дорогого стоит. Мне весьма пришлась по душе первая приквельная часть, а к остальным же много вопросов в плане подачи материала, логики и содержательной наполненности. Финал прямо-таки настаивает на продолжении, хотя я бы хотела видеть на этом завершенную историю без всякого колеса сансары, где все это уже описывалось в равной степени в предыдущей части. Но это очень киношный вариант и любители – особенно ужастиков, в числе фанатов где нахожусь и я! –оценят этот выверт.
(*и да, очень уж хотелось побольше описания лондонских событий, где еще вчера люди ходили на представления в театр посмотреть эльфов или послушать лиричных песен от мастеров словесности, а сегодня они персоны нон-грата, которых задерживают за «нарушение порядка». Да, черт возьми, это же как истребление евреев в эпоху Второй мировой войны (а точнее, задолго до)! Но ведь и там все случилось не сразу, а очень постепенно – у евреев отбирали свободы по кусочку, чтобы подвергнуть их существенной дискриминации. Но тут? Вчера – ать, сегодня – хвать? Невероятно.*)
(*и все-так: казнь или самоубийство? Во второй части Гилберт рассказывает Ребекке часть прошлого, там танцовщицу казнят. В третьей части читателю преподносят, что она повесилась сама после всех выдавшихся невзгод*)
(*находясь во Франции, куда Ильмин и Эилиндис уехали, чтоб спасти воспитанницу Ильмина, эльфийка слышит на волне радио речь британского премьер-министра Шоу. Но почему на радиостанции о таких важных вещах вещает британец, а не президент Франции? Даже если объявляет войну эльфам (во главе с Гилбертом) Великобритания, то какое отношение имеет к этому Франция? Если же они приехали и правда в разгар войны, а Британия там на правах союзника Франции и России, то Франции уж точно не надо размениваться на войну с эльфами, ведь у них всех и так Первая мировая! В общем-то, это касается и Великобритании тоже. Но если же это какая-то иная, альтернативная история в другой вселенной, то, скорее, именование стран следовало бы изменить, чтобы не думать об исторических фактах*)
Фона и описаний! Жаждут наши сердца! Но если для вас важна больше событийность и динамика, если вы не задумываетесь о логических связках и подводках, если вы ищете драму, завернутую с ворох эмоций и у вас есть лишь ограниченный кусочек времени из-за собственной занятости – это может быть идеальным вариантом, так как весь цикл небольшой.
Добро пожаловать в безжалостный (человеческий) мир!
Читать книгу на Литрес!