Найти в Дзене
ActaCinema

Фильмы по книгам, которые вызовут восхищение

Люди часто спорят, что лучше: книга или фильм. Предлагаем не спорить, а сравнить известные экранизаций книг, которые покажут, что фильм может дополнить или обновить уже известное произведение. «Идиот» (1951), режиссёр Акира Куросава. Экранизация Акиры Куросавы пример того, как отечественный сюжет может заиграть новыми красками в другой культуре. Куросава смог перенести психологизм первоисточника на новую драму послевоенного японского общества. Многие критики выделяют и игру актёров, и удачно выбранную стихию в виде снега, которая метафорично отражает скорый апокалипсис. Но все же, всем кому нравится эпоха «Золотого века» японского кино с философскими категориями Конфуция, добродетелями и кодексом Бусидо – это еще один хороший вариант почувствовать влияние мирового кино и понять, насколько больше люди объединены в своих несчастьях и желаниях. «Процесс» (1962), режиссёр Орсон Уэллс Мастер абсурда и протоэкзистенциализма Франц Кафка известен своими новеллами и романами о злом и предопреде

Люди часто спорят, что лучше: книга или фильм. Предлагаем не спорить, а сравнить известные экранизаций книг, которые покажут, что фильм может дополнить или обновить уже известное произведение.

Кадр из фильма «Идиот»
Кадр из фильма «Идиот»

«Идиот» (1951), режиссёр Акира Куросава.

Экранизация Акиры Куросавы пример того, как отечественный сюжет может заиграть новыми красками в другой культуре. Куросава смог перенести психологизм первоисточника на новую драму послевоенного японского общества. Многие критики выделяют и игру актёров, и удачно выбранную стихию в виде снега, которая метафорично отражает скорый апокалипсис. Но все же, всем кому нравится эпоха «Золотого века» японского кино с философскими категориями Конфуция, добродетелями и кодексом Бусидо – это еще один хороший вариант почувствовать влияние мирового кино и понять, насколько больше люди объединены в своих несчастьях и желаниях.

Кадр из фильма «Процесс»
Кадр из фильма «Процесс»

«Процесс» (1962), режиссёр Орсон Уэллс

Мастер абсурда и протоэкзистенциализма Франц Кафка известен своими новеллами и романами о злом и предопределенном роке. «Процесс» остается одним из самых интересных произведений писателя и сегодня, поэтому если вы уже его прочитали, настало время посмотреть.

Экранизировать романы Кафки сложно, однако мастер Орсон Уэллс смог найти новые ключи прочтения, добавляя психологические конфликты сексуального плана в основу сюжета (обратите внимание на то, какой личной жизнью живут герои фильма). Другое открытие, а точнее, переизобретение – визуализация абсурдности. Здесь Орсон Уэллс обращается к немецкому экспрессионизму, деформируя пространство, увеличивая пропорции зданий и предметов, подключая игру теней. Хоть повествование остается практически неизменным, финальное изобретение Уэллса вам точно понравится.

Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту»
Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту»

«451 градус по Фаренгейту», режиссёр Франсуа Трюффо

Одна из главных антиутопий, с которой положено знакомиться в максималистский период. По сюжету, в одном будущем государстве правительство решит запретить книги и начнет их уничтожение, переосмыслив работу пожарных служб.

После похождений Антуана Дуанеля Трюффо попробовал свои силы в антиутопии. Хоть и фильм принято ругать, он остается весьма важным для ознакомления. Конечно, в отличие от Кубрика, который выстраивает мир футуризма по роману Энтони Берджесса, в «451 градусе» все довольно скромно. Однако, если вспомнить боль французов от оккупации немецких войск, то сразу находятся новые прочтения. Это касается не только отсылок к Камю и его «Чуме». Например, эстетика формы пожарных очень похожа на форму полицаев.

Еще одни секретом фильма являются сами книги, которые горят крупным планом на очередной «зачистке». Наглядный пример, как литература может разговаривать с нами одним лишь кадром.

Кадр из фильма «Заводной апельсин»
Кадр из фильма «Заводной апельсин»

Заводной апельсин (1971), режиссёр Стэнли Кубрик

Одно из самых известных произведений о природе и искусстве насилия в будущем, в котором Британия стала коммунистической. Неудивительно, что такое видение пришлось по вкусу гениальному Стэнли Кубрику, который смог дать книге второе дыхание.

Необычная одежда, рестораны, предметы интерьера и произведения искусства – первое, что позволяет поверить в происходящую антиутопию. Но это не все, что показывает Кубрик. Его акценты восхитительны, он маневрирует между двух антипатий: Алексом – главным героем, малолетним преступником от лица которого ведется повествование и системой, которая порождает таких Алексов. Все детали «ультранасилия» рассказывать не будем, но скажем, что финал Кубрика выглядит намного реалистичней литературного источника.

Материал о фильме можно прочитать тут:
https://dzen.ru/a/ZFfpCRF6lnJ90KlV

Кадр из фильма «Петровы в гриппе»
Кадр из фильма «Петровы в гриппе»

«Петровы в гриппе» (2020), режиссёр Кирилл Серебренников

Экранизация «Петровы в гриппе и вокруг него» тоже яро будет отличаться от первоисточника. Да, сюжет, как и в прошлых случаях один – семья Петровых перед Новым годом заболевает гриппом, отчего реальность начинает потихоньку размазываться. Однако Сальников и Серебренников интерпретируют галлюцинации по-разному. В отличие от книги Серебрянников берет слишком обобщенные смыслы, вплетая загробный мир русских сказок, блуждания Дурачка от Егора Летова и разных жителей, которые живут в этом загробном мире, подсознательно постоянно возвращаясь к нему. Здесь и актуальные политические споры, гиперболизированная тирания и искания любви в том, где все кажется мертвым.

Больше о фильме читайте здесь: https://dzen.ru/a/YzSkS7dB-22hmQRP