В 1968 году Соединенные Штаты переживали один из глубоких кризисов в своей истории. Война во Вьетнаме расколола общество, расовые беспорядки сотрясали города, а убийства Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди усилили ощущение хаоса. В этом контексте республиканец Ричард Никсон, бывший вице-президент при Эйзенхауэре, вернулся в большую политику. Он обещал закончить войну во Вьетнаме "с честью" и навести "закон и порядок" в стране. Никсон выиграл выборы, набрав 43,4% голосов против 42,7% у демократа Хьюберта Хамфри, и 20 января 1969 года стал 37-м президентом США.
Администрация Никсона формировалась в условиях Холодной войны, где Советский Союз воспринимался как главная угроза. Никсон, сам антикоммунист с опытом в Комитете по антиамериканской деятельности, окружил себя советниками, разделявшими антисоветские взгляды. Ключевой фигурой стал Генри Киссинджер, назначенный советником по национальной безопасности в 1969 году, а позже госсекретарем в 1973-м. Киссинджер, эмигрант из Германии, вошёл в историю как автор стратегического треугольника "США-СССР-КНР" и архитектор сближения капиталистических Штатов с коммунистическим Китаем. Эта идея родилась в 1969 году, когда советско-китайские отношения резко ухудшились из-за пограничного конфликта на реке Уссури. Отмечаем, что разлад с КНР начался ещё в 1956 году с секретной речи Никиты Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и усугубился в 1960 году из-за инициативы Хрущёва отозвать советских ученых, работавших над атомной бомбой для Китая.
Генри Киссинджер убедил Ричарда Никсона использовать разногласия между СССР и КНР, чтобы изолировать СССР и снизить его влияние в Азии. Никсон, изначально скептичный, но прагматичный, согласился. По-видимому, американский президент увидел в сближении с КНР возможность выиграть Вьетнамскую войну за счет прекращения китайского поддержки Северного Вьетнама. В 1971 году Киссинджер тайно посетил Пекин через Пакистан, встретившись с премьером Чжоу Эньлаем. Это проложило путь к историческому визиту Никсона в Китай в феврале 1972 года – первому для американского президента, где он встретился с Мао Цзэдуном и подписал Шанхайское коммюнике.
США пообещали постепенно вывести войска с Тайваня, не поддерживать «два Китая» или независимость Тайваня, признав его частью КНР. Обязательства китайской стороны не известны, но сразу после визита Никсона КНР сократила поставки оружия и войск в Северный Вьетнам. Ранее Мао Цзэдун называл главной угрозой "американский империализм" и "советский гегемонизм", а после 1972-го акцент сместился только на СССР как "главную угрозу". Однако, ключевым результатом встречи стало соглашение о торговом и технологическом сотрудничестве между США и КНР. Китай, изолированный после разрыва с СССР в 1960-х и страдающий от "культурной революции", отчаянно нуждался в модернизации. В обмен на антисоветскую позицию Китая (включая поддержку США во Вьетнаме и давление на Москву) Вашингтон пообещал снять торговое эмбарго и передать КНР ряд технологий. Так, с 1972 года США начали поставлять Китаю зерно, пассажирские самолёты Boeing, компьютеры и станции спутниковой связи. Из КНР в США импортировался преимущественно текстиль.
Однако, на совершенно новый уровень отношений США и Китай вышли уже при Збигневе Бжезинском, назначенным в 1977 году советником по национальной безопасности у Джимми Картера, 39-го президента США (1977 - 1981). Эмигрант из Польши стал ключевым инициатором и архитектором тайной операции "Циклон" по вовлечению СССР в войну в Афганистане (декабрь 1979-февраль 1989). Бжезинский совершил ключевой визит в Китай в мае 1978 года, где встретился с новым лидером КНР Дэном Сяопином.
Стороны подтвердили приверженность Шанхайскому коммюнике 1972 года и заложили основу для подписания второго Коммюнике 25.12.1978. Согласно документу США и КНР признают друг друга и устанавливают полные дипломатические отношения с 1 января 1979 года. При этом, США прекращают дипломатические отношения с Тайванем, откуда выводят все оставшиеся военные силы и технику. А 28 января – 5 февраля 1979 года Дэн Сяопин посетил США, что стало первым визитом высшего китайского руководителя в Америку после 1949 года. В США стороны подписали соглашения о сотрудничестве в сфере науки, техники, культуры и сельского хозяйства, которые открыли двери для огромного потока американских инвестиций и технологий. При этом, на встрече китайский и американский лидеры открыто обсудили советскую угрозу как общую проблему. В целом, в январе 1979 года была заложена основа не только будущего экономического бума Китая, но и неформального антисоветского альянса, включая совместную передачу разведанных.
По мере сближения со Штатами отношения КНР с Советским Союзом только ухудшались. Сокращение поддержки Китаем Северного Вьетнама в 1972 году подтолкнуло Вьетнам к союзу с СССР. Соответственно, Советский Союз оказал поддержку Вьетнаму в китайско-вьетнамской войне (17 февраля – 16 марта 1979 года), которая началась через 12 дней после отъезда Дэна Сяопина из США. А впоследствии КНР помогал противникам СССР в Афганской войне (1979-1989 года). Таким образом, Китай помогал США против СССР и его союзников во Вьетнамской и Афганской войне в обмен на инвестиции и технологии.
С 1980-го года ВВП Китая начал удваиваться каждые 7-8 лет благодаря технологиям и инвестициям Запада, двери которым открыли Генри Киссинджер и Збигнев Бжезинский в 1972 и 1978 годах соответственно. В 2000-ых Китай стал фабрикой мира, обогнав США по объему производства и мощности энергетики. Сегодня КНР – вторая экономика планеты с ВВП свыше 19 трлн долларов, военной мощью и влиянием в Африке, Азии. Ирония заключается в том, что пытаясь ослабить одного коммунистического гиганта, США возвысили другого. Сегодня, в 2026 году, когда США и Китай находятся в состоянии торговой войны и напряженного геополитического противостояния, эхо никсоновского визита все еще звучит. Была ли это ошибка? Генри Киссинджер (умер в возрасте 100 лет в 2023 году) и Збигнев Бжезинский (умер в возврате 89 лет в 2017 году) не считали сближение с Китаем ошибкой, так как это привело к распаду СССР. Но обвиняли следующие администрации США в том, что они упустили возможность интегрировать Россию в "расширенный Запад" для противостояния Пекину