Всем привет! Спасибо, что заскочили на мой канал, посвященный аудиотехнике!
Если хотите принять участие в наших сходках аудиофилов или нужна бесплатная помощь в выборе аудиотехники, то можете написать мне: https://t.me/RA_Fayzullin
Чат в телеграм: https://t.me/WeirdMetalistChannel
Канал на ютуб: https://www.youtube.com/@Каналнеадекватногометалиста2.0
Дзен канал: https://dzen.ru/weirdmetalistchannel
Аудиотехника любимых российских мастеров: https://audio-tube.ru
Отдельно отмечаем, что мнение канала может не совпадать с мнением автора статьи. Статья не направлена на то, чтобы кого-то обидеть.
Поехали!
Происхождение винила
Механическая звукозапись исторически была первым и долгое время единственным способом доставки консервированного звука в массы. Фонографы, граммофоны, патефоны, электрофоны и электропроигрыватели, комбинированные устройства, музыкальные автоматы в местах культурного отдыха и частных апартаментах — сначала полностью механические, позже — с электрическими приводами и усилителями электрического сигнала звуковой частоты.
И не только способом доставки, но и производства музыкального контента, ибо первые магнитофоны, появившиеся значительно позже, обеспечивали качество записи/воспроизведения, пригодное лишь для диктофонов и чёрных ящиков.
С течением времени и развитием технологий магнитная запись подтянулась по качеству, но всё ещё была недоступна массовому потребителю — магнитофоны были громоздки и дороги, и использовались только в студиях звукозаписи, на радио и только-только появившемся ТВ.
И записи по-прежнему тиражировались и доставлялись потребителю исключительно на пластинках. Поскольку скопировать пластинку на коленке было почти невозможно, это было золотое время копи.астов от индустрии звукозаписи.
Время шло, техника развивалась, магнитофоны уменьшались в размерах и цене и таки стали достоянием общественности. У народа появилась возможность самостоятельно копировать записи, но качеством звука бытовые магнитофоны по целому ряду причин уступали проигрывателям пластинок.
И с каждой следующей копией с ленты на ленту качество становилось всё хуже и хуже. Первые зёрна винилофильства упали в почву именно в эти ветхозаветные времена, но до сабжевого абсурда было ещё очень далеко.
Постепенно бытовые магнитофоны достигли такого уровня развития, когда первая копия с пластинки на слух уже почти не отличалась от оригинала. Почти, да не совсем — немножко детонации и шумов магнитной ленты таки добавлялось.
А с каждой следующей копией с плёнки на плёнку этого добавлялось и добавлялось, пусть и не в таких ужасающих количествах, как прежде. Поэтому пластинка как оригинал и первоисточник оставалась для конечного потребителя, требовательного к качеству звука, вещью ценной и незаменимой.
Копирасты и гешефтмахеры от индустрии звукозаписи появление качественных бытовых магнитофонов без внимания не оставили и кое-какое тиражирование плёнок и кассет в промышленных масштабах таки наладили, однако основной упор по-прежнему делали на пластинки, ибо, во-первых, парк проигрывателей в силу его более долгого существования был многочисленнее парка магнитофонов, во-вторых, тиражировать пластинки технически гораздо проще и экономически эффективнее чем тиражировать плёнко-записи в промышленных масштабах.
И тут на свет явилась цифра в лице Audio CD…. Позиционировался он как альтернатива грампластинке, ибо при всех тех же достоинствах — простота в обращении, простота и скорость тиражирования в условиях производства и невозможность тиражирования в бытовых условиях (ни компьютеров с резаками, ни каких-либо MP3, ни интернетов с файлообменниками тогда ещё не было и в помине) — был лишён недостатков виниловой пластинки.
В первую очередь — её чувствительности к механическим воздействиям при воспроизведении да и просто хранении. Следует заметить, что в те времена столь милый сердцу винилофилов песочек считался (тем более, что он им и является) недостатком винила, и высококлассная аппаратура содержала специальные фильтры для подавления щелчков и треска, дабы звук лился из как можно более незасорённой тишины.
Щелчки, шорохи и трески возникали на пластинках не только в процессе эксплуатации, но и на стадии тиражирования, поэтому производителям доставляли лишнюю головную боль по недопущению этого. Компакт-диск их от этого избавлял.
Принято считать, что как только в массовое пользование был внедрён компакт-диск, ценители качественного звука сразу заметили мёртвость и плоскость его звучания. В общем, да, некоторые заметили.
Этот момент и можно считать отправной точкой истории сабжа, как, впрочем, и аудиофилии в целом, ибо одни как были меломанами, так ими и остались, лишь присовокупили к своей фонотеке новые носители и аппаратуру для их воспроизведения, а другие пустились в поиски потерянного рая.
Этим искателям, то есть тем, кто опомнился и покаялся, пришлось (если повезёт) вернуть с помоек пластинки, откопать проигрыватели и встать на колени перед производителями виниловых проигрывателей и дисков.
Но производители не хотели обращать внимание на винилофилов-ценителей, потому что процент их был очень мал. И возобновить для этих людей производство пластинок и проигрывателей было просто экономически невыгодно.
Тогда ценители аналога, бесточечности и жирности звука с пластинки стали судорожно скупать то, что осталось ещё у многих людей в пользовании и ещё не выкинуто на помойку. Скупать не просто, а даже иногда за много денег. И уже тогда производители решили: раз есть небольшая толпа энтузиастов в этом сегменте, надо её слегка расширить и поддержать. Так и случилось.
Новые станки по обработке металла, новые материалы и вообще новые технологии позволили выпускать плохие, средние, очень даже неплохие на вид проигрыватели винила с новым дизайном и некоторыми техническими новшествами для людей, которые не переносят ступенчатый, пунктирный и пластмассовый звук.
Особенно вкусно стали кормиться кучи шарлатанских конторишек, которые просекли простую фишку: В основном 99% винилофилов — не инженеры-механики. Посредственное представление о механике они конечно имеют, но не более.
Посему мы будем играть на простых истинах и искажать их в свою угоду: монструозные стойки, опоры, полуторатонные столы, позолоченные разъемы, гламурные шипы, полировка, шлифовка… дельта-древесина.
Ведь винилофилам не понять, что простой Техникс или наш монстр на самом дорогом осциллографе и прочем тесте не проявляют сколь существенных различий.
Но Техникс стоит в среднем 400 долларов — винтаж, и 1000 долларов — последние выпуски! А мы продадим калекам массивную токарную и фрезерную простейшую работу, заказанную на стороне у рабочего с котлостроительного завода, за много-много килобаксов и будем подкармливать их ЧСВ-статейками в звуковедческих журнальчиках. Было бы болото — лягушки припрыгают.
И, просекши эту фишку, особенные производители с фирменной идеологией удачно начали впаривать бедолагам хром, позолоту, килотонны стали, в лучшем случае марки Ст. 3, акрил и лексан за много деньгов в виде честных проигрывателей винила.
Много деньгов — это действительно много: иные чудовища массой в пару сотен кило, напоминающие особо шизофренические творения скульпторов-авангардистов, могут стоить до четверти миллиона долларов, а то и, если учитывать предлагаемые производителем опции, дороже!
Правда, среди аудиофилов есть и противники винила. Они знают про несовершенство носителя. Поэтому их интересы вьются вокруг CD-вертаков с пассиковым приводом и массивным маховиком для стабильности вращения.
Про буферную память, перемежение кадров и вообще коды Рида-Соломона они слышать не хотят. Стабильное вращение кусочка пластмассы с питами — и всё тут.
Надо ли уточнять, что спрос на подобные CD-вертушки тоже удовлетворяется, и тоже за очень большие, а часто и неправдоподобно большие деньги? Закон рынка — если некто готов испустить гигантскую сумму денег, чтобы приобрести полную ерунду, то эта ерунда и будет предоставлена ему за ту сумму денег, которую он готов спустить.
И никого не волнует, что обычный дешевенький компьютерный CD-привод или недорогой CD-проигрыватель частенько читает диски лучше, чем шарлатанское поделье весом в полсотни кило и стоимостью в полсотни килобаксов.
Эволюция винилофила
Всё начинается с того, что некий школьник или студент где-то когда-то натыкается на статью о честном виниловом звуке, и, грустно поглядывая на свои унылые колоночки, стоящие рядом с монитором, воткнутые во встроенную звуковую карту, и некачественные наушники Beats, задумывается о чистом звуке.
Идёт в интернеты, где начинает фапать на радиокомплексы (блочные стереосистемы), проигрыватели, усилители и мощные колонки. У бабушки снимается со шкафа ламповая радиола Ленинград, и ЧСХ, включается, прогревается и прекрасно работает, да вот только звучит не многим лучше офисных колонок, которые рядом с монитором.
Но как же так? Винил есть, лампы — тоже есть, а звук…
После этого школьник начинает штудировать аудиофильские форумы, пытаясь понять, что он делает не так, и узнаёт, что старые пьезокерамические головки типа ГЗК, ГЗП и ГЗКУ ни к чёрту не годятся: во-первых, они просто испортились от времени, а во-вторых, они изначально звучали далеко не по-аудиофильски, а именно такая стоит в радиоле его бабушки.
Школьник решает купить виниловый проигрыватель с магнитной головкой, но обжигается о цены, однако в процессе штудирования форумов, узнаёт, что не всё так плохо было раньше, и даже в СССР были проигрыватели высокой группы сложности с магнитными головками.
Но и они стоят ого-го. Экономя на школьных завтраках, школьник покупает Вегу 109 Стерео (или более старую, но конструктивно очень схожую 108-ю). Вега может быть неисправна — она гудит, жужжит, пердит на НЧ и срезает верха, звучит тихо и толком нилуя не поёт! Начинается поиск способов починить, школьник узнаёт, что такое армянские конденсаторы (копролиты К-50 и иже).
Дальше аппарат либо окончательно убивается новым хозяином, при попытке эти самые конденсаторы заменить, либо таки чинится и начинает работать, можно ещё отнести в сервис-центр, если это нормальный сервис, там понимают, что аппарат хороший, и починят, но и плату возьмут соответствующую.
Вот только полученный в итоге звук всё равно не очень. На первых треках грампластинка звучит сравнимо с CD, но на последних треках звучит хуже mp3!
Уже готовый винилофил, однако, не отчаивается, и, продав Вегу, немного подкопив, покупает проигрыватель высшей группы сложности — Арктур 006 Стерео или Электронику ЭП-017С, а то Электронику Б1-01, а к ним — усилитель и фонокорректор, наепавшись с армянскими электролитами, усилитель уже берёт импортный, но если паять понравилось или жаба душит, то усилитель будет советским.
Впрочем, можно купить советский усилитель после профилактики, где все испортившиеся конденсаторы уже сменили, переменные резисторы почистили, пробитые транзисторы (или севшие/битые лампы) заменили, да вот только звук всё равно неважный.
Хотя при коммутации компа к этому самому усилителю, цифровой звук вполне годный. Но как же так? А воздушный винил?! Далее винилофил во всём винит совковые головки ГЗМ (опционально — польскую Mf100) и покупает Audiotechnika-92, 95 или Ортофон.
Звук становится лучше, но всё равно хуже даже mp3 128 килобит из контакта!
Из последних сил, школьник выпрашивает Technics, либо берёт что-то ди-джейское.
Однако, конец немного предсказуем. Звук — неудовлетворительный. А дальше идут уже аудиофильские вертушки за много денежков. В итоге, юный винилофил либо забивает и слушает как есть/продаёт всё нафиг, либо начинает копить на Hi-End. Думаете, ему он поможет? Я так не думаю. А разгадка проста: разная линейная скорость.
Грампластинка вращается со скоростью 33⅓ об/мин (есть и другие скорости, например, 8, 16, 45 и 78 оборотов в минуту, но они более редкие, а 78 — скорость для старинных патефонных пластинок, хотя во времена перехода на винил, были и виниловые на 78 об/мин.), но поскольку пластинка — это диск с нарезанной по спирали дорожкой, то во время воспроизведения, в начале пластинки под иглой пробегает больше материала, чем под конец, а в аналоговой записи, чем быстрее движется носитель относительно иглы — тем выше качество.
Например, у катушек с магнитной лентой, запись, сделанная на скорости 19,05 см/сек получается выше по качеству, чем на скорости 9,53, а профессиональные записи вообще делают на скорости 38,1 см/сек. У видеокассет вообще блок вращающихся на огромной скорости видеоголовок.
А у компакт дисков наоборот — поддерживается постоянная линейная скорость, поэтому, диск, по крайней мере при прослушивании его в проигрывателе без кэширования информации в оперативную память, когда считывается информация, записанная ближе к центру диска, вращается быстрее, а когда лазер подходит к краю диска, вращение замедляется — так поддерживается постоянная линейная скорость.
Становится понятно, почему пластинка в начале играет лучше, чем в конце. Увеличивать скорость вращения пластинки = уменьшать время её звучания.
Однако, качественно сделанная пластинка даже на последних дорожках звучит приемлемо хорошо, но многие пластинки, не только советского производства, под конец начинают звучать невыносимо отвратительно.
У кого нет винилового проигрывателя — послушайте хайрезные лосслесс винилрипы с торрентов — там и винил не отечественного производства, и вертушки импортные, и иглы качественные, а звучит плохо.
Физиология винила
Центры обработки информации в головном мозге изначально заточены на принятие из внешнего мира искажённой и зашумленной информации, будь то слуховая, зрительная, вкусовая и т.д.
Нигде в природе нет ничего идеально чистого, и это факт. Центры эти имеют неотключаемый режим работы и поступление в них чего-либо идеально чистого является противоестественным. Миллионы лет эволюции приучили нас к этому.
Примеры:
- дистиллированная вода невкусная и не только не полезная, но и может быть вредной в большом количестве. Бутилированная питьевая вода имеет нормы минерализации;
- спирт, полученный методом ректификации (водка), вызывает более сильное похмелье, чем полученный дистилляцией и имеющий естественные примеси (самогон);
- синусоидальные сигналы неприятны на слух и не применяются при исполнении музыки, а используются звуки с широким спектром.
Звук CD якобы стерилен, нет никакого шума, способного быть зарегистрированным органами слуха, нет слышимых искажений. Да-да, мы знаем про джиттер, шум квантования и прочие пугалки, однако те, кто с умным видом тычут в Википедию, забывают сказать, что на слух они 100% незаметны.
Воспринимая идеально чистый звук, блоки обработки в нашей голове, по мнению винилофилов, дают сбой, им нечего отфильтровывать и… совершенно прекрасный звук может восприниматься винилофилами плоско, мёртво.
В природе таких звуков нет — неся подобную чушь, винилофилы забывают, что идеальных студийных и, тем более, концертных записей тоже нет, они все в той или иной мере с посторонними шумами, особенно это касается записей концертов.
А вот в случае чисто электронной музыки, слепленной в соответствующем софте и перегнанной в готовую фонограмму тоже на компьютере, вся эта чушь оборачивается вовсе не чушью, а самой что ни на есть реальностью — так что продюсерам порой приходится намеренно вносить соответствующие искажения и прочие спецэффекты для имитации естественности.
C винилом совсем другое дело! Рокот, непрерывные щелчки, хрип (на запиленной пластинке) — то, что надо для мозга винилофила. Вот тут звуковой сопроцессор винилофила трудится в нормальном режиме, а звук воспринимается более естественно, природно.
Некоторые пациенты уверяют, что если переписать CD на компакт-кассету, то звук заметно оживляется, а оживляется он именно за счёт внесения огромного количества шума и искажений. Прослушивание винила можно сравнить с питьём воды из лужи, а CD — из родника.