Найти в Дзене
Любопытная Голова

А из нашего окна…

18 июня 1698 года, на берегах реки Истры у стен Новоиерусалимского монастыря (что сейчас находится в городе Истра примерно в пятидесяти километрах от МКАД по Волоколамскому шоссе) в результате короткого боя было подавлено последнее в истории России стрелецкое восстание. Один из командующих царскими войсками, генералиссимус Алексей Шеин, по горячим следам провел небольшое следствие, казнил порядка пятидесяти стрельцов, а около двух тысяч стрельцов по его приказу были разосланы в тюрьмы при городах и монастырях. Это последнее восстание по своему масштабу вряд ли сравнится с восстанием стрельцов в 1682 году, когда на глазах Петра I, тогда еще 10-летнего мальчика, стрельцы жестоко расправлялись с его родственниками, однако именно этому восстанию мы обязаны появлению двух шедевров в мире живописи. Первой на память, разумеется, сразу приходит великолепная картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881), на которой изображено утро предположительно 11 октября 1698 года, когда было каз

18 июня 1698 года, на берегах реки Истры у стен Новоиерусалимского монастыря (что сейчас находится в городе Истра примерно в пятидесяти километрах от МКАД по Волоколамскому шоссе) в результате короткого боя было подавлено последнее в истории России стрелецкое восстание. Один из командующих царскими войсками, генералиссимус Алексей Шеин, по горячим следам провел небольшое следствие, казнил порядка пятидесяти стрельцов, а около двух тысяч стрельцов по его приказу были разосланы в тюрьмы при городах и монастырях.

Это последнее восстание по своему масштабу вряд ли сравнится с восстанием стрельцов в 1682 году, когда на глазах Петра I, тогда еще 10-летнего мальчика, стрельцы жестоко расправлялись с его родственниками, однако именно этому восстанию мы обязаны появлению двух шедевров в мире живописи.

Первой на память, разумеется, сразу приходит великолепная картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881), на которой изображено утро предположительно 11 октября 1698 года, когда было казнено 144 стрельца.

Василий Суриков "Утро стрелецкой казни" (1881) Государственная Третьяковская галерея
Василий Суриков "Утро стрелецкой казни" (1881) Государственная Третьяковская галерея

Однако есть ещё один холст, написанный Ильей Репиным в 1879 году, и который непосредственно касается рассматриваемых событий – «Царевна Софья» (Полное название «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году»).

Илья Репин "Царевна Софья" (1879) Государственная Третьяковская галерея
Илья Репин "Царевна Софья" (1879) Государственная Третьяковская галерея

Очень мощная картина. В лице царевны, которую и в годы власти мало кто признавал красавицей, усматриваются признаки душевного расстройства и черты её брата, Петра Алексеевича. Фигура Софьи, безусловно, центральная в данной композиции, но окружающие элементы также вносят свой фон для психологического восприятия картины – особенно это касается головы повешенного стрельца, которую можно рассмотреть в правом верхнем углу.

-3

Как известно, Петр I после возвращения в августе 1698 года из-за рубежа, крайне недовольный следствием и наказаниями, которые по горячим следам провел и вынес Алексей Шеин (недовольный настолько, что в порыве гнева на одном из застолий набросился на него со шпагой), учинил повторное следствие, известное ныне как «стрелецкий розыск». В результате этого розыска в период с сентября 1698 года вплоть до начала XVIII века было казнено чуть менее двух тысяч стрельцов, причем основная часть была казнена осенью 1698 года. Среди них – 230 стрельцов, которых казнили на площади перед кельей Софьи, а некоторых стрельцов повесили прямо за окнами кельи царевны, чтобы она испытывала душевные муки и угрызения совести – Петр I был уверен, что стрельцов к бунту подстрекала его сестра, но никаких доказательств найдено не было.

Интересно, что в среде искусствоведов нет единого понимания – сколько всего стрельцов было таким образом повешено за окном Софьи (справедливости ради – зачем оно им, искусствоведам, это точное число?). Предложенные варианты разняться от «её последнего сторонника» (Рыжов, 2011) до «каждый день по новому стрельцу за окном» (тг Provocative Art), хотя историки полагают о трех повешенных стрельцах, в руки которых, к тому же, были вложены челобитные в адрес царевны Софьи (Буганов, 1969).

Кстати, полное название картины не совсем точно отображает исторические факты. Царевну Софью заточили в Новодевичьем монастыре в сентябре 1689 года, а бунт случился только в 1698 году.

Возможно, автор имел в виду не год с момента заточения в монастырь, а год с того момента, когда Софья приняла постриг под именем Сусанны и когда передвижение царевны было строго ограничено – октябрь 1698 года, но и в этом случае есть несостыковка: по некоторым данным тела казненных стрельцов (тех, которых вывешивали за окном, а также тех, которых царь Петр I намеренно казнил на площади перед окном кельи сестры) не убирали примерно в течение полугода.

Впрочем, это, разумеется, нисколько не влияет на художественную ценность полотна.

Спустя несколько десятилетий по приказу Екатерины II были отчеканены четыре так называемые ретроспективные медали, отражающие события жизни и деяния Петра, одна из которых была посвящена подавлению стрелецкого бунта в 1698 году

Изображение с сайта www.numar.ru
Изображение с сайта www.numar.ru

Интересно, что, по некоторым данным, это была первая российская медаль, при чеканке которой была использована латынь.

Аверс:

- PETRVS ALEXII FILIVS D • G • TZAR • ET • MAGNVS • DVX • TOTIVS • RVSSIÆ

- Петр, сын Алексея, Божией милостию Царь и Великий Князь всей России;

Реверс:

- SALVS • PVBLICA • FIRMATA … PERDUELLIBUS • DELETIS | CIƆIƆCXCVIII

- Благополучие общества окрепло ... (... после уничтожения мятежников. 1698)

В настоящее время стоимость такой медали на нумизматических аукционах, в зависимости от вида металла и состояния, колеблется от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков миллионов рублей.

И да, Петр I сам рубил головы стрельцам. По разным данным он лично казнил от пяти до восьмидесяти стрельцов – воспоминания 10-летнего мальчика никуда не делись…