Найти в Дзене

Как живая крохинская стерлядь оказалась в Царском селе

Рыбная ловля на Шексне и в Белом озере на протяжении столетий была одним из главных промыслов и источников пропитания для жителей села Крохино, а одной из самых ценных промысловых пород была «шекснинска стерлядь золотая», воспетая русским поэтом Гавриилом Державиным. По воспоминаниям переселенцев, стерлядь попадалась среди пойманной рыбы до самого затопления в начале 1960-х. Сейчас эта рыба в водах Шексны не встречается: сведущие в рыбной ловле говорят, что система плотин Волго-Балта перегородила традиционные пути нереста этой рыбы. Однако были времена, сравнительно недавние, когда стерлядь из Крохино, причём живая, доставлялась в столицу. Свидетельство об этом обнаружились в документах Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге. В целой серии дел мы проследили историю крохинского мещанина Леонтия Фёдоровича Казанова, который будучи самолично в Петербурге в августе 1860 года, не постеснялся обратиться в канцелярию императора Александра II с инициативой выпусти

Рыбная ловля на Шексне и в Белом озере на протяжении столетий была одним из главных промыслов и источников пропитания для жителей села Крохино, а одной из самых ценных промысловых пород была «шекснинска стерлядь золотая», воспетая русским поэтом Гавриилом Державиным. По воспоминаниям переселенцев, стерлядь попадалась среди пойманной рыбы до самого затопления в начале 1960-х. Сейчас эта рыба в водах Шексны не встречается: сведущие в рыбной ловле говорят, что система плотин Волго-Балта перегородила традиционные пути нереста этой рыбы. Однако были времена, сравнительно недавние, когда стерлядь из Крохино, причём живая, доставлялась в столицу.

Стерлядь. Фото из открытых источников
Стерлядь. Фото из открытых источников

Свидетельство об этом обнаружились в документах Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге. В целой серии дел мы проследили историю крохинского мещанина Леонтия Фёдоровича Казанова, который будучи самолично в Петербурге в августе 1860 года, не постеснялся обратиться в канцелярию императора Александра II с инициативой выпустить в пруды Царского села живую стерлядь, выловленную в истоке реки Шексны, для дальнейшего её разведения. Казанов предлагал доставить в Царское село 300 больших и 12 маленьких стерлядей.

Семён Щедрин. Вид Большого пруда в Царскосельском парке. 1777 год
Семён Щедрин. Вид Большого пруда в Царскосельском парке. 1777 год

Император это предложение одобрил и повелел взять у Леонтия Фёдоровича рыбу, правда, в меньшем количестве – всего 110 рыбин. Было приказано оплатить эту услугу в сумме 50 рублей и выпустить стерлядь в Большой Царскосельский пруд Екатерининского парка. Об этом мы узнали из переписки управляющего Царскосельским дворцовым управлением Якова Захаржевского с одним из ближайших сановников императора – графом Александром Адлербергом.

Письмо Л. Ф. Казанова с предложением доставить живую стерлядь в Царское село (Российский государственный исторический архив в г. Санкт-Петербурге). Село Крохино в начале ХХ века.
Письмо Л. Ф. Казанова с предложением доставить живую стерлядь в Царское село (Российский государственный исторический архив в г. Санкт-Петербурге). Село Крохино в начале ХХ века.

Как же доставлялась живая рыба на такие расстояния? Ведь от Крохина до Санкт-Петербурга порядка 650 км. Существовали два основных способа. Летом рыбу транспортировали по рекам, в специальных лодках, называвшихся «прорезями». Средняя часть лодки, отделенная от кормы и носа непроницаемыми перегородками, называлась ларём (закоморником) и выполняла роль садка для рыбы. В бортах и днище этого ларя делались специальные прорези, обеспечивавшие свободную циркуляцию речной воды внутри судна. Таким образом, стерлядь на протяжении всего пути находилась в своей естественной среде – проточной речной воде, насыщенной кислородом.

Во второй половине XIX века рыбу доставляли, скорее всего, по Мариинской водной системе через Рыбинск, Белое озеро, Онежское озеро и реку Свирь. Путешествие занимало от одного до полутора месяцев. За это время команда прорези должна была не только управлять судном, но и ухаживать за ценным грузом: следить за состоянием рыбы, периодически отлавливая и удаляя ослабевших или погибших особей, чтобы они не испортили остальных.

Лодка-прорезь в экспозиции Северного морского музея г. Архангельска. Схема устройства подобной лодки-прорези
Лодка-прорезь в экспозиции Северного морского музея г. Архангельска. Схема устройства подобной лодки-прорези

Для Царскосельского пруда живая стерлядь доставлялась из Крохино, судя по всему, летом. Но был и зимний способ доставки. Рыбу, выловленную подледным способом, помещали в огромные деревянные бочки или специально сколоченные чаны, наполненные речной водой. Эти бочки устанавливались на широкие и прочные сани-розвальни и доставлялись в столицу в режиме эстафеты. В ходе этого путешествия необходимо было часто менять в бочках воду – порция свежей воды ждала «рыбный поезд» на каждой почтовой станции. Кроме того, воду периодически взбалтывали черпаками или специальными метелками, чтобы насытить её кислородом. Такой способ доставки требовал сложной логистики и чёткой организации работы большого числа людей, делая и без того дорогую рыбу ещё дороже.

Фонд «Крохино» продолжает архивные изыскания в надежде найти продолжение истории крохинской стерляди. Копирование документов в архиве – платная услуга, и если вам интересны наши материалы, вы можете поддержать нашу работу пожертвованием на любую посильную сумму по этой ссылке.

И подпишитесь на канал «Крохино. Незатопленные истории», чтобы быть в курсе всех проектов Фонда по изучению истории затоплений и сохранению наследия затопленных земель!

В статье использован материал блога Радиоточка Плюс Вкусная Этнография.