"Я не мог поступить по-другому и не сочинить ее. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке"
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
В этой статье, а точнее в цикле статей, я постараюсь рассказать, как маэстро создал шедевр, как немец организовал концерт, и как бывший белогвардеец внёс свою огромную лепту. Все три статьи выйдут на канале одновременно.
Седьмая симфония - она же Ленинградская Дмитрия Шостаковича, поистине стала музыкальным памятником тем страшным временам. А дирижёр Карл Ильич Элиасберг, организовав концерт и отыгравший на нём Седьмую симфонию в блокадном Ленинграде, совершил не просто подвиг, он морально унизил фашистскую армию, осаждавшую город (напомню, кроме немцев осаждали город и финские войска).
Фашисты собирались захватить город к 9 августа 1942 года. А Ленинград в этот день по радио транслирует великий концерт, где звучит Седьмая симфония.
Можете для антуража запустить на заднем фоне "Седьмую симфонию".
Начнем по порядку.
Рождение шедевра!
Дмитрий Шостакович ещё до войны стал знаменитым композитором, его ценили не только в творческой среде общества, но и обычный народ, вместе с ним и советская власть. Начало войны он с женой и двумя дочерями встретил в Ленинграде, где провёл и первые месяцы блокады. Пока его с семьёй не эвакуировали в начале октября 1941 года.
При этом, хоть его слава могла позволить ему отсидеться в тылу, он стремился на фронт.
Первая попытка записаться в ряды РККА была уже 23 июня 1941, на следующий день после начала войны. К его сожалению, к нашему счастью, ему отказали.
Как ни странно, не из-за его известности, а скорее всего потому, что у него были проблемы с правой рукой ещё с юношества.
Но это нашего маэстро не остановило, 30 июня он записался добровольцем в народное ополчение.
А уже 5 июля газета "Ленинградская правда" опубликовала его письмо:
"Я вступил добровольцем в ряды народного ополчения. До этих дней я знал лишь мирный труд. Ныне я готов взять в руки оружие. Я знаю, что фашизм и конец культуры, конец цивилизации – однозначны. Исторически победа фашизма нелепа и невозможна, но я знаю, что спасти человечество от гибели можно только сражаясь".
Говорят (я не нашел этому точного подтверждения), в ополчение его не хотели брать тоже. Ему пришлось просить знакомых, чтобы его туда записали.
Но ему поручили возглавить музыкальную часть Ленинградского театра народного ополчения — по-настоящему тоже нужная и важная задача. Театр выезжал с концертами в действующую армию, госпитали, на призывные пункты. В обязанности Шостаковича входило оперативное составление аккомпанементов и сопровождение музыкальных номеров.
Но он хотел напрямую помогать фронту и городу, поэтому он участвовал в строительных работах по возведению оборонительных фортификаций и участвовал в пожарной команде противовоздушной обороны. По ночам дежурил на деревянных крышах и в случае попадания зажигательных бомб тушил вместе со всеми возгорания. Даже в журнале "Таймс" напечатали фото Шостаковича в форме пожарного на титульной странице.
Про его работу на стройке хорошо скажут воспоминания его ученика А. Лобковского: "Недостаток физической ловкости восполнял усердием, не отставая от молодёжи, копал как-то особенно аккуратно, тщательно, я бы сказал — методично, несмотря на изнуряющую июльскую жару".
Отдавая всего себя помощи городу, он успевал писать симфонию, которая прогремит на весь мир. Он писал симфонию, вкладывая в нее не просто свою душу, он вкладывал в нее дух народа, его страх и решимость, боль и озлобленность, уверенность в победе над врагом и желание жить всего народа.
Закончил он свою Седьмую симфонию в декабре, уже в эвакуации в городе Куйбышев (Самара). В этом же городе прошла премьера "Седьмой симфонии" - 5 марта 1942-го. Её исполнил находящийся в эвакуации оркестр Большого театра под управлением дирижера Самуила Самосуда.
Исполнение транслировалось по радио и мгновенно стало мировым событием. Ведущие западные информационные агентства рассказывали об этом событии. В большинстве союзных стран по антигитлеровской коалиции прошли концерты, где местные оркестры играли "Седьмую симфонию", и всюду были овации.
Решено было сыграть симфонию на ее родине, в блокадном Ленинграде. И эту сложнейшую задачу поручили дирижёру Карлу Ильичу Элиасбергу, немцу по происхождению.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки! Тут будет много ещё интересного и познавательного. Например, я наконец-то сделаю хвойный напиток, который пили в блокадном Ленинграде, о котором писал тут. Расскажу процесс производства дома и про его вкус.