Найти в Дзене
Историк-технарь

Зачем русские пошли к Тихому океану и причём тут "мягкая рухлядь"

Касаясь на канале темы освоения Сибири, нельзя, как говорится, сказать «А», не сказав потом «Б». Предыдущая статья была про правдивую сторону походов Ермака, сегодня же пришло время рассказать, а что было дальше и, самое главное, зачем и почему русские так быстро стали двигаться в сторону Тихого океана. И, как оказывается, здесь тоже очень много интересных и подзабытых сюжетов. Русские после Ермака пошли на восток очень быстрыми темпами, неудержимо, год за годом. Уже в августе 1639 г. отряд томского казака Ивана Москвитина вышел на побережье Тихого океана - впервые в русской истории. На двух легких судах Москвитин и его люди опять-таки первыми среди рус­ских совершили плавание по Тихому океану, открыв несколько островов - в том числе Шантарский архипелаг и Сахалин. А в 1648 г. Семен Дежнев проплыл тем проливом, который впоследствии стали называть Берин­говым. Меньше 100 лет чтобы пройти всю азиатскую часть современной России! Самое время задать вопрос, вынесенный в заглавие - что же г
Оглавление

Касаясь на канале темы освоения Сибири, нельзя, как говорится, сказать «А», не сказав потом «Б». Предыдущая статья была про правдивую сторону походов Ермака, сегодня же пришло время рассказать, а что было дальше и, самое главное, зачем и почему русские так быстро стали двигаться в сторону Тихого океана. И, как оказывается, здесь тоже очень много интересных и подзабытых сюжетов.

Ценность «мягкой рухляди»

Русские после Ермака пошли на восток очень быстрыми темпами, неудержимо, год за годом. Уже в августе 1639 г. отряд томского казака Ивана Москвитина вышел на побережье Тихого океана - впервые в русской истории. На двух легких судах Москвитин и его люди опять-таки первыми среди рус­ских совершили плавание по Тихому океану, открыв несколько островов - в том числе Шантарский архипелаг и Сахалин. А в 1648 г. Семен Дежнев проплыл тем проливом, который впоследствии стали называть Берин­говым. Меньше 100 лет чтобы пройти всю азиатскую часть современной России!

Взымание ясака. Современный рисунок, из открытых источников
Взымание ясака. Современный рисунок, из открытых источников

Самое время задать вопрос, вынесенный в заглавие - что же гнало людей в тяжелейшие странствия в неведанные земли, где вероятность погибнуть в совершеннейшей безвестности достигала 100%? Отбросив все романтические версии про тягу к покорению неизведанного, страсть к путешествиям и прочее-прочее, можно сказать одно слово – ясак.

Ясак - это дань пушниной, которой облагали местные племена. Особенно ценились соболя в данном случае. Меха тогда были интернациональной валютой, ими торговали за рубеж и ценились они наравне с золотом.

Посчитайте сами: в самой Сибири соболя можно было приобрести по бросовым ценам. Например, по алтыну за шкуру. Алтын - это три копейки серебром. Пуд муки стоил 15 копеек, железный топор - 30 копеек. А вот в России соболь уже стоил от двадцати до двухсот рублей за шкурку - в зависимости от качества. Например, московский подьячий (чиновник средней руки) получал жалованья двенадцать рублей в год. Разницы в сотни раз! То есть, было привезти из-за Урала десяток соболей, чтобы обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь. Хорошая такая мотивация для любого времени, не так ли?

Кстати, у А. Бушкова в его книге «Русская Америка» находим: «Именно вырученные за пушнину деньги помогли Российско­му государству подняться после опустошительного Смутного времени. Да и впоследствии крепили державу. Приведу один- единственный пример: в 1660 г. доходы Российского царства- государства составили 1 млн 311 тыс. руб. Из них 600 тыс. руб., едва ли не половина - доходы от сибирской пушнины.

Обычна белка (а точнее, ее шкура) в Западной Европе ценилась гораздо выше и была еще одним экспортным товаром, приносившим Москве нешуточный доход. Во Фран­ции, как и в других королевствах, писал знаток проблемы Оноре де Бальзак, королевские указы предписывали ношение мехов, в том числе белки, исключительно благородному сословию - дво­рянам и духовенству. И уж сословие это, будьте уверены, свои привилегии использовало на все сто - не из-за холодов, из прин­ципа. Указы эти особо подчеркивают: «редкий» беличий мех име­ют право носить только благородные, благородные, благородные дамы и господа! В других королевствах происходило при­мерно то же самое. Узрев жен «простого» горожанина в неподо­бающих ей роскошных беличьих мехах, и отбирали таковые мгновенно, и немалый штраф с мужа драли...

Сбор ясака казаками. Из открытых источников
Сбор ясака казаками. Из открытых источников

Так что в Сибирь русских - и прочие населяющие Московию народы - гнало это волшебное слово: ясак, «мягкая рухлядь», как тогда называли меха.»

Немного о нечистых на руку чиновниках и бандитских разборках XVII века.

Нетрудно представить, что такие базнословные прибыли рождали и коррупцию государев людей в тех местах. Сибирские воеводы брали ясак не только в казну, но и в карман, вымогали меха у купцов и про­мышленников - а отдельные лихие экземпляры грабили идущие из Китая торговые караваны. Сохранились подробные описания иных методов, как две капли воды схожие порой с современны­ми. Хочешь получить разрешение на промысел пуш­ного зверя? Делись.

Из открытых источников
Из открытых источников

Опять же у А.Бушкова: «А потому история Сибири пестрит упоминаниями о мятежах не только «ясашных инородцев», но и русского населения. В 1626 г. воеводу Енисейского острога Ошанина «драли за бороду», едва не убили, но простили, когда он с целованием креста пообещал больше «жесточи не чинить». В Верхоленском остроге, что на Амуре, воеводе Обухову повезло гораздо меньше, его просто убили... А впрочем, это уже другая история, о которой будет рас­сказано чуть позже. В Красноярске в 1695 г. воеводу вывели на берег, посадили в лодку и велели плыть куда глаза глядят, и ни в коем случае не возвращаться, если жизнь дорога. После чего Красноярск пять лет прожил вообще без администрации, само­управлением - и ничего страшного не произошло, не было ни особенных беспорядков, ни людоедства...

Истины ради стоит упомянуть, что и сами легендарные пер­вопроходцы были не без греха - дети своего времени. Вот вам совершенно реальная история, приключившаяся с Семеном Деж­невым. Совершив свое историческое плавание через безымян­ный пока еще пролив, отделявший Азию от Америки, он вошел на своих кочах в устье реки Анадырь и стал продвигаться вверх. Завидев на берегу подходящих туземцев, возликовал, велел при­чаливать и, не теряя времени, обратился к аборигенам с насущ­ным вопросом:

- Кому платите, мать вашу за ногу?

- Нам, соколик, нам! - на чистейшем русском языке послы­шалось вблизи. - Это наша корова, и мы ее доим...

И к Дежневу вышли крепкие ребята, как две капли воды по­хожие на его собственных казаков: кресты на шее - не басурма­не, чай! - бороды и кафтаны, пищали и сабельки...

Это были конкуренты - «власьевские». Отряд, спустивший­ся навстречу «дежневским» по течению Анадыря - его напра­вил обосновавшийся на Колыме боярский сын Власьев. «Влась­евские» уже успели чисто конкретно объяснить местным, что они тут теперь главные, и платить следует только им.

Консенсуса между собой казаки не достигли - и началась драка. Пищали и сабли хватило ума в ход не пускать, но мордобой случился нешуточ­ный. Численное преимущество оказалось на стороне «власьевских», «дежневских» чувствительно потрепали, загнали на кочи и велели убираться отсюда к чертовой матери, пока не вышло чего похуже. Дежнев, видя, что тут ничего не выгорит, уплыл обратно в море, где добывал моржовые клыки…». Что ж,люди были лихие, отважные, за словом в карман не лезущие. А могли ли другие в такой короткий срок присоединить к русскому государству такую территорию?

Поморский коч. Современный рисунок
Поморский коч. Современный рисунок

Про китайцев, Албазинский острог и его шотландского коменданта

Тут еще надо упомнять и про то, что пушниной интересовались не только русские. Неизбежно было столкновение с китайцами на территории нынешней Бурятии и Приморском крае. В этом плане памятен Албазинский острог.

Правившие тогда в Китае маньчжуры, как уже говорилось, не собирались уступать крышевание местных племен русским и данная крепость им стала поперек горла почти сразу после появления. В 1685 г. у Албазина появилась пятнадцатитысячная китайская армия со ста пятьюдесятью пушками.

Взято с сайта http://lemur59.ru/node/8897
Взято с сайта http://lemur59.ru/node/8897

«В гарнизоне Албазина, тогда еще совсем небольшого городка, было только полторы сотни казаков при трех пушках. Однако китайцев они отбили, и те отступили, понеся большие потери. Продовольствия и боеприпасов, прав­да, у осажденных было мало - и воевода Алексей Толбузин всту­пил в переговоры. Китайцы согласились на почетную капитуля­цию. Отряд Толбузина со всем оружием и пушками ушел в Нер­чинск.

Китайцы ушли к себе в Китай. Тогда казацкий голова Толбузин, недолго ду­мая, вернулся, отстроил бревенчатый острог и собрал с окрестных полей урожай, которого китайцы, уходя в быстром темпе, не тронули.

Прослышав про такие дела, разобиженный китайский воево­да Лант Тань, командовавший первой осадой, вновь объявился под Албазином. Солдат у него на сей раз было поменьше, всего восемь тысяч, зато пушек - аж четыреста.

На сей раз русские не собирались уходить - зерна у них было предостаточно, боеприпасов тоже. В первые же дни обороны воевода Толбузин был смертельно ранен китайским ядром, и ко­манду вместо него принял нерчинский казак Афанасий Бейтон, который был шотландцем, приехавшим в Россию искать счастья. В свое время охотник за удачей с британских островов, прослышав на Родине про то как интересно живется таким как он в Сибири, прибыл морем, принял православное имя Афанасий и отправился в далекие края.

Этот шотландский казак Афанасий Бейтон держался в осаде десять месяцев! Пара сотен казаков, а осаждавших - во­семь тысяч при четырехстах пушках. Острог сражался с начала июня 1686 г. до начала мая 1687 г. Продовольствие подошло к концу, в остроге началась цинга, а Бейтон держался!

В конце концов на выручку албазинцам прибыл посланный из самой Москвы царский окольничий Федор Головин с отрядом поддержки.

Оборона острога от китайских войск. Современное изображение
Оборона острога от китайских войск. Современное изображение

По итогам переговоров с царским посланником осаду китайцы сняли. Из героических защитников Албазина в живых остались Бейтон и с ним двадцать два человека. Нача­лись переговоры и тянулись долго и напряженно - вплоть до того, что войска высоких договаривающихся сторон занимали бое­вые позиции. В конце концов договорились провести границу по реке Аргунь, и русские ушли из тех мест, но до окончательной демаркации границы с Китаем в тех местах было еще далеко -еще 2 века.

Однако русские лихие казаки не собирались останавливаться и на этом. Дежнев ходил по Тихому океану и открыл знаменитый пролив. А его последователи в этот океан уже начали углубляться и «столкнулись» сначала с прибрежными островами, а затем и и с американским континентом. История освоения русскими этого континента не менее захватывающа, поэтому обязательно вернемся к ней в статьях на канале.