Найти в Дзене

ОБЪЕКТИВные беседы

Владимирский централ, горячие точки, путч и дымящийся Белый дом в Москве, балетная грация, вдохновлённые лица величайших дирижёров… Российский фотожурналист Владимир Вяткин не просто фиксирует события, он является их непосредственным участником. Каждый кадр — это судьба, боль, надежда или момент гармонии и наслаждения. Историями фотографий мастер поделился на творческой встрече, которая прошла в январские праздники в Центральном офицерском клубе на Ферме. Уже с первых минут встречи стало понятно: это будет не вполне обычная лекция. Перед собравшимися фотографами, видеооператорами и журналистами Владимир Вяткин блестяще продемонстрировал свой педагогический талант, с первой минуты найдя контакт с аудиторией. Он начал не с готового плана, а с вопроса: «А что вам вообще интересно?» Этот посыл сработал, как ключ, превратив монолог в диалог. Вяткин не спешил занять почётное место в президиуме — свой рассказ начал, не отходя от слушателей. Его профессионализм, отточенный с 1983 года на факул
Оглавление

Владимир Вяткин о жизни и творчестве фотожурналиста

Владимирский централ, горячие точки, путч и дымящийся Белый дом в Москве, балетная грация, вдохновлённые лица величайших дирижёров… Российский фотожурналист Владимир Вяткин не просто фиксирует события, он является их непосредственным участником. Каждый кадр — это судьба, боль, надежда или момент гармонии и наслаждения. Историями фотографий мастер поделился на творческой встрече, которая прошла в январские праздники в Центральном офицерском клубе на Ферме.

ПЕРВЫЕ ФОТОГРАФЫ — ХУДОЖНИКИ-НЕУДАЧНИКИ
ПЕРВЫЕ ФОТОГРАФЫ — ХУДОЖНИКИ-НЕУДАЧНИКИ

Уже с первых минут встречи стало понятно: это будет не вполне обычная лекция. Перед собравшимися фотографами, видеооператорами и журналистами Владимир Вяткин блестяще продемонстрировал свой педагогический талант, с первой минуты найдя контакт с аудиторией. Он начал не с готового плана, а с вопроса: «А что вам вообще интересно?» Этот посыл сработал, как ключ, превратив монолог в диалог. Вяткин не спешил занять почётное место в президиуме — свой рассказ начал, не отходя от слушателей.

Его профессионализм, отточенный с 1983 года на факультете журналистики МГУ и в Академии дизайна, где он преподаёт до сих пор, проявился в умении видеть каждого.

Рассказывая свои жизненные истории, Вяткин мог смотреть в глаза одному слушателю, вовлекая лично его, а через него — весь зал. Такой приём создал мощный контакт уже в первые минуты. А интересных рассказов было множество.

НАСМОТРЕННОСТЬ — ВИЗУАЛЬНЫЙ БАГАЖ

Владимир Вяткин в детстве увлекался музыкой и живописью, а в 1968 году после окончания школы-интерната поступил работать в Агентство печати «Новости» (АПН) в качестве фотолаборанта, а затем и ученика художника. И работает в нём по настоящее время, теперь в качестве специального фотокорреспондента, в Дирекции фотоинформации РАМИ РИА «Новости». Художником он так и не стал, но именно искусство стало его личным ключом к успеху.

«Мы, фотографы, что делаем, — телеоптикой вырываем из объективной реальности жизнь, элементы, фрагменты. Снять с нынешним автофокусом очень легко. А художник должен собрать эти элементы, чтобы сложить и написать, к примеру «Явление Христа народу», которую Иванов писал 25 лет. Это этюды, эскизы, наброски! Своим студентам я давал такое задание. Мы шли в Третьяковку, и я просил, чтобы каждый за 5 минут пересчитал количество персонажей «Явления». Расшифровывать нужно очень многое. Поэтому в первую очередь учиться надо у живописцев, литераторов и музыкантов. У фотографов нет основы», — говорит Владимир.

Владимир Вяткин является шестикратным лауреатом международного фотоконкурса World Press Photo, на который трижды был избран членом международного жюри. Он имеет премию «Золотой глаз», а также награды в других тематических категориях — за съёмки в горячих точках, посвящённые искусству, медицине, спорту. В его объективе была и есть повседневная жизнь
-3

НЕ ТЕРЯТЬ ТЕМАТИЧЕСКУЮ ДИСТАНЦИЮ

За более чем 50-летний профессиональный стаж Вяткин снимал фоторепортажи во многих горячих точках планеты: в Никарагуа, Афганистане, Чечне, участвовал в специальных проектах для журнала National Geographic, месяц снимал на режимном объекте Владимирский централ. В беседе с сергиевопосадцами Вяткин дал рекомендацию — соблюдать тематическую дистанцию. Как-то раз после командировки за колючую проволоку, заключённые попытались из него сделать связиста, а квартиру превратить в перевалочный пункт.

Уже через пару дней после окончания работы в Централе, узники знали о нём абсолютно всё — как зовут, где живёт и так далее. Он рассказал, что ему даже пришлось менять место жительства. Это не единственная история, в которой едва не стёрлись границы рабочего и личного. Такая же ситуация произошла у фотожурналиста с цыганами, которые «приехали в гости» целым табором. Какое-то время Вяткин был вынужден укрываться у тёщи.

-4

УЧИТЕСЬ ЖИТЬ И ВИДЕТЬ

Перипетии — временны, а искусство — вечно. Владимир Вяткин на протяжении всей своей профессиональной деятельности оставался верным фотографии. А для него лично фотография — литература без слов, которую нужно учиться читать, — это сложно и требует подготовки. Художник убеждён, что через авторскую фотографию — снятую фотоаппаратом, мобильным телефоном — можно продемонстрировать культуру, интеллект, образованность и даже мудрость, если таковая есть. А можно показать невежество и расписаться в собственной глупости.

«Мы не можем изменить мир с фотоаппаратом, но можем обозначить те проблемы, которые, вроде бы, обозначены жизнью, но в реале мы их словно не замечаем. Фотограф документально фиксирует эти решающие моменты, когда надо задуматься и менять что-то: конфликтность — социальную, межнациональную, возрастную, этическую, эстетическую. Фотография — это, прежде всего, культура — общества, нации. И это надо ценить и понимать, а для этого нужно учиться», — считает мастер.

-5

Ярослава Бельмас
Фото: Дамир Шавалеев, vladimir-vyatkin.photographer.ru