Найти в Дзене
Творческая артель

Какую фантастику мы будем читать в новом году?

Какую фантастику мы будем читать в новом году? Этот вопрос стал главной темой круглого стола в Библиотеке-читальне имени А. С. Пушкина. Резиденты клуба «Фронтир» и «Клуба любителей исторической фантастики» при поддержке Союза литераторов обсудили актуальные направления в печатной и сетевой литературе, поговорили о малых и больших форматах, а также проследили основные жанровые тренды — от повседневных и массовых до нишевых и экспериментальных. Особое внимание уделили уходу постапокалипсиса и антиутопии, устойчивому доминированию темы попаданцев, а возросшему интересу жанрам бояр-аниме и LitRPG. На фоне популярности которых, к сожалению, не приходится говорить о полноценном возвращении «твёрдой» научной фантастики. Более того, если сохранятся современные тенденции к клиповому мышлению и сиюминутному эскапизму, то значительная часть публикуемой фантастики рискует и дальше оставаться в пределах клишированных произведений и однотипных циклов, где во главу угла ставится прежде всего коммерче

Какую фантастику мы будем читать в новом году? Этот вопрос стал главной темой круглого стола в Библиотеке-читальне имени А. С. Пушкина. Резиденты клуба «Фронтир» и «Клуба любителей исторической фантастики» при поддержке Союза литераторов обсудили актуальные направления в печатной и сетевой литературе, поговорили о малых и больших форматах, а также проследили основные жанровые тренды — от повседневных и массовых до нишевых и экспериментальных.

Особое внимание уделили уходу постапокалипсиса и антиутопии, устойчивому доминированию темы попаданцев, а возросшему интересу жанрам бояр-аниме и LitRPG. На фоне популярности которых, к сожалению, не приходится говорить о полноценном возвращении «твёрдой» научной фантастики. Более того, если сохранятся современные тенденции к клиповому мышлению и сиюминутному эскапизму, то значительная часть публикуемой фантастики рискует и дальше оставаться в пределах клишированных произведений и однотипных циклов, где во главу угла ставится прежде всего коммерческий интерес автора, а не художественный поиск, мотивация и развитие читателя.

Стоит честно спросить себя: может ли быть иначе, если издатели требуют следовать популярным трендам и панически боятся потерять прибыль. Сегодня без труда проходит очередной герой-попаданец или текст, бессмысленно забитый псевдонаучными терминами под вывеской «научной фантастики». И на этом фоне почти утопией выглядит попытка протолкнуть через издателя роман уровня классической советской школы — вдумчивый, идейный, рискованный, не подстроенный под алгоритмы и чек-листы маркетинга.

С другой стороны, ставший доступным сетевой самиздат, теоретически открывает безграничные возможности для творческого эксперимента. Но картина неоднозначна. Бесконечное количество цифровой литературы стремится к «уровню минимальной культуры», подчиняясь усредненному спросу на тот самый незамысловатый сиюминутный эскапизм. Экспериментальные и сложные работы, если они появляются, тонут в этом потоке, что лишь умножает объём «буквосодержащей продукции».

Итог парадоксален: при наличии немалого числа современных произведений всё больше читателей, ищущих не просто развлечения, но пищу для ума и духа, снова и снова возвращаются к проверенной временем классике — как к надежному ориентиру в мире, где будущее фантастики балансирует между безграничными возможностями цифровой эпохи и диктатом коммерческих интересов.