Обычно заброшенные особняки стоят на окраинах городов, в лесах… Дворец же княгини Палей находится прямо в центре Пушкина.
Но снимков отсюда в Сети не так много. Возможно, дело в «начинке» здания. Разглядеть без фонарика здесь ничего не получится даже в ясный день…
Но давайте же вернемся более чем на 100 лет назад. Когда хозяева только задумали построить здесь прекрасный дворец в стиле французского неоренессанса.
Ее осуждали, но она продолжала сиять
Ольга Валериановна была родом из Карновичей. Они владели в Ярославской губернии селом Пятницкая Гора. Отец Валериан Гаврилович был действительным статским советником и камергером.
В 20 лет девушка вышла замуж за офицера гвардии Конного лейб-гвардии полка Эрика-Гергарда фон Пистолькорса. В этом браке родилось четверо детей. Но даже они не гарантировали супругам долгой и счастливой жизни.
Ольга Валериановна играючи производила неизгладимое впечатление на окружающих, легко сходилась с людьми. Круг ее поклонников разрастался. И вот однажды в него вошел овдовевший великий князь Павел Александрович – младший сын императора Александра II.
Павел Александрович и Ольга Валериановна долго скрывали свои отношения. Они продолжали это делать даже после рождения общих детей. Все они носили фамилию Пистолькорс.
Развод с мужем наша героиня получила лишь в 1901 году. Однако из-за публичного скандала император Николай II осудил отношения великого князя и бывшей Пистолькорс.
Возлюбленные решили покинуть родину вместе с детьми и в 1902 году обвенчались в Италии. Это привело российского императора в гнев. Он распорядился лишить дядю всех званий и должностей и запретить паре въезд в страну.
Павел Александрович и Ольга Валериановна поселились во дворце в Булони-на-Сене под Парижем. Там они собрали коллекцию произведений искусства, которая в будущем украсила дворец в Царском Селе.
И вот началась белая полоса (хотя по описанию не похоже, что супруги сильно горевали до этого). В 1904 году баварский король пожаловал Ольге Валериановне титул графини Гогенфельзен. А в 1908 году Николай II сменил гнев на милость и разрешил их семье вернуться в Россию. В 1915 году он пожаловал графине Гогенфельзен и трем ее детям от великого князя княжеский титул под фамилией Палей. Только в тот год брак наконец-то стал в России законным.
В ностальгии по «дням изгнания»
«Милостиво прощенный «августейшим племянником», вернулся в Россию Павел Александрович с гр. Гогенфельзен, и домовитая эта дама принялась устраивать в Царском богатое свое жилище», – писал библиограф Эрих Голлербах.
Ольга Валерьяновна в 1909 году приобрела дачу сенатора Александра Половцова в Царском Селе. Она поручила снести старое здание и возвести здесь дворец. Проект доверили архитектору Карлу Шмидту.
Он хорошо был знаком с архитектурой Франции. И именно в таком духе видела будущее гнездышко великокняжеская чета. Вероятно, ностальгируя по былым временам «в изгнании».
Хотя, ну, как ностальгировала… Пока шло строительство, супруги с двумя дочерями Ириной и Натали путешествовали по Европе. Сын Владимир в это время учился в Пажеском корпусе.
Шмидт произвел необходимые обмеры и зарисовки. Говорят, прототипом здания в Царском Селе стал особняк Павла Александровича в Булони. Ольга Валериановна в свою очередь заказала копии с интерьеров французских дворцов в стиле периода Наполеона и Людовика XVI.
Работы шли четыре года. Деньги на строительство великий князь получил из государственной казны. К Шмидту в помощь были приставлены французские и бельгийские мастера.
В 1914 году дворец был готов. Первый этаж стал парадным. На втором располагались жилые комнаты. На третьем (мансардном) были комнаты для прислуги.
Перед садовым фасадом разбили цветочные клумбы в виде террас. В центре на высоком пьедестале из красного полированного гранита красовалась мраморная античная статуя.
У дворца были собственные электростанция, оранжерея, конюшня, коровник, птичники, экипажный сарай и другое. Главное здание отапливалось не только каминами, но и центральным отоплением. Кроме того, тут работали водопровод и канализация.
Прогулка по дворцу тогда и сейчас
Минуя главный вход, более века назад гости попадали в тамбур, а затем в вестибюль, переходящий в холл. Холл украшали шесть колонн коринфского ордера из коричневого мрамора и две горельефные вазы в нишах.
В наши дни из перечисленного можно увидеть только ниши. И то благодаря фонарику. А еще пьедестал в одной из них. Время его создания понять сложно.
На второй этаж семья Палей поднималась по беломраморной лестнице. Она сохранилась до сих пор, как и кованные ограждения перил. Пожалуй, это одно из самый эффектных мест в особняке сейчас. Моя подруга отправилась навстречу приключениям в шубе, и я одолжила у нее наряд для эффектного фото – почувствовать отголоски былой роскоши (не получилось, конечно, но мы хотя бы попытались).
Слева от холла находилась галерея. Там можно было увидеть скульптуру XVIII века «Играющие дети».
За холлом сейчас длинный темный коридор. Прямо как в фильмах ужасов. Двери из него ведут в различные кабинеты. Что там внутри – обсудим чуть позже.
После галереи следовала круглая проходная, из которой можно попасть в кабинет великого князя Павла Александровича и в библиотеку.
За следующей дверью был кабинет Ольги Палей, в котором стоял клавесин, принадлежавший некогда Марии Антуанетте.
Отдельно стоит отметить Дубовую гостиную. Ее стены почти во всю высоту были орнаментированы дубом, ее украшали хрустальные люстры и расписной плафон.
В Большой столовой располагалась коллекция старинного русского хрусталя.
Конец прекрасной эпохи
Как уже отмечала, супруги с детьми въехали во дворец в 1914 году. В это же время планету охватила Первая мировая война.
Ольга Валериановна отдала несколько помещений здесь под госпиталь. Сама же активно занималась благотворительностью, являясь Председательницей Совета Всероссийского общества помощи военнопленным.
Но спокойной жизни ждать было уже бессмысленно. Через несколько лет началась революция.
В 1918 году дворец Палей национализировали. Здесь заработал Музей французского искусства, в коллекцию которого, вероятно, вошло и собрание семьи.
Первый этаж был открыт для обозрения. На втором оборудовали выставочный зал. В мансарде хранился музейный фонд. В одном из флигелей дворца жила семья первого наркома просвещения Анатолия Луначарского.
Как сообщают некоторые источники, в 1918 году дважды в неделю экскурсии здесь проводила сама Ольга Валериановна. Возможно, семья пыталась влиться в новые времена или надеялась, что скоро все закончится и вернется на круги своя.
Но как прежде быть уже не могло. Павла Александровича арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. Через две недели их сына Владимира отправили в ссылку на Урал, где убили. А в январе 1919 года отец семейства был расстрелян.
Ольга Валериановна больше не хотела рисковать и бежала в Финляндию к своим дочерям, затем они переехали в Париж. Там княгиня Палей опубликовала книгу воспоминаний о жизни в России в 1916-1919 годах (Souvenirs de Russie). В 2005 году ее переиздали в России. Еще не читала, но теперь нацелена приобрести это издание.
В 1928 году Музей французского искусства закрыли. Часть произведений искусства была отправлена в Эрмитаж, тысячи томов книг – в библиотеку имени Салтыкова-Щедрина и Театральную библиотеку.
По инициативе Сергея Кирова во дворце открылся Дом партийного просвещения (ДПП). Со временем он превратился в большой учебный комбинат с библиотекой, общежитием на 700 мест, столовой на 600 мест, кафе, клубом, медпунктом и подсобным хозяйством.
В 1935 году к годовщине со дня гибели Кирова во дворе установили памятник, а ДПП присвоено его имя. Памятник до наших дней не дожил – был уничтожен во время фашистской оккупации.
Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал. В его стенах разместились подразделения испанской «голубой дивизии». К моменту освобождения города здание было разрушено и частично разграблено.
До 1952 году дворец не восстанавливали из-за нехватки средств. В этот период были утеряны бронзовые и лепные украшения. Мраморные полы перенесли в зал ожидания железнодорожного вокзала «Детское Село».
В 1952 году уже бывший дворец передали Строительному училищу ВМС СССР (в 1977 году оно стало Пушкинским высшим военным инженерным строительным училищем). Здание сильно перестроили. Вместо мансарды появился полноценный третий этаж, вместо лоджии и балкона – портик с треугольным фронтоном. Были сбиты остатки лепнины.
Некоторые время здесь была Учебная база №2 ВИТУ. В некоторых залах до сих пор можно увидеть кафедры, доски, таблички с подписью отделов университета. Все это перестало работать в 2010 году.
Хотели, но снова что-то пошло не так
Дворец оказался заброшенным. Каждый год такой безхозности печально сказывается на состоянии здания. Но через три года его передали на правах оперативного управления ФГБУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г. И. Турнера».
Увы, новый владелец не занимался ремонтом. Здание продолжало пустовать.
В июле 2024 года во дворце вспыхнул пожар. Горел чердачный этаж. Площадь возгорания составила около 1000 квадратных метров. Предварительная причина инцидента – поджог, писали СМИ. Сложно сказать, то ли это сделали вандалы, то ли владельцы решили, что дешевле построить на этом месте новое здание, чем реставрировать старое…
После пожара в НМИЦ сообщили, что вопрос реконструкции ждет решения Минздрава.
«Медико-техническое задание на предстоящие работы датируется еще 2014 годом, – приводила слова директора центра «Фонтанка». – Мы его откорректировали с учетом нынешних требований, оно утверждено в Министерстве здравоохранения. Ждем выделения средств на строительство. Но теперь предстоит еще и ликвидировать ущерб, нанесенный пожаром: целый чердачный этаж пострадал. К счастью, по предварительной оценке, помещения и охранные элементы не повреждены».
И вот уже 2026 год. Дворец Ольги Палей продолжает ждать, когда кто-нибудь вдохнет в него новую жизнь.
Обычно вокруг заброшенных усадеб и особняк появляются легенды и призраках и чудовищах. Удивительно, но в этот раз не встретила ни одно такой истории. Возможно, даже призракам здесь страшно находиться...
📍Адрес: Пушкин, Советский переулок, 2
Спасибо за ваше время и внимание! Надеюсь, статья была вам интересна. Подписывайтесь на канал «Парадная гостья», чтобы увидеть больше необычных мест Петербурга и узнать их историю!
Пока не планирую делать материалы платными для читателей, хотя представители Дзена уже несколько раз предлагали. Буду очень благодарна, если поддержите мой проект. Это можно сделать официально – в этом разделе.
Если вам интересны заброшенные особняки, тогда предлагаю заглянуть в гости к Людвигу Нобелю. Прогуляемся по темным коридорам особняка и посетим самые прекрасные залы.