Найти в Дзене
ИНОСМИ

У Украины появилась новая болевая точка — там, где совсем не ждали

Зеркало Недели | Украина Президент и премьер Молдавии высказались за объединение с Румынией, тем самым они нарушили существовавшее ранее табу на упоминание этой темы, пишет "Зеркало недели". Между тем именно сейчас "уния" менее вероятна, чем когда бы то ни было, поддержка этой идеи в двух странах упала. Петр Герасименко В этом январе президент Молдавии Майя Санду пересекла линию, которую раньше пытались не переступать лидеры республики. Она откровенно заявила, что поддерживает идею объединения с Румынией и проголосовала бы за нее на референдуме. Впоследствии это мнение повторил премьер-министр страны Александр Мунтяну. ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>> Хотя политики отметили, что сейчас этот вопрос не ко времени, они вывели его на новый публичный уровень. Объединение Молдавии и Румынии, если оно когда-то начнется, — действительно не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. Первые шаги в этом направлении способны дестабилизировать регио
   © AP Photo / Vadim Ghirda
© AP Photo / Vadim Ghirda

Зеркало Недели | Украина

Президент и премьер Молдавии высказались за объединение с Румынией, тем самым они нарушили существовавшее ранее табу на упоминание этой темы, пишет "Зеркало недели". Между тем именно сейчас "уния" менее вероятна, чем когда бы то ни было, поддержка этой идеи в двух странах упала.

Петр Герасименко

В этом январе президент Молдавии Майя Санду пересекла линию, которую раньше пытались не переступать лидеры республики. Она откровенно заявила, что поддерживает идею объединения с Румынией и проголосовала бы за нее на референдуме. Впоследствии это мнение повторил премьер-министр страны Александр Мунтяну.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Хотя политики отметили, что сейчас этот вопрос не ко времени, они вывели его на новый публичный уровень. Объединение Молдавии и Румынии, если оно когда-то начнется, — действительно не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. Первые шаги в этом направлении способны дестабилизировать регион и создать дополнительные проблемы на границах Украины.

"Поделили весь глобус": стало известно, кто будет руководить "Советом мира"

Республика Молдавия сформирована на территории Бессарабии, в 1812 году вошедшей в состав Российской империи после российско-турецкой войны. За исключением периода 1918–1940 годов, когда исторический регион был частью Румынии, с тех пор она развивалась в другой политической и социально-экономической реальности. Москва приложила значительные усилия, чтобы углубить культурные отличия между Румынией и Бессарабией. Дополнительным фактором, способствовавшим планам России, стала этническая пестрота населения Бессарабии.

После развала СССР Румыния и Молдавия продолжали развиваться параллельными путями. Бухарест достаточно быстро стал членом ЕС и НАТО. В то же время Кишинев, преодолевая отчаянное внутреннее сопротивление пророссийских сил, медленно движется в направлении евроинтеграции. Между двумя государствами существенный экономический разрыв. ВВП Румынии превышает 400 млрд долларов, у Молдавии же этот показатель составляет меньше 20 млрд долларов. Румынский ВВП на душу населения (больше 22 тыс. долларов) почти втрое выше молдавского. Минимальная зарплата в Румынии — около 800 евро, а в Молдавии — 300 евро.

Разница в экономическом развитии означает, что Бухаресту придется дотировать новоприсоединенный регион. Разрыв в уровне ВВП на душу населения и социальных стандартах слишком большой, чтобы его удалось преодолеть быстро и безболезненно. Но не экономика будет определяющим фактором, от которого будет зависеть судьба возможного объединения двух государств.

Опрос общественного мнения в Молдавии в течение последних десятилетий фиксирует постепенный рост поддержки идеи объединения с Румынией. В 1990-х годах меньше 10% населения выступали за унию с Бухарестом. Количество сторонников объединения начало расти с середины 2010-х годов. Пик поддержки пришелся на 2021 и 2022 годы. На фоне благодарности за помощь, оказанную Румынией в преодолении пандемии коронавируса, а также вследствие начала боевых действий на Украине около 44% молдаван сказали "да" идее войти в состав единого румынского государства. Но позже доля жителей республики, желающих объединиться с соседями, стала меньше 40%. Опрос 2025 года показывает: лишь 38,5% граждан Молдавии проголосовали бы за унию, в то время как 61,5% выступили против такого решения. Конечно, при определенных условиях можно увеличить долю сторонников унии. Но важно учесть ряд моментов, сильно усложняющих объединение в одно государство.

В Молдавии противники вхождения в состав Румынии проживают преимущественно на территории Приднестровья, Гагаузии и в северной части страны. Такое региональное отличие в настроениях создает условия для сепаратизма в случае, если правительство в Кишиневе обратится к реальным шагам для вхождения в состав Румынии. Приднестровье теоретически еще может когда-нибудь интегрироваться в Молдавию. Но население этого анклава не видит себя частью Румынии. Закон об особом статусе Гагаузии, принятый молдавским парламентом в 1994 году, предусматривает право автономии на самоопределение в случае утраты Молдавией суверенитета.

С учетом реальных общественных настроений и рисков дестабилизации ведущие прозападные партии Молдавии хоть и высказывают в той или иной степени поддержку идее унии с Румынией, но предпочитают сосредоточиться на евроинтеграции. Вместе с тем левые и часто пророссийские партии (Партия социалистов, Партия коммунистов, "Наша партия") категорически против потери суверенитета страны.

В румынском обществе всегда были сильные сантименты по интеграции с Молдавией. Эти настроения мотивированы историческими, культурными и национальными факторами. Ведь Бессарабия — это восточная часть бывшего Молдавского княжества. Но в последние годы популярность идеи унии ощутимо уменьшилась. Самый высокий уровень поддержки объединения с Молдавией пришелся на период до начала полномасштабной конфликта на Украине. В 2010-х годах от 60 до 70% румын хотели увеличить территорию государства, заключив соглашение с Кишиневом. Но после 2022 года желающих стало меньше из-за опасения дополнительных затрат на интеграцию, военных рисков и проблем с русскоязычными регионами Молдавии. Последние цифры опросов свидетельствуют о стабилизации вокруг 40–50%, с потенциалом роста скептических настроений в случае угрозы безопасности. В сентябре 2025 года 47% румын высказались "за" объединение, 46% были "против", а 7% не определились.

Румынские политики преимущественно занимают оптимистично-осторожную позицию в отношении объединения с Молдавией. И подчеркивают, что первоосновой этого должна стать воля граждан соседней страны. Президент Румынии Никушор Дан неоднократно высказывался на тему унии с Республикой Молдавия. Его позиция последовательна: он лично поддерживает идею объединения, но подчеркивает, что все зависит от желания граждан Молдавии. Румыния ничего не будет навязывать и не будет форсировать. Так же размышляет большинство румынских политиков, представляющих право- и левоцентристские партии. Исключение составляют крайние правые, агрессивно выступающие за скорейшую унию как путь к "восстановлению исторической справедливости" без сохранения отдельной идентичности Молдавии, называя ее "искусственным образованием".

Но при нынешних обстоятельствах ликвидация независимости Молдавии — это прямой путь к внутреннему противостоянию в республике. Россия в этой ситуации не будет сидеть сложа руки, а поддержит сепаратистские настроения в Приднестровье и Гагаузии. Готова ли Румыния, даже как член НАТО, к таким вызовам? Сомнительно. Поэтому последние заявления молдавских политиков нужно воспринимать сейчас не как призыв к действиям, а как способ борьбы за электорат и проверку общественной реакции. Курс на евроинтеграцию с сохранением суверенитета и дальше будут рассматривать как основной сценарий развития страны.

Для Украины потенциальное объединение Румынии с Молдавией, вероятнее всего, создаст дополнительные риски, а не преимущества. Изменение границ соседних государств — это всегда вызовы. Даже если речь идет о мирной безболезненной интеграции. А это еще далеко не факт, если учитывать сепаратистские анклавы на территории Молдавии и распространенность скептических настроений по поводу ликвидации суверенитета.

Новые территориальные приобретения также способны усилить влияние радикальных сил в румынском обществе, спровоцировав головокружение от успехов. Раньше среди румынских политиков уже звучали голоса о необходимости вернуть под контроль Бухареста Северную Буковину и Южную Бессарабию. Высказывались антиисторические манипулятивные тезисы, что Украина — это "искусственное образование". С этими идеями, в частности, выступали евродепутат от партии S.O.S. Romania Диана Шошоаке, бывший кандидат в президенты Румынии Келин Джорджеску, экс-соглава партии AUR, а ныне президент новообразованной партии "Консервативное действие" (ACT) Клаудиу Тирзиу. После присоединения Молдавии количество желающих "восстановить историческую справедливость" за счет территории Украины может даже вырасти. Это было бы очень нежелательным сценарием для Киева.

Оригинал статьи

Еще больше новостей в канале ИноСМИ в МАКС >>

СВО
1,21 млн интересуются