Найти в Дзене

Рецензия на книгу Дмитрия Суслина «Президент класса» от критика Валентины Юрченко

Президент класса — должность серьёзная. Вот только что с характером делать?.. А характер у Ваньки Парандеева, лучшего друга Димы Коржика, мягко говоря, не из простых… «…когда учителя громко восклицают: „Коржик! Парандеев!“ — значит, мы с другом что-то натворили». Проецируя своё детство на детство современного поколения, Дмитрий Суслин выстраивает сюжет школьных рассказов так, что узнают себя в них все — и те, кто давно отучился, и те, кто грызёт гранит науки сегодня. А происходит это благодаря главным персонажам — тем самым непоседам-проказникам, без которых невозможно представить себе ни одно поколение. «Ребята! Ну какой же из Парандеева президент? Ведь он главный проказник. Его постоянно учителя ругают…» Да, ругают, но как скучна была бы жизнь класса, если бы периодически в кабинете не свисали с потолка носки, не жужжал бы шмель, не терялись пуговицы… Впрочем, вектор проказ, направляемый сто́ящей идеей, оказывается, может развернуться на сто восемьдесят градусов, в корне меняя и отно

Президент класса — должность серьёзная. Вот только что с характером делать?.. А характер у Ваньки Парандеева, лучшего друга Димы Коржика, мягко говоря, не из простых…

«…когда учителя громко восклицают: „Коржик! Парандеев!“ — значит, мы с другом что-то натворили».

Проецируя своё детство на детство современного поколения, Дмитрий Суслин выстраивает сюжет школьных рассказов так, что узнают себя в них все — и те, кто давно отучился, и те, кто грызёт гранит науки сегодня. А происходит это благодаря главным персонажам — тем самым непоседам-проказникам, без которых невозможно представить себе ни одно поколение.

«Ребята! Ну какой же из Парандеева президент? Ведь он главный проказник. Его постоянно учителя ругают…»

Да, ругают, но как скучна была бы жизнь класса, если бы периодически в кабинете не свисали с потолка носки, не жужжал бы шмель, не терялись пуговицы…

Впрочем, вектор проказ, направляемый сто́ящей идеей, оказывается, может развернуться на сто восемьдесят градусов, в корне меняя и отношение к предмету, и самого Парандеева. А самый злой учитель («Вот попадёте к Егору Васильевичу — он вам покажет!») станет лучшим наставником и откроет новый — увлекательный и познавательный — мир экологии.

Роль личности (в данном контексте — педагога) и значимость метода проб и ошибок — вот два главных столпа, которые позволяют автору доносить до подрастающего поколения важные истины, используя при этом не прямые психологические «трюки», а исцеляющий и объединяющий юмор.

Именно юмор как сквозной художественный приём делает произведение объёмным, легко воспринимаемым и мягко корректирует спорные моменты, возникающие в жизни класса.

— А как ты будешь называть учительницу русского языка и литературы?
Ванька задумался. Затем махнул рукой:
— Пусть будет руссавичка!

Также важной составляющей книги является информативность.

«Я выставлю свою кандидатуру, а после этого должен собрать подписи избирателей и отдать их в избирательную комиссию. Она проверит подписи и, если всё нормально, зарегистрирует меня как кандидата».

«— Желоб надо опустить в воду метров на пятнадцать, — объясняла Галина Евгеньевна. — Чтобы мальки попадали на глубину, там им будет и безопасно, и тепло…»

Как стать президентом, как грамотно выпустить в естественную среду мальков стерляди, как спасти овраг, высаживая растения, — об этом и многом другом смогут узнать школьники из произведения Дмитрия Суслина, а взрослые с удовольствием вспомнят своё детство, наслаждаясь близкими им языком и стилистикой речи.

Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: лидеры общественного мнения», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: лидеры общественного мнения», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив