Снова про юридические аспекты ЭКО и прочих вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ).
Возможно ли НЕ АНОНИМНОЕ донорство биологического материала?
Всегда ли отец ребенка, рожденного посредством ЭКО, будет считаться его биологическим отцом?
Важно ли для признания отцовства нахождение родителей ребенка, рожденного посредством ВРТ, в официально зарегистрированном браке, или не важно?
Обратилась ко мне женщина, которая хотела по взаимному согласию родить ребенка от здорового красивого мужчины – хорошего друга, но какие-либо личные отношения между ними отсутствуют. Разумеется, в браке они друг с другом также не состоят.
Мужчина вполне согласен на то, чтобы помочь родиться малышу.
Женщина при этом категорически не хотела устанавливать впоследствии отцовство, была против, чтобы мужчина помогал содержать ребенка и впоследствии имел бы право на получение содержания с выросшего ребенка.
Ко мне они обратились за советом, как им быть.
Второй случай. Мужчина помог родиться ребенку женщины, с которой он вместе работал и также не имел никаких близких отношений – люди по договоренности обратились в клинику ВСТ (вспомогательных репродуктивных технологий), и из третьего замороженного эмбриона родился здоровый малыш.
Мужчина при этом не подписывал решительно никаких документов в клинике – только лишь сдал биологический материал и искренне верил уверениям дамы, что он является донором и никаких правовых последствий для него не наступит.
Но вот незадача: женщина набрала кредитов на несколько миллионов и аккурат через шесть месяцев после рождения ребенка (уехав с малышом к себе в прекрасный южный регион России) и не поддерживая никаких отношений с мужчиной) обратилась в суд с иском об установлении отцовства и взыскании алиментов. В деле вдруг появилось некое информированное согласие, якобы подписанное мужчиной в якобы клинике. Мужчина клянется, что ничего такого не подписывал, и визуально подпись действительно явно ему не принадлежит. Дело уехало на почерковедческую экспертизу и чем оно завершится, пока не понятно.
К чему это я?
У правового сопровождения ВРТ три главные беды:
- Отсутствие четкого нормативного регулирования (как обычно, закон отстает от реальной жизни, если это, конечно, не очередное Распоряжение МЭРа о повышении стоимости платных парковок и не изменения в Налоговый кодекс в части повышения НДС и налогового бремени по упрощенке). Сейчас все отношения родителей между собой, с клиникой, с государством урегулированы одной-единственной статьей в законе «Об охране здоровья граждан» (ну и моими стараниями была введена одна поправка в Закон о государственном пенсионном обеспечении: теперь дети, рожденные с помощью ВРТ через 300 дней после смерти отца, имеют право на получение страховой пенсии от государства по потере кормильца).
- Правовой нигилизм (зачеркнуто) жуткий бардак в клиниках в части оформления подписываемых документов. Клиники банально не хотят приглашать не самых дешевых ПРОФИЛЬНЫХ юристов для разработки нормативно правильной документации – Договора, информированного согласия на каждую процедуру от создания эмбриона, до его заморозки, хранения и подсадки биологической или суррогатной матери.
- Крайне низкий уровень знаний граждан в этой не самой простой сфере.
Отмечу, что распространенное мнение относительно того, что отсутствие регистрации брака автоматически влечет к невозможности установления отцовства в судебном порядке – ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Если родители состояли в браке, то отцовство презюмируется и его не нужно устанавливать: ЗАГС автоматически по заявлению матери укажет ее супруга в качестве отца ребенка, если брак зарегистрирован не был, что отцовство устанавливается через суд.
КАК ЖЕ БЫТЬ С ОТЦОВСТВОМ при ЭКО и прочих ВРТ?
- Если родители в браке – мать автоматически регистрирует отцовство супруга в ЗАГСе.
- Если родители не в браке – отец может в ЗАГСе согласиться на установление отцовства и тогда он также автоматически записывается в графе «Отец» в свидетельстве о рождении ребенка.
Если же биологический отец ребенка (не муж женщины) не согласен на автоматическое признание отцовства в ЗАГСе – то в этом случае женщина должна устанавливать отцовство в судебном порядке.
ОТЦОВСТВО ЧЕРЕЗ СУД ПРИ ЭКО – как это происходит? Далеко не всегда ситуация однозначная, суды часто просто не понимают, какой нормой права им руководствоваться при рассмотрении такого требования матери ребенка.
Если мужчина хочет избежать ответственности и недобросовестно отказывается от выплаты алиментов (если все документы в клинике ЭКО были оформлены должным образом и он давал свое согласие на его лечение от бесплодия в клинике и подписывал договор именно как пациент, а не как не анонимный донор) - с такого человека вполне поделом суд взыщет алименты и установит отцовство, и это правильно.
Если же между двумя взрослыми людьми была договоренность относительно того, что мужчина просто помогает женщине, но при этом не несет ни перед ней, ни перед ребенком никаких личных обязательств и не обязуется платить алименты) – как быть в этом случае?
Рассказываю.
- Сейчас не существует НОРМАТИВНО ОПРЕДЕЛЕННОГО понятия не анонимного донора биологического материала (с анонимным донором проблем вообще нет). Определенная практика, конечно, сформировалась (поскольку запрос общества имеется): мужчина, согласившийся помочь знакомой даме, должен проследить за тем, чтобы клиника ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДПИСАЛА С НИМ ДОГОВОР КАК С НЕАНОНИМНЫМ ДОНОРОМ, А НЕ КАК С ПАЦИЕНТОМ, ПРОХОДЯЩИМ ЛЕЧЕНИЕ ОТ БЕСПЛОДИЯ. Правовая разница тут огромная. Также для донора (пусть и не анонимного) ПРОЙТИ В КЛИНИКЕ ПОЛНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ именно в КАЧЕСТВЕ ДОНОРА. Нет Донорского договора и документально оформленного обследования отца как донора – будет вам установление отцовства и взыскание алиментов.
Сейчас клиники далеко не всегда подписывают такой договор с не анонимным донором, часто дело ограничивается подписанием обычного договора, как с пациентом. Это в корне не правильно: в случае спора или попытки матери взыскать алименты вопреки первоначальной договоренности отсутствие так называемого донорского договора с мужчиной может стать решающим для присуждения алиментов и установления отцовства со всеми последствиями.
- Если люди предполагают рождение именно совместных детей с правовыми последствиями (алименты, наследование и т.п.) (а не донорство мужчины, пусть и не анонимное) крайне важно контролировать, чтобы В КЛИНИКЕ ОБОИМИ ПАЦИЕНТАМИ ПОДПИСЫВАЛОСЬ информированное согласие на КАЖДУЮ МЕДИЦИНСКУЮ МАНИПУЛЯЦИЮ соответствовало определенным критериям:
- Жестко соответствовало бы по форме утвержденному Минздравом образцу. То есть совпадало бы в каждом слове, в каждой формулировке.
- Давалось бы на КАЖДУЮ КОНКРЕТНУЮ ПРОЦЕДУРУ, а не содержало общих фраз типа «Даю свое согласие сразу на все манипуляции с эмбрионами», либо «Все права на распоряжение эмбрионами принадлежат матери эмбрионов». Общие фразы означают, что мать эмбрионов сможет использовать их без согласия мужчины любым способом: утилизировать, хранить, имплантировать … Ситуации бывают разные: например, мужчина и женщина по договоренности с помощью врачей создали и хранят несколько эмбрионов лет 10-15. Мужчина за это время успел поссориться с женщиной, и уже не хочет, чтобы она единолично решала вопрос, родиться ли его детям или нет.
#Вспомогательныерепродуктивныетехнологии #ВРТ #отцовство #алименты #ЭКО