Найти в Дзене
🌒 В ГЛУБИНЕ ДУШИ

Как раньше жили без психотерапии?

Раньше не было терапии в привычном нам виде (еженедельный час в кабинете у психолога), но сам процесс был и присутствовал в жизни людей даже в большей степени, чем сейчас. Под "раньше" я подразумеваю до начала ХХ века. Тогда психологов не было, а психотерапия была. Просто процесс терапии был встроен в традиционную культуру и был постоянным, вездесущим и при этом незаметным и эффективным. Это было необходимо, т.к. в тех условиях жизни оставлять непроработанными эмоции и конфликты было опасно. В буквальном смысле - для жизни. Представьте: 20-30 человек в одной избе, запертые в четырех стенах, за окном темнота и мороз, дороги замело снегом, а количество припасов (дров и еды) ограничено? И так-то стрёмно, а если у них еще и эмоции подавленные, обиды затаенные и претензии друг к другу? Поэтому народная культура и традиционный образ жизни - одна сплошная психотерапия. Много физической активности (в том числе на свежем воздухе) - для переработки адреналина (гормона стресса). Еженедельная баня

Раньше не было терапии в привычном нам виде (еженедельный час в кабинете у психолога), но сам процесс был и присутствовал в жизни людей даже в большей степени, чем сейчас.

Под "раньше" я подразумеваю до начала ХХ века.

Тогда психологов не было, а психотерапия была. Просто процесс терапии был встроен в традиционную культуру и был постоянным, вездесущим и при этом незаметным и эффективным.

Это было необходимо, т.к. в тех условиях жизни оставлять непроработанными эмоции и конфликты было опасно. В буквальном смысле - для жизни.

Представьте: 20-30 человек в одной избе, запертые в четырех стенах, за окном темнота и мороз, дороги замело снегом, а количество припасов (дров и еды) ограничено? И так-то стрёмно, а если у них еще и эмоции подавленные, обиды затаенные и претензии друг к другу?

Поэтому народная культура и традиционный образ жизни - одна сплошная психотерапия.

Много физической активности (в том числе на свежем воздухе) - для переработки адреналина (гормона стресса).

Еженедельная баня - для вывода из организма кортизола (тоже гормон стресса).

Десятки часов медитаций (прясть, вязать, вышивать, месить хлеб, доить корову, колоть дрова, ловить рыбу и прочие монотонные занятия) - для расслабления и релаксации.

Обряды и ритуалы чуть ли не для каждой жизненной ситуации (роды, свадьба, переезд в новый дом, возрастные переходы и пр.) - чтобы правильно пройти личную трансформацию и инициацию в новый статус.

Народные праздники и гуляния (тоже под разные задачи) - есть место и время, чтобы выплеснуть агрессию в штурме снежной крепости, а есть место и время попрощаться с ушедшими в мир иной.

Близкие социальные контакты - организованные (капустники, посиделки и пр) и спонтанные (зайти к соседке за яйцами) - чтобы поболтать, поделиться, дать и получить поддержку, вместе радоваться и веселиться, горевать и плакать.

Плюс еще не забываем про священнослужителей, шаманов и всяких знахарок, которые тоже отчасти выполняли функции психологов.

Плюс еще сказки, мифы и легенды, плюс еще творчество и "арт-терапия" (сплести лапти, вырезать свистульку), плюс ещё песни и танцы.

Подробно я не буду расписывать, про все эти народные штуки можно у этнографов и этнопсихологов почитать.

Но факт вот какой: в жизни среднестатистического дореволюционного селянина "терапии" было несколько часов ежедневно! А не один час в неделю.

А вот у дворян, кстати, уже не было, поэтому Онегин и поперся в деревню - лечить депрессию.

Привычные нам форматы личной и групповой терапии появляются уже в конце ХХ века, а в середине - провал.

После революции всё народное было названо темным и дремучим, а психология как наука в СССР была запрещена, что с учетом исторических потрясений ХХ века и запредельным уровнем стресса стало психологической катастрофой.

В итоге мы имеем два поколения эмоционально некомпетентных родителей (1946-1980) и два поколения травмированных детей (1965-1996). Причем в середине (60-е-70-е) это одни и те же люди. Ну и невероятное количество всякой дичи, которая выплеснулась из подавленных теневых аспектов в 90-е.

Зумеров (1997-2012) я бы тоже отнесла к травмированным, только у них маятник уже в другую сторону качнулся.

Те, кто родился позже, еще не выросли, про них пока рано говорить.

Ну и вот. Как мы видим, в те несколько десятилетий, когда люди "как-то справлялись без терапии" это ни к чему хорошему не привело.

До и после - психотерапия в той или иной форме была, есть и, я надеюсь, будет.

Поэтому не пренебрегайте хотя бы этим часом у психолога в неделю, это вам на пользу.