В 1941 году окрестности Брестской крепости, как цитадели, так и укреплений и фортов, стали зонами повышенного внимания специальных служб Советского Союза, нацистской Германии и эмигрантского польского правительства в Лондоне, то есть фактически, самой мощной на то время британской разведки.
Брест-Литовск перед Первой Мировой войной
Подготовка к подземной войне
Чтобы выявить корни такого интереса следует вернуться в начало XX века, когда устаревшую тыловую крепость начали модернизировать, какими-то не российскими темпами, с привлечением гигантских сумм и самой передовой техники. И это притом, что Брестская крепость не являлась стратегическим рубежом империи, а у российской казны, после огромной цены русско-японской авантюры 1904-1905 годов было, куда направить пересыхающие финансовые потоки. Но по замыслу высшей российской власти Брестская крепость должна была превратиться в защищенную императорскую ставку, сооружение которой возводилось с максимальной для того времени секретностью. Секретность обеспечивали жандармы, которых в Брест-Литовске начала ХХ века было в три раза больше, чем в губернском городе Гродно.
Взорванные и заброшенные сооружения
Император Николай II увлекался новыми направлениями в инженерном деле и часто, вместе с командиром лейб-гвардии Саперного батальона генерал-майором Николаем Добровольским, ездил на инспекцию различных новейших подземных сооружений Петербургского военного округа и Балтийского флота. Поэтому он достаточно быстро принял идею Великого князя Владимира Александровича, к мнению которого прислушивался, создать на западном направлении новый вариант оборонительного сооружения с развитой подземной инфраструктурой.
По мнению экспертов-инженеров, затраты на создание километровых подземных коридоров, соединяющих строящиеся форты крепости с Цитаделью, были вполне допустимы, при открывающейся возможности быстрой и скрытой переброски войск, артиллерии и боеприпасов с одного объекта на другой. Вообще идея подземной войны была очень популярна в начале XX века, особенно после обороны Порт-Артура, где подземные военные действия велись с новым размахом.
Великий князь Владимир Александрович был не только сторонником подземных оборонительных сооружений, но и инициатором создания трех секретных императорских ставок на случай большой войны. Для размещения таких секретных объектов были выбраны уже существующие крепости в Брест-Литовске, Владивостоке и Керчи. В Бресте сооружение целого подземного города курировал инженер-капитан Иван Белинский, а непосредственно подземным бункером для императора занимались офицеры Лейб-гвардии саперного батальона. Кроме того планировалось создать просто гигантские сооружения с подземными укрытиями для императорского поезда. Один восточнее Восточного вала Брестской крепости, другой в четырех километрах южнее железнодорожного моста по линии Брест-Хелм.
Офицеры РИА в Брестской крепости
Самый засекреченный объект Российской Империи
Железные рельсы и цемент для строительства в Брест-Литовск прибывали со всех сторон Российской Империи и даже из Европы. Документы об этом строительстве были изъяты в 1940 году генерал-инспектором инженерных войск РККА Воробьевым, о причинах изъятия мы еще расскажем. Но осталось множество воспоминаний местных жителей, записанных краеведами в 60-ых годах прошлого века, когда собирали основной пласт сведений о Брестской крепости, чтобы восстановить пропавшие в июне 1941 года архивы. Особенно интересные сведения добывали юные краеведы историка Станислава Кучера, работавшего в школе деревни Каменица-Журавецкая.
Именно им удалось найти двух бывших десятников бетонных работ, которые не просто побывали в подземных ходах соединяющих один из фортов южного направления с фортом «Граф Берг», но даже занимались на протяжении нескольких месяцев прокладкой узкоколейной железной дороги под землей.
Известно, что сам император Николай II успел осмотреть строящуюся подземную цитадель в 1908 году и перед Первой Мировой войной в 1914 году. Уровень её готовности, к моменту подрыва оборонительных сооружений Брестской крепости, неизвестен. Но если исходить из дальнейших событий он был достаточно высоким. Основные входы в подземные коммуникации были в районе фортов литера «Ж» и «З» располагающихся южнее Брестской крепости. Именно они и были подорваны первыми. Подземные сооружения тщательно взрывали и в самой крепости, и в городе.
Взорванные гигантские сооружения
Польские саперы в царских тоннелях
Офицеры 6-го австро-венгерского корпуса, который в августе 1915 года штурмовал Брест-Литовск, вспоминали, что отчаянное сопротивление русских войск было до тех пор, пока шли мощные глухие подземные взрывы. Но после того, как они умолкли сопротивление закончилось. Из-за стремительности развития дальнейших мировых событий о брошенной и взорванной императорской ставке никто не вспоминал. Только в 1923 году офицеры 9-го саперного полка Войска Польского обнаружили на территории Брестской крепости сразу несколько заваленных коридоров, ведущих в неизвестные подземные галереи, большая часть из которых была затоплена.
Николай Второй рядом с фортами Брест-Литовска
В середине 20-ых годов в Бресте-над-Бугом работало сразу несколько бывших царских офицеров с польскими корнями, принимавших участие в строительстве подземной ставки. Они входили в особый инженерный отдел 9-го округа, штаб которого размещался в Бресте-над-Бугом. К 1927 году к особому инженерному отделу был прикомандирована водолазная служба Пинской речной флотилии, которой командовал подпоручик Алоизий Павловский. По всей видимости, было найдено решение проблемы проникновения в затопленные тоннели и откачки воды из них, так как в 1930 году принимается решение о строительстве в районе Бреста-над-Бугом защищенного командного пункта Польского правительства, который успешно смог пережить и 1939 год и 1941 год, но об этом в продолжении...