Найти в Дзене

Как из поколения в поколение передается плохое и что делать. Слова Флоренс Найтингейл

"Давно известен факт, что в списках домов призрения бедных одна и та же фамилия повторяется из поколения в поколение. Это происходит потому, что члены злополучного семейства рождаются и вырастают в одних и тех же условиях, одинаково гибельных." Так писала Флоренс Найтингейл, женщина-подвижница, основательница сестринского дела. Она писала о болезнях. О том, что уход для больного не менее важен, чем само лечение. Чистота, порядок, наблюдение, неукоснительное соблюдение правил, доброе отношение сиделки к пациенту, внимание... Но коснулась и темы нищеты. Потому что в дома призрения попадали не просто бедные люди. А люди, не имеющие крова, еды, возможности заработать на жизнь, люди в отчаянном положении. Нищие, а не бедные. И за много лет практики Флоренс Найтингейл убедилась, что члены одной и той же семьи болеют одними и теми же болезнями. Это следствие условий, в которых жила семья. И бедностью они болеют точно так же, - вследствие условий семьи. Правил жизни, которые в семье повторяют

"Давно известен факт, что в списках домов призрения бедных одна и та же фамилия повторяется из поколения в поколение. Это происходит потому, что члены злополучного семейства рождаются и вырастают в одних и тех же условиях, одинаково гибельных." Так писала Флоренс Найтингейл, женщина-подвижница, основательница сестринского дела.

Она писала о болезнях. О том, что уход для больного не менее важен, чем само лечение. Чистота, порядок, наблюдение, неукоснительное соблюдение правил, доброе отношение сиделки к пациенту, внимание... Но коснулась и темы нищеты. Потому что в дома призрения попадали не просто бедные люди. А люди, не имеющие крова, еды, возможности заработать на жизнь, люди в отчаянном положении. Нищие, а не бедные.

И за много лет практики Флоренс Найтингейл убедилась, что члены одной и той же семьи болеют одними и теми же болезнями. Это следствие условий, в которых жила семья. И бедностью они болеют точно так же, - вследствие условий семьи. Правил жизни, которые в семье повторяются из поколения в поколение.

"Дом призрения" - это богадельня, приют, который сострадательные люди создали для помощи неимущим. "Призирать" - заботиться. Хотя по звучанию слово похоже на "презирать". Но смысл совершенно другой.

Почему так происходит? Конечно, главное - социально-экономические причины. Трудно, почти невозможно бедному получить хорошее образование. Хорошо питаться. Быть уверенным в себе. Защищаться от ударов судьбы, да даже от обыденных трудностей. Это самая главная причина повторяющейся из поколения в поколение бедности и нищеты.

В точности как с болезнями. Причины объективны. Плюс наследственность. И болезни передаются из поколения в поколение по объективным причинам. Это совершенно понятно.

Но Флоренс Найтингейл писала об условиях, которые можно изменить. Об условиях, которые способствуют болезням и бедности, но вполне поддаются коррекции.

И за многие годы она доказала, что изменение правил ухода за больными приводит к резкому росту выздоровлений. Лечение - это главное. Но и условия, в которых находится пациент, не менее важны. Это тоже часть лечения.

1. Обеспечить чистоту. Это посильно? Да.
2. Обеспечить человеческое отношение: доброе внимание, заботу. Это посильно? Да.
3. Соблюдать режим, создать полезные правила и следовать им. Это возможно? Да.
И многое другое простое - доступно и возможно. И в этих дополнительных условиях ключ к исцелению.

Есть предрасположенность к нищете, скажем так. Человек словно "заражен" ей. Он родился и живет в крайней бедности, предположим. Но можно изменить правила жизни. Вернее, создать их.

Это гигиена. Банальная чистота в доме. Недаром бедняки старались создать крохотный уют и соблюдать чистоту. "Чистая бедность", так говорили. Потому что пока у тебя чисто, ты беден, но борешься за жизнь. Когда у тебя грязно, ты уже не борешься. Это именно нищета. И в бедные периоды жизни надо следить за чистотой жилища. И помыслов. Это внутренняя чистота.

Это доброжелательная атмосфера в доме и забота друг о друге. Внимание и хорошее отношение. Если в доме ругань, ссоры, взаимные обвинения, - это путь к нищете. Мы словно сиделки друг для друга, мы поддерживаем друг друга и помогаем встать на ноги друг другу.

Это порядок во всем. Распорядок дня, хорошие правила, которых надо придерживаться. Ложиться и вставать в одно и то же время, чередовать труд и отдых, следовать расписанию. Это та самая "богиня Дисциплина", к которой обращались римляне в плохие периоды.

Это внимание к питанию. Да, стол бедного человека небогат. Но надо стараться есть полезное. Питаться регулярно. Есть с чистой посуды, спокойно, размеренно, готовить подкрепляющие блюда, которые хорошо усваиваются. Стараться готовить так, чтобы еда вызывала аппетит.

Над избегать мрачных разговоров и порочного веселья. Сохранять в доме, в семье атмосферу спокойствия. Не тревожить себя плохим, не тратить энергию на глупые и бесполезные развлечения. Надо организовать полезный досуг.

Флоренс Найтингейл недаром сравнила нищету с болезнью. И обратила внимание на повторяющиеся судьбы членов одной фамилии, одной семьи.

Да, мы не можем повлиять на объективные обстоятельства, на причины, которые лежат вне нашей воли. Но можем влиять на то, что нам подвластно. Чтобы не скатиться вниз. А постараться подняться наверх.

Этому учит и философия стоиков. И в периоды бедности следует соблюдать "правила гигиены и психогигиены". Когда Флоренс предложила свою систему ухода за пациентами, над ней смеялись. И только долгие годы упорного труда в самых тяжелых условиях доказали правоту основательницы "сестринского дела".

В ее наблюдениях - правда жизни. Можно выкарабкаться из болезни.

Можно выкарабкаться из бедности. Если соблюдать правила.

А можно не спастись. Гарантий нет. И впасть в нищету, попасть в дом призрения может кто угодно. Зарекаться нельзя. И заболеть может кто угодно. Тоже зарекаться нельзя.

Но соблюдение правил повышает шансы на успех, на исцеление. Резко повышает, если говорить об уходе за выздоравливающим. И вот этими шансами лучше воспользоваться. Простыми правилами гигиены и человечности.

Анна Кирьянова