27 августа 2000 года.
Вертолет Центра экстренной медицинской помощи летел в детскую больницу. На борту находилась четырнадцатилетняя девочка — ее сбила машина. В вертолете, помимо юной пациентки, находилась медицинская бригада, два пилота, мама девочки и оператор телеканала РТС, снимавший материал для документальной передачи про спасателей. Практически одновременно все замечают струйку дыма, тянущуюся от самой известной телебашни страны. Врач связывается с диспетчерской и докладывает о увиденном.
Но пожарные уже в курсе. Уже в 15:08 первые звонки от жителей района уже поступают на пульт службы 01. В сторону башни выезжают первые пожарные расчеты, машины скорой помощи и милиция.
Так начинается битва с огнем и тушение одного из самых сложных пожаров в истории московского гарнизона.
О башне
Останкинская телебашня построена в 1967 г. по проекту инженера Н.В. Никитина. Высота башни 533 + 7 м (флагшток) — это приблизительно соответствует 180 этажам обычного здания. По высоте башня состоит из трех частей. Фундамент с невероятно малой глубиной чуть менее 5 метров, основная конструкция — пустотелая железобетонная коническая оболочка с сильно развитым основанием из железобетона. Бетонные кольца, из которых состоит основная конструкция, армированы 149 натянутыми стальными тросами. Верхняя часть башни (с отметки 385 м) — антенна в виде стальной телескопической трубы высотой 148 м. Толщина кольцевых стенок ствола башни 350-400 мм. Толщина защитного слоя бетона у рабочей арматуры ствола башни составляла 60 мм.
Для подъема обслуживающего персонала и посетителей до отметки 348 м предусмотрено 4 лифта (три пассажирских и один грузовой), от данной отметки до отметки 387 м используется технический лифт. Для эвакуации людей в случае пожара выполнена винтовая металлическая лестница от нулевого уровня до отметки 385 м (к этой лестнице и лифтам мы еще вернемся)
Предпосылки
Несмотря на то, что советские проектировщики закладывали запас «на будущее», наступление демократии и взрывное развитие теле — , радио — и других коммуникационных технологий, а значит — сверхпотребность в антенном комплексе Останкино как — то не предполагалось. Но в начале 2000-ных на башне располагалось передающее оборудование около 15 телеканалов, 9 радиокомплексов, пейджинговых и сотовых компаний, ретрансляторы оперативных и государственных служб и даже метеолаборатория. Шахты были забиты кабелями, потреблялось бешеное количество электроэнергии. Аппаратные работали практически в круглосуточном режиме, за исключением нескольких часов профилактических работ. Кабели питания и передачи сигнала иногда прокидывались способами, знакомыми каждому слаботочнику, работающему в жилых зданиях — не можем найти старый кабель, кинем новый.
Пожарные понимали, что эта вакханалия рано или поздно приведет к чему — то, учитывая, что…
по всей высоте башни установлены двухбаллонные углекислотные установки пожаротушения с ручным пуском. Автоматической пожарной сигнализацией оборудованы ряд аппаратных, технических и подсобных помещений. Пространство вертикальной шахты по всей ее высоте системами автоматического пожаротушения и сигнализацией не защищено.
И пытались с этим что — то сделать. Но сотрудники и администрация башни не слишком сильно напрягались по поводу пожарной безопасности:
Только за последние 3 года к административной ответственности привлечено 48 должностных лиц ГЦРТ, в том числе 10 руководителей структурных подразделений телебашни, приостанавливалась эксплуатация 108 участков электросетей и электроустановок.
Последняя комиссия противопожарной службы проходила в мае 2000 года, найдено 38 нарушений, к моменту пожара устранено было только 16 из них:
не выполнены специальные балконы-отстойники для вывода на них людей, имеющие обогрев и ограждения из алюминиевых остекленных витражей. Не обеспечена незадымляемость существующих металлических лестниц на пути движения от помещений с постоянным пребыванием людей к балконам-отстойникам. 13-ти этажная конусная часть не разделена на изолированные отсеки. Не решены вопросы обеспечения противодымной защиты путей эвакуации, монтажа систем автоматического пожаротушения и ряд других.
Башню охраняет объектовая пожарная часть, но
в дежурной смене несут службу 2-3 сотрудника, на их вооружении находится боевая одежда, противогазы на сжатом воздухе и носимые радиостанции.
И все. Очевидно, что подобными силами остановить какое —либо значимое распространение пожара маловероятно.
В воздухе отчетливо раздавался запах швейцарского сыра…
27 августа 2000 года. 15:19
К Останкинской башне прибывают первые пожарные и выдвигаются к предположительному месту возгорания — отметке 450 метров. Подъем и разведка занимают около 15-20 минут. Тогда становится известен и источник возгорания — короткое замыкание, подпалившее фидер.
Горение оболочки из поливинилхлорида быстро превращается в огненный водопад. Если вы хоть раз видели горящий пакет или покрышку, вы знаете, что они не сгорают в пепел, а образуют горячие капли. Только теперь эти падающие капли были из плотного пластика от бесчисленного количества кабелей и падающие в огромную четырехсотметровую печную трубу без перемычек. Против этой огненной лавины встало несколько пожарных с огнетушителями и как могли, сдерживали поток горящего полиэтилена — воду на такую высоту на момент начала пожара было невозможно подать. Тем более, башня работала, а следовательно, кабели находились под напряжением. Шла эвакуация.
Евгений Николаевич Чернышов, на момент пожара, подполковник — в красках рассказывает об увиденном на 450 отметке. Уникальный человек, заслуживающий отдельной статьи
А эвакуировать было кого. Кроме технического персонала башни на смотровых площадках и ресторане «Седьмое небо» находилось по крайней мере около 350 посетителей. Сотрудники Останкино не тупили, и согласно информации Управления Государственной Противопожарной Службы (далее в тексте — УГПС) в 15:48 люди были уже эвакуированы. С помощью 3 скоростных лифтов людей спускали вниз. А как же лестница?
Техническая винтовая лестница была около полуметра в ширину, не была защищена от продуктов горения и оказалась абсолютно не приспособленной как для эвакуации людей, так и для подъема пожарных подразделений. Но пожарные и спасатели были вынуждены ее использовать, поднимаясь как самостоятельно, так и поднимая за собой снаряжение и огнетушители, которые к 16.30 уже собирали буквально отовсюду — со всех городских частей, резервов и заводов — изготовителей.
Как выглядела эвакуационная лестница во время пожара — пожарный в тусклом свете фонаря несет огнетушитель.
Стало очевидно, что имеющихся специалистов на месте недостаточно и продолжалось прибытие пожарно — спасательных сил гарнизона, с 16:30 по 17:30 на место стягивались спасатели городских отрядов, пожарные вертолеты, спасатели Центроспас и Центра операций особого риска.
Тем временем огненный поток уже опускался ниже отметки 420 метров и не собирался останавливаться.
( здесь хронология официальных и неофициальных источников делает странные финты ушами — разница составляет до часа реального времени. Например, согласно документальному фильму телеканала РТС спасатели выехали на место около 17:10, а по официальным отчетам были уже на месте в 16:35. Возможно, путаница вызвана наличием как минимум двух экипажей Центроспас, находящихся в двух разных местах, работавших в Москве и журналисты в ходе повествования перепутали их прибытие, а может, лукавили авторы отчета )
Произведена разведка путем нескольких облетов на вертолете вокруг башни — в 16.35 и 18.20. Руководители тушения пожара хотели спустить на нее спасателей с пожарным и аварийно — спасательным оборудованием, но при облете выяснилось, что единственным местом такого десантирования могла быть крыша смотровой площадки, до которой можно было добраться и изнутри башни, поэтому от этой идеи отказались в виду ее неоправданного риска.
Тем временем, борьба с распространением огня в башне не останавливалась. Принято решение о создании противоогненных перемычек на высоте 348 и 360 метров. В 18:10 принято решение о обесточивании кабелей и их резке. До этого момента кабели находились под напряжением, возникали вторичные короткие замыкания, создающие дополнительные очаги пожара. Скорость вертикального распространения пламени с 0,5 м/мин увеличивалась до 2 м/мин, а это ОЧЕНЬ быстро.
Там было очень узкое расстояние, инструмента не хватало, чтобы полностью перерезать кабеля. И чем больше мы их резали, тем больше оно горело. То есть сначала капало немного, этой оплетки, и чем больше мы подрезали, не знаю, по каким причинам, начало капать очень активно
Было очень неприятно, усталость чувствовалась, в то время, пока мы резали, пользовались порошковыми огнетушителями, и не всегда успевали маской (дыхательного аппарата — прим. автора) закрывать лицо. Порошка наелись.
От технических помещений не было ключей, бензорезами и ломами срывались замки. В процессе пожарные надышались как и продуктами горения, так и порошком от огнетушителей, семерым из них пришлось обратиться к медикам.
Когда срезали три фидера из семи, пошел огонь, пошла тяга. Там же, как в каминной трубе, только в тысячу раз мощнее. Начало протягивать, там же воет в этих шахтах. Когда начали делать, запросили как раз асбест (асбестовое полотно — трудногорючая ткань для создания вкладки — прим. автора) , нам понадобился асбест, чтобы создать вкладку, потому что не дверей, не что — нибудь подходящего для создания шлюза не было. Там у шахты стояло много огнетушителей, штук 30, мы тут же пшикнули, но это как с вилами на танк — что там эти огнетушители против реки из огня.
Огонь к тому времени достиг отметки 350 метров.
Возникли опасения, что конструкция башни не выдержит такой огневой нагрузки, не смотря на уверения инженеров — создателей, что подобное невероятно, в 18.27 руководителем тушения пожара начальником УГПС ГУВД г. Москвы отдано распоряжение об эвакуации людей и техники из опасной 600 метровой зоны, создании оцепления силами нарядов милиции. И уже в 18:45 отцепление было выставлено. Но последствия удара даже частей конструкции общим весом в 55 тысяч тонн с высоты об грунт были сложно предсказуемы. Руководство города всерьез рассматривало вопрос о эвакуации близлежащих жилых кварталов, потому что в случае падения башни созданный толчок мог серьезно повредить или разрушить жилые дома.
Одно из асбестовых полотен на скоростном лифте вызвался доставить начальник управления государственной противопожарной службы Северо-Восточного административного округа города Москвы Владимир Арсюков, сопровождали его лифтёр Светлана Лосева и слесарь-ремонтник Александр Шепицын. В это время огонь добрался до машинных отделений лифтов между отметками 360 — 350 метров
В 19:00 открытое пламя вырывалось из башни. Видеть его могла вся Москва.
В 19.12 от Владимира Арсюкова поступает информация, что лифт застрял предположительно на отметке 225 метров. В 19.20 поступает последнее сообщение по радиосвязи от полковника Арсюкова, что в лифтовой шахте сильное задымление и лифт начинает плавное движение вверх.
(предположение автора — из — за большой высоты подъема лифтовой кабины и задымления момент из — за особенностей восприятия организма падения кабины мог быть воспринят офицером, как движение в обратную сторону)
19.26 — поступает информация об обрушении и деформации металлических конструкций лифтовой шахты и падении двух других лифтов.
Когда башня затряслась, очень сильно, кстати, затряслась, все типа перепугались и типа побежали вниз. Но какой — то полковник сказал — ребята, все равно не успеем добежать, погибнем. Заляжем и переждем. Ну вот так минут пять все пошаталось и успокоилось, мы встали и опять наверх пошли.
С нами пожарные были, сказали уходить, потому что там внизу что — то непонятное творится… Нашли, мы же не знали даже, куда уходить, нас туда закинули на лифте, сказали — вот фидера, резать здесь. Нашли техническую лестницу… Со всем барахлом начали отходить, метров двадцать, наверное прошли вниз, тут дикий совершенно свист, грохот, мы даже присели, все, пора уже закуривать — башня падает…
19:27 Тем временем спасатели и пожарные на первом этаже слышат грохот падающих лифтов и пытаются выяснить, все ли покинули эти самые лифты, запрашивая по радиостанции тех, кто находится на высоте на различных отметках. Информация противоречивая — кто — то сообщает, что все пожарные благополучно покинули лифты и спускаются по лестнице. Тем временем, спускавшиеся по лестнице, проверяли технические помещения. На шестом этаже обнаружились группа персонала башни, которая была эвакуирована.
Спасатели поисково-спасательного отряда №6 и пожарные, взяв с собой технического специалиста по лифтам, создали сборный отряд и пешком начали подниматься к отметке 225 метров, чтобы вытащить людей из предположительно застрявшего лифта. Дойдя до отметки 220 метров, группа развернулась назад — огонь в башне спустился еще на 50 метров вниз. Установить местонахождение лифта им не удалось.
С 22:00 до 00:00 пожарные продолжают доставлять на высоту огнетушители, включать вручную углекислотные системы пожаротушения. Огонь стремительно «стекал» вниз, лопались натяжные тросы башни.
В 23.47 пожарные предпринимают попытку остановить огонь на отметках 147 – 163 метров с помощью массированного использования огнетушителей в вертикальную шахту телебашни с одновременным принудительным нагнетанием воздуха от передвижной пожарной техники.
28 августа 2000 года
Главный инженер Останкинской башни предлагает использовать хозяйственный водопровод в стволе башни для подачи воды. Специалистами телебашни было высказано предположение, что кабина пропавшего лифта находится в верхней отметке — 348 метров. Подъем пожарных и спасателей на такую высоту занимает не менее 2 часов в условиях учений, без дыма и огня.
Тем временем пожарные в 00:08 с помощью техники смогли подать воду до уровня 63 метра для защиты помещений и основания башни и продвигались, прокладывая пожарные рукава, еще выше.
В 01:06 происходит деформация и обрушения металлических ограждающих конструкций в вертикальной шахте на отметке 153 метров. Падающие обломки и горящие фидера значительно осложняют и без того сложную работу — лифты «ушли», следовательно, все оборудования и огнетушащие вещества доставляются по лестнице на своих двоих.
Спасатели и пожарные работают на отметке 119 метров и начинают делать пропилы в водяной трубе для создания водяной завесы, разрезая кабели и фидера. По трубам вода подается до емкостей на 350 метрах с их переливом, для того, чтобы стекающая вода не давала распространяться огню по помещениям.
В 01:21 пожарные предпринимают повторную попытку замедлить продвижение огня с помощью порошка, до отметки 117 метров удается подать воду по пожарным рукавам.
В 01:36 закончены работы по созданию значительного препятствия для огня — начинает функционировать водяная завеса на отметке 119 метров с помощью тех самых пропилов в хозяйственно-питьевом водопроводе. На отметке отрезаны фидеры, перерезаны основные трубы и закрыты асбестовой кошмой. Продвижение огня значительно замедляется, но не останавливается полностью — сквозь неполно прилегающий асбест кипящий пластик стремится ниже. Пожарные вынуждены отступить под защиту водяных и высокопроизводительных пенных стволов на обустроенную позицию на отметке 63 метра. Основная борьба с огнем продолжается на высоте 69 – 147 метров теми же методами — рассечки, асбест, вода и огнетушители.
В 02:21 проведена оценка стягивающих тросов башни. Выводы неутешительны:
Лопнувшие тросы болтались, как бельевые веревки.
Поврежден 121 трос из 149. Директор башни убеждает пожарных, что даже если все троса лопнут, башня останется стоять.
В 05:50 удается сбить открытое пламя снаружи башни на высоте 165 – 270 метров. Казалось, что пожарные получили долгожданное преимущество перед огнем. Но в 06:59 происходит воспламенение продуктов неполного сгорания фидеров и борьба с пожаром на отметках 69 – 147 метров продолжается.
В 08:12 сводная группа спасателей и пожарных начинает подъем по Останкинской башне для тушения пожара и поисков людей выше отметки 163 метра в аппаратных, технических помещениях, смотровых площадок и ресторана «Седьмое небо» с помощью огнетушителей. Сохранялось задымления, все помещения башни были равномерно накрыты черной толстой копотью, находились отдельные, небольшие очаги горения даже на отдалении от основного горящего кабель — канала.
Эти мероприятия продолжались до 17:42, когда пожар был объявлен ликвидированным. Но задача по поиску пропавшего лифта с тремя пассажирами еще не была выполнена. Спасатели и пожарные добрались до отметки в 357 метров, спасатели в 17.30 вскрыли лифтовые шахты на высоте 348 метров. Лифта в его предполагаемой верхней точке не оказалось. Становилось ясным очевидное и поиски переместились на нижний уровень башни, где на отметке - 7 метров, под слоем воды, километровых тросов лежала искореженная кабина лифта, найденная в 17:45
После откачки воды и разбора завалов тела погибших были извлечены к 12:00 29 августа.
Когда стало ясно… у Ильича шансов, в общем — то, нету. Раз лифта наверху нет. Пока не сказали ясно, стопроцентно, что кабины наверху нет — оставалась надежда… По всякому бывает.
P. S.
Всего в тушении пожара и обеспечении участвовало 2364 человек, 269 единиц наземной техники и 4 вертолета.
Арсюкова, Лосеву и Шепицына наградили орденами Мужества посмертно.
Реконструкция башни проходила 2000—2007 годах. В 2009 году было возобновлено экскурсионное обслуживание гостей башни, в 2011 году вновь начала работу открытая смотровая площадка на высоте 340 метров, а ресторан «Седьмое небо» открылся для посетителей только в 2016 году.